Основы сикхизма – туризм

Концепция сикхизма – Sikh religion

Гуру Нанак Дев

Гуру Ангад

Гуру Амар Дас

Гуру Рам Дас

Гуру Арджун

Гуру Харгобинд

Гуру Хар Рай

Гуру Хар Кришан

Гуру Тегх Бахадур

Гуру Гобинд Сингх

Сири Гуру Грантх   
Харимандир СахибПатхар СахибХемкунд Сахиб
Баба Сири Чанд   

словарь терминов

статьи

Материалы, приведённые на этой странице, взяты из книги Sacred JAPJI. Автор книги – Harbans Singh Doabia – сделал перевод и транслитерацию Джап Джи на английский язык и дал комментарии, позволя-
ющие европейскому искателю лучше понять смысл писания.

Читать предисловие автора

Священное писание
Джап Джи

или Учение

Джап Джи Сахиб

открыть книгу

Перевод материалов из книги Sacred JAPJIспециально для проекта bhajan.narod.ru с англ. выполнен Татьяной Зюликовой,

дек. 2009 – янв. 2010

Сикхизм – самая молодая религия. Родина – штат Панджаб (Пенджаб) в Индии. Основатель – Гуру Нанак. По ряду признаков сикхизм можно отнести к бхакти-йоге.

Введение

Джап(у) Джи Сахиб, созданный первым Сатгуру сикхов по слову Всевышнего Господа, можно назвать ключом к священным книгам сикхизма. Джап Джи содержит все основополагающие идеи сикхизма, и каждый сикх повторяет этот божественный гимн ранним утром. Большинство сикхов знает его наизусть.

Основы сикхизма можно кратко
сформулировать так:

  1. Каждый человек должен со всей искрен- ностью и преданностью помнить и повто-

    рять имя Единого Бога, чтобы получить освобождение из цикла “рождения и смерти” и познать радость уже в этом мире (в этой жизни).

  2. Бог существует в двух ипостасях: как абсолют (Ниргун) и как личностный Бог (Саргун).
  3. Бог – не абстрактное понятие. Это высшая личность, которую можно любить и почитать. Однако его присутствие растворено во всем творении.
  4. Бог – единый отец всего в этом мире. Все сущее создается и поддерживается им.
  5. Бог не воплощается.
  6. Бог – создатель Маммона (Майи). Все божества сотворены Богом и подчиняются его воле.
  7. Бог суть вечная красота.
  8. Поклоняйтесь Единому Всевышнему Богу, а не различным божествам, идолам, могилам, местам сожжения и другим неодушевленным предметам.
  9. Бог – не всесильная машина, преобразующая материю, уже существовавшую до него. Напротив, создав мир, он существует не вне материи, но превосходит ее.
  10. Вселенная – не выдумка и не миф, это живая действительность, потому что в ней присутствует Единый Бог.
  11. Каждое творение в отдельности и вся природа в целом подчиняется воле Бога и существует по его законам.
  12. Богу невозможно угодить показным поклонением, бесполезными ритуалами и слепым следованием традиции.
  13. Чтобы добиться божьей благодати, необходима искренняя и бескорыстная любовь и преданность.
  14. Необходимо не просто повторять имя Бога, но и помнить о его величии и петь ему хвалы.
  15. Эго, ложь и злые помыслы возводят стену между человеком и Богом. Искреннее поклонение Богу и добродетельные поступки в конце концов разрушат эту преграду.
  16. Человек должен жаждать служения человечеству, не делая различий между кастами и вероучениями.
  17. Человек должен жаждать служения человечеству, не делая различий между кастами и вероучениями.
  18. Необходимо развить в себе добродетели до такой степени, чтобы избавляться от малейшего поползновения ко злу принятием мгновенного решения.
  19. Человек должен не верить в различия между кастами, вероучениями и неприкасаемость и применять это правило в жизни.
  20. Женщины обладают такими же правами, как и мужчины, включая право на свободу вероисповедания и вступления в общины.
  21. Человеку дана свободная воля и мудрость, и он должен следовать велениям истины и добродетели. Он наследует свое собственное прошлое, которое можно исправить, идя путем добродетели.
  22. Следуя словам истинного гуру, собственную волю человека можно привести в согласие с высшей волей Бога и таким образом выйти за пределы своего прошлого и обрести новый статус.
  23. Вездесущий Бог – внутри каждого из нас, и, прислушиваясь к учению истинного гуру и следуя ему, можно увидеть внутри себя высший свет.
    Тьма эго затмевает взор человека.

УЧЕНИЕ  ДЖАП  ДЖИ  САХИБ

Каждый сикх должен вдумчиво и усердно читать ежедневные молитвы, содержащиеся в предписанных пяти священных гимнах.

Эти гимны называются Нит Нэм (ежедневная программа для чтения и сосредото-
чения ума на предписанных молитвах).

Джап Джи – один из пяти гимнов, которые необходимо читать не реже одного раза в день рано утром. Также необходимо читать и другие гимны… читать далее…

Источник: http://bhajan.narod.ru/sikh/main.htm

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Сикхизм, религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469–1539). Сикх, слово санскритского происхождения, означает «последователь» или «ученик». К 1990 сикхскийпантх(религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.

Нанак, по происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65 км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу(обитель веры) в Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.

Учение Нанака строится вокруг концепции «нам» («божественного имени»), которое означает все, что может быть постигнуто относительноАкал Пуракх (Бога).

Акал Пуракх не имеет формы, но его дивные дела видны всюду, как во внутреннем, так и во внешнем мире, что свидетельствует о неизменности цели Акал Пуракха.

Медитация на эту тему обязательно входит в повседневную дисциплину сикхов –«нам симран» («напоминание божественного имени»), которая может заключаться в простом повторении священных слов, таких как«сат нам» («истинный есть имя») или «вахигуру» (популярное у сикхов современное наименование Бога), в распевании стихов гуру или во внутренней медитации. Выбор метода зависит от силы и темперамента индивида. В конечном счете должна быть достигнута высшая гармония духа, освобождающая человека от цикла перерождений.

Нанак сделал свою религию открытой для всех желающих, вне зависимости от кастовой принадлежности, предшествующих деяний или пола. Превыше всего Нанак ставил внутренний характер богопочитания, не нуждающегося во внешних проявлениях или предметах культа.

Корни учения Нанака можно найти в северо-индийском движениисантов. Сантыкатегорически отрицали принятие Богом формы – Бог былниргуна («не имеющий качества»). Во многом эту доктрину дополнили натхи, последователи полумифического гуру 12 в. Горакнатха.

Натхи настаивали на чисто внутреннем характере веры. Кроме того, в северной Индии за 500 лет до Нанака утвердился ислам, и некоторые суфийские школы истолковывали Коран в духе, напоминавшем учение сантов.

Поэта-санта Кабира (1450–1518) чтили и мусульмане, и индуисты, ряд его гимнов впоследствии вошел в священное писание сикхов.

Учение Нанака нельзя рассматривать ни как сочетание верований индуистов и мусульман, ни как просто вариант индуистской традиции.

Для Нанака вера и религиозная практика как индуистов, так и мусульман могли быть либо истинными, либо ложными: истинными, если в них утверждалась память «нам» в душе человека, но ложными, если вера предполагала обожествление храмов, мечетей, идолов, паломничеств, священных текстов, т.е. внешних атрибутов.

Считалось, что Нанак-пантх (община Нанака) стоит вне традиционных религий Индии. Потребовалось почти четыре столетия, чтобы среди сикхов сформировалось представлению о том, что они не мусульмане и не индусы, а отдельная религиозная община.

Позднейшие гуру

Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504–1552), который стал вторым сикхским гуру. За Ангадом последовал Амар Дас (1479–1574), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, центр паломничества, сложил целый ряд гимнов.

Четвертым гуру стал зять Амар Даса – Рам Дас (1534–1581), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Рам Дас заложил город Амритсар («пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии.

Сан наставника-гуру сделался наследственным, когда пятым гуру стал сын Рам Даса – Арджун (1563–1606). Арджун составил Ади Грантх, собрание гимнов, которое с тех пор является главным объектом религиозного почитания сикхов.

Он погиб от рук могольских правителей северной Индии, став первым сикхским мучеником за веру.

Мученическая смерть Арджуна привела к изменениям в политике общины. Сын Арджуна – Харгобинд (1595–1661) впервые создал сикхскую армию, которая сражалась против войск Моголов.

В период правления двух последующих гуру – Хари Рая (1630–1661) и Хари Кришана (1656–1664) – отношения с Моголами были мирными. Хари Кришан умер от оспы, и девятым гуру стал его дядя Тегх Бахадур (1621–1675).

Бахадур был вызван в Дели императором Аурангзебом (1658–1707), но отказался принять ислам и был казнен.

Говинд Сингх (1666–1708), юный сын Тегх Бахадура, после гибели отца укрылся в предгорьях Гималаев. Моголам, всегда обладавшим властью над равнинами Пенджаба, так и не удалось подчинить себе полунезависимых правителей горных княжеств. Говинд Сингх стал одним из таких правителей на территории вокруг Анандапура.

В 1699 он предпринял важнейший шаг, созвав сикхов в Анандапур, где провозгласил учреждение новой общины – хальсы, воинственного братства-ордена, объединившей особо преданных сикхов.

Незадолго до смерти Говинд Сингх объявил, что с его кончиной прекращается линия живых гуру, и в дальнейшем функции гуру должно исполнять священное писание (к тому времени получившее наименование Гуру Грантх Сахиб) совместно с сикхскимпантхом.

Хальса и современный сикхизм

Все члены хальсы должны были безоговорочно слушаться гуру и идти на самопожертвование во имя веры. Употребление алкоголя и табака категорически запрещалось. Чтобы стать членом хальсы, необходимо было пройти особый обряд посвящения. Говинд Сингх дал хальсе простой кодекс поведения – рахат.

По сей день члены сикхской хальсы соблюдаюткаккар («правило пяти К»), основурахата:кес– запрет на стрижку волос, кангха– деревянный гребень, кара– железный браслет, кирпан– короткий меч, качхх– штаны до колен. В хальсу входили мужчины и женщины, получая при этом дополнительное имя Сингх («лев») или Каур («львица»).

Хальса сохраняла доминирующее положение в сикхской среде до конца 20 в., и большая часть различий внутри пантхаотносится к хальсе. На одном конце спектра находятся амритдхари, получившие амрит, или воду инициации, и являющиеся полноправными членами хальсы.

За ними следуюткес-дхари, не посвященные в орден, но отмеченные его внешней символикой, в первую очередь длинными волосами. На другом краю спектра – сахадж-дхари, которые чтут Гуру Грантх Сахиб, но не соблюдают рахат. Между ними стоят, не имея особого имени, те, кто происходят из хальсы, но стригут волосы.

В эту группу входило большинство сикхов, живших за пределами Индии в 1990-е годы.

Амрит-дхари и кес-дхари считаются членами хальсы, совместно обе группы доминируют в жизни пантха.

Хотя лишь незначительное меньшинство из них рассматривают остригших волосы как несикхов, в целом в хальсе существует недовольство по поводу наличия в пантхе такого большого количества членов, не соблюдающих рахат.

Однако официально исключают только амрит-дхари, преступивших запреты: если они совершают любой из четырех больших грехов (обычно это стрижка волос или курение), то их изгоняют из хальсы и называют патит («падшие»).

В сикхской среде наблюдалось несколько миграций, в 1880-х годах многие выехали в Юго-Восточную Азию и Австралию, после 1900 – в США. Начиная с 1947 число сикхских эмигрантов сильно возросло, и к началу 1990-х годов за пределами Индии проживало около миллиона сикхов (главным образом в Великобритании).

Центром религии сикхов остается гурдвара(«храм»). Там хранитсяГуру Грантх Сахиб, предмет трепетного почитания, которому поклоняется каждый входящий в храм. У сикхов нет священнослужителей, поэтому службу может проводить всякий, кто обладает хорошей репутацией в пантхе.

Гуру Грантх Сахиб признается одним из лучших сборников средневековых гимнов Северной Индии, богослужение состоит главным образом в пении этих гимнов. При каждом гурдваре должен быть лангар (бесплатная трапезная), где может совершить трапезу каждый, независимо от его кастовой принадлежности. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба.

Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение, например при выборе брачных партнеров.

Новая история

В 18 в. сикхи постепенно заняли доминирующее положение в политической жизни Пенджаба, хотя никогда не составляли большинства пенджабцев.

Ранджит Сингх (1780–1839) объединил местные сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами, которые укрепились на другом берегу реки Сатледж.

В 1846 англичане нанесли им поражение, и после второго поражения сикхов в 1849 Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

В 1947 Пакистан обрел независимость, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 территория штата Пенджаб уменьшилась за счет выделения из него нового штата – Харьяны, в результате сикхи образовали большинство в Пенджабе, говорящее на языке панджаби.

Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан. В начале 1980-х годов влияние в обществе приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством Золотой храм в Амритсаре был превращен в укрепленную крепость.

В июне 1984 индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс, Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди, премьер-министр Индии, была убита сикхом из ее личной охраны. После этого покушения в Индии начались сикхские погромы.

Читайте также:  Албания - карта, флаг, климат и достопримечательности албании

В 1990-х годах в Пенджабе периодически вводилось чрезвычайное положение.

Список литературы

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь. М., 1996

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=106362

Сикхские обычаи и ритуалы

Особое место в сикхской культовой практике принадлежит общей, совместной сикхской молитве.

Сикхское моление может проводить любой сикх; эта традиция была заведена для того, чтобы не вызывать к жизни целый класс священников с их претензиями на власть.

Проводить его может даже женщина, потому что сикхизм провозглашает и проводит в жизнь равенство мужчины и женщины. Это может быть обычное чтение гимнов киртан или совместный молитвенный ритуал с элементами проповеди, который называется ардас.

Предрассветная совместная молитва в храме является одной из самых святых сикхских традиций. Общей молитвой в храме сикхи приветствуют наступление нового дня, благодарят Бога за спокойно проведенную ночь и испрашивают Его благословения на дневные дела. Такая утренняя молитва называется киртан (буквально: «прославление»).

Во время нее исполняются начальные страницы Книги Ади Грантх. Это Мул Мантра (буквально: «корневая мантра»), которая открывает Книгу. Собрание из 26 гимнов гуру Нанака Джапджи, расположенное вслед за «Мул Мантрой», содержит сикхский символ веры и исполняется каждый день. После этого распределяется карах прасад.

Обязательная для всех ежедневная храмовая молитва на этом завершается, и дальнейшее храмовое расписание зависит от многих обстоятельств. Обычно стараются, чтобы в храме было проведено за день пять полных молитвенных служб (число 5 в сикхизме священно). В течение дня в любом случае обязательно исполняются определенные части Ади Грантх.

Поэма Аса-ди Вар гуру Нанака, Ананд Сахиб, сочинение гуру Амар Даса, или Сукхмани, написанная гуру Арджуном, исполняются чаще всего. По окончании чтения этих молитв также распределяется карах прасад.

В течение дня, после обязательных молитв, почти всегда проводится ардас. Этот вид совместного моления сикхской общины, содержащий элементы проповеди, проводится во всех сколько-нибудь значимых случаях в жизни общины или отдельного ее представителя. Во многих случаях проведение ардаса по просьбе сикха или его семьи отмечает важные моменты и переходные точки жизненного пути человека.

Ардас совершается перед началом путешествия, перед всяким важным делом, перед вселением в новый дом. Ардас всегда проводится во время ритуалов жизненного цикла. Для участия в молении ардас сикхи собираются в храме или на дому у того, по чьей просьбе оно проводится.

Собравшихся должно быть не менее пяти человек, как это вообще принято в сикхизме, и обязательно действо проводится в присутствии Гуру Грантх.

Молитвенный ритуал ардас принят в хальсе со времен гуру Гобинд Сингха и имеет четкую структуру. Все присутствующие принимают активное участие в молитве, часто восклицая знаменитую сикхскую формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру».

В первой части молитвы произносится несколько стихов из Книги, в которых упоминаются Бог и все десять гуру. Во второй части моления сикхи вспоминают свою героическую историю и говорят о том, как община прошла через испытания.

Они призывают помнить о прошлых испытаниях и победах Пантха, а также о святых мучениках сикхской религии, о «тех верных членах хальсы, кто был обезглавлен за веру, четвертован, скальпирован, колесован, распилен на куски; кто принес свои жизни в жертву, защищая святые гурдвары, никогда не отказываясь от своей веры; тех, кто был тверд в своей верности нестриженым волосам истинного сикха; передан им свою милость, о хальса, и призови Бога, говоря Вахигуру». В третьей части моления ардас упоминается повод, по которому оно проводится, и приводятся религиозные формулы и тексты, подходящие к случаю. Заканчивается моление пожеланиями благополучия всей хальсе. Его обычно исполняют в унисон все члены общины. После ардаса карах красил распределяется всем присутствующим.

Во время Бхог, завершающей, вечерней части ежедневного чтения, перед общиной сангат исполняются шлоки гуру Тегх Бахадура Мундавни и Раг Мала, то есть последние четыре страницы Книги. Затем Книга накрывается покрывалом румал. и на сегодня ее оставляют отдыхать.

Главная религиозная церемония в жизни сикха, это без сомнения, церемония посвящения в сикхскую общину, хальсу. Она называется амршпа-саискар или пахул. Посвящение в общину проводится в сикхском храме в присутствии всей общины или в сикхском ломе в присутствии родственников и друзей сразу для многих мальчиком и девочек.

достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обычно это молодые люди из сикхских семей. Провозглашенная сикхскими гуру возможность вступления в сикхскую общину для представителей любой веры и происхождения теоретически остается в полной силе, но практически теперь не реализуется.

Сикхская община сама превратилась в своего рода замкнутую кастовую группу, и для нее также характерны наследственные профессии, браки внутри общины (эндогамия) и культурное своеобразие. В этом проявилось действие социальных механизмов индийского традиционного общества.

Более того, в этом обществе закрытость общины воспринимается со стороны других сект и каст как правильная и естественная.

Ритуал проводится так, как некогда его совершил десятый гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Для проведения ритуала избираются пять особо уважаемых членов общины, которые в память о первых героических посвященных в хальсу сикхах называются Панч Пьяре.

Эти пятеро должны иметь при себе все полагающиеся члену хальсы пять символов. Сами принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды. Обряд проводится перед Книгой Ади Грантх. Один из посвящающих рассказывает собравшимся неофитам о принципах хальсы и спрашивает, принимают ли они их.

После того как те дали согласие, один из посвящающих начинает читать молитву. Одновременно для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, символ бессмертия, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Ее готовят пять посвящающих.

Они ставят в центр большой железный сосуд с водой, взятой из пруда около Золотого Храма, и сладкими добавками. По очереди они читают молитвы и гимны из Ади Грантх, при этом размешивают воду мечом. (Сикхская традиция гласит, что при первых гуру амрита не приготовлялась и обряд посвящения в сикхи был другим.

Тот, кто хотел стать сикхом, пил воду, в которой были омыты ноги гуру, – в знак полного подчинения его воле.)

Когда напиток готов, начинается собственно посвящение. Каждый кандидат вызывается для принятия амриты. Он или она складывает руки в пригоршню, чтобы жидкость не проливалась, и выпивает пять раз полную пригоршню, приговаривая вслед за произносящими молитву Панч Пьяре формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру».

Затем ему пять раз брызгают амритой в глаза и лицо, пять раз на голову и волосы. Всякий раз вступающий произносит сикхскую молитвенную формулу. Затем вступающий пьет амриту прямо из сосуда. После этого он читает пять раз молитву «Мул Мантра».

Затем Панч Пьяре рассказывают новообращенным о правилах поведения сикха и других важных указаниях сикхских гуру. С этого момента прошедшие обряд считаются принятыми в хальсу. Они получают добавление к имени Сингх («Лев») для мужчин и Каур («Принцесса») для женщин.

Новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все собрания, сикхские святыни и вступать в брак. Обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. Важнейшие из этих обязанностей — ежедневно совершать молитвы, передавать 1/10 своего дохода на цели общины и носить атрибуты хальсы, «пять К».

Главными грехами, которые сикх не должен допускать, считаются: стрижка волос и бритье бороды и усов; употребление мяса, приготовленного по мусульманским правилам; нарушение супружеской верности; употребление табака.

В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по каким-либо причинам (в том числе и по причине совершения греха) выбыл из общины. Такие люди должны сообщить о своей причине Панч Пьяре, выдержать возложенное наказание и после этого могут присоединиться к остальным посвящаемым.

Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов.

Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось.

Третий гуру Амар Дас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал.

Наречение имени. При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного.

Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий. Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу.

Как правило, это бывает, когда ребенку' всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно. Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного.

Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его. Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные – имена гуру и других великих людей.

Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение.

Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям.

В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти.

Все это общение проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники.

У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся.

Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете. Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха.

Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас. Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений.

После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх.

По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа.

В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж.

Похоронный обряд. Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру».

Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. Смерть тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом. Тело обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу реки или водоема.

Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из Ади Грантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая семья, как правило, проводит Патх — сплошное чтение всей Книги Ади Грантх, которое обычно длится семь дней и долее.

Читайте также:  Иордания

Период траура длится четыре—десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц Ади Грантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза.

Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души.

Автор и источник публикации: 

Константин Родин. Источник

Источник: https://indonet.ru/article/sikhskie-obychai-i-r

Сикхизм

Сикхи́зм (от пендж. ਸਿੱਖੀ, сикх, «последователь, ученик») — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).

К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.

История сикхизма

Сикхизм как религиозное течение возникло в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 г. в Талванди (округ Лахор).

Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов.

Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразнил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некого Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (обьединений воинов).

Сикхи тажке вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Вначале это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.

Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX века, глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб.

Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (с 1843 до 1849) был смещен ими с престола и далее получал пенсию.

Основы веры

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий.

Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя.

До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского.

Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он присутствует везде — как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем.

Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях.

Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обязательства не имеют значения.

После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё что существует.

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других.

Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию.

Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с ее законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения.

Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Также и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека.

Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Источник: http://mediaknowledge.ru/b166f8f7edfce81f.html

Сикхизм – религия хороших людей

Религия и вера 08 октября 2015

Впервые я услышала о сикхизме в городе Амритсар (северо-западе Индии).

А впечатление от Золотого храма было настолько сильным, что мне захотелось изучить вопрос сикхизма как религии по-подробнее.

И чем больше я узнавала о сикхах и принципах их веры, тем больше они мне нравились. Главная идея сикхизма – быть хорошим человеком. Всё так просто!

Сикхизм молодая религия (возникла в 16 веке нашей эры) и на сегодняшний день число последователей сикхизма превышает 20 миллионов (что делает сикхизм восьмой религией в мире). А всё началось с одного человека. И звали его гуру Нанак.

Нанак много путешествовал, пока не вернулся в родные земли Индии (штат Пенджаб) и не начал проповедовать новую на то время религию – сикхизм.

Под руководством гуру Нанака, а потом его последователей община сикхов росла и превратилась в организованное общество и даже сикхское государство (с 1716 до 1849).

При беглом взгляде можно подумать, что сикхизм очень похож на ислам: ритуальные гимны похожие на намаз, мужчины в тюрбанах, требование покрыть голову и снять обувь перед входом в храм, “арабский” стиль в архитектуре… Но это лишь при беглом взгляде. Сикхизм возник как религия на границе ислама и индуизма, но отрицающая всякую связь или преемственность с ними.

Сикхизммонотеистическая религия (сикхи верят в одного Бога).

В соответствии со сводом законов сикх – это “любой человек, который чистосердечно верит в Единое Бессмертное Бытие, в 10 гуру и их учения, в церемонию очищения завещанную десятью гуру”.

После церемонии инициации (посвящения) мужчины сикхи получают фамилию Сикха (лев), а женщины Каур (принцесса).

Правда, праведная жизнь, равенство, свобода и справедливость являются основные принципы философии сикхов.

В каждом человеке есть Бог. И задача сикха – с помощью постоянных медитаций услышать проявление Бога внутри себя. Любовь, вера, свобода выбора – это и есть сикхизм.

Будь свободен в собственном выборе, отстаивай свой выбор, но не навязывай своё мнение другим. Сикхизм не приемлет манипуляцию в любых её проявлениях. В каждом человеке есть Бог. И каждый способен расти и развиваться духовно.

Правда, праведная жизнь, равенство, свобода и справедливость являются основные принципы философии сикхов.

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям. Относиться к окружающим нужно с любовью и уважением, независимо от их веры, касты или пола. И это чувствовалось везде, где бы я не встречалась с приверженцами этой религии. Везде мне улыбались и даже увещевания из серии “ай-яй-яй этого делать нельзя” звучали очень дружелюбно.

Сикхам в первую очередь нужно быть хорошими людьми. Как это просто, правда? Никаких самобичеваний, изнуряющих тело постов, обетов безбрачия, монашества и тому подобного.

Пять пороков:

    • эгоизм,
    • похоть,
    • гнев,
    • жадность,
    • подчинение чужой воле.

Пять достоинств:

    • любовь,
    • смиренность,
    • честность,
    • сострадание,
    • умеренность.

Форма поклонения Богу:

    • медитация,
    • активная жизнь,
    • труд во благо людей.

Сикхизм – открытая религия для всех. Каждый, кто желает, может стать сикхом. Но только по собственному желанию, а не по принуждению. Вроде бы такая мирная религия! Но почему же при упоминания сикхизма тут же возникают образы воины, дисциплины, сепаратизма, бунтов, армии?

Так уж сложилась судьба (и история), что сихская община развивалась в окружении стран и правителей, которые не хотели видеть “государство в государстве” в виде организованного общества со своими законами, правителями, верой, принципами.

Всю свою историю сикхи были вынуждены защищать свою веру и своё общество. Уже в 17 веке нашей эры для защиты от нападений Моголов была создана первая сикхская армия.

История сикхов построена на примерах храбрости мужчин и женщин, которые защищали идеологию, построенную на основах равенства всех людей и права каждого человека на выбор.

Последний (10-й) гуру Говинд Сингх провозгласил создание новой общины – хальсы (по сути своей воинственное братство) с чётким кодексом поведения, дисциплиной и атрибутикой сикха. И в наши дни члены хальсы носят 5 символов:

    • кес – не стриженные волосы, которые мужчины прячут под тюрбан (дастар),
    • кангха  – деревянный гребень, поддерживающий волосы,
    • качхх  – нижнее бельё в виде штанов до колен,
    • кара  – железный браслет на правой руке,
    • кирпан – короткий меч или кинжал

Эти 5 атрибутов символизируют идеалы сикхизма:

    • честность,
    • равенство,
    • верность,
    • медитацию,
    • противодействие тирании,
    • помощь и защиту слабых.

Чтобы стать сикхом и членом хальсы, необходимо пройти особый обряд посвящения (“Амрит”), во время которого посвящаемому дают выпить “нектар” (амрит или воду инициации) из Sarovar – большого озера храмового комплекса Harmandir Sahib (Золотой Храм). Вода этого озера священна для каждого сикха. Тысячи паломников приезжают в Амритсар, чтобы совершить омовение или… испить священного нектара из озера.

Но тут наш разум начинает бунтовать. Как это так? Пить воду из озера? Ведь в этом озере совершаются омовения, плавает рыба, это, в конце концов, открытый водоём… Но другой стороны… Можно вспомнить христианские обычаи: освящение воды на Крещение или столь важное для каждого православного таинство Причастия (одна серебряная ложечка на всех). Вера на то она и вера, чтобы верить.

Источник: https://asiapositive.com/spravochnik/religion/sikkhizm.html

Панджабские «альтернативные»тексты как основа протестной идентичности: самовосхваление через «ниспровержение» сикхизма

Алаев Л.Б.,

Институт востоковедения РАН (Москва)

Проклятия и благодарения

В средневековых индийских надписях

В средневековых индийских надписях (дарственные грамоты, соглашения, оповещения) в конце текста почти неизменно встречаются стихи (от двух до семи шлок), проклинающие того, кто конфискует дар или нарушает соглашение, и восхваляющие того, кто этого не делает.

Чаще всего это стандартная формула, авторство которой приписывается либо Вьясе, либо Ману, либо Рамабхадре, или же формула вводится безличным выражением: «Как сказано:».

Так как источником стихов считаются священные книги, они цитируются на санскрите, даже если надпись составлена на каком-либо южноиндийском языке; изредка стихи переводятся на каннада или тамильский.

Нарушение дара/соглашения приравнивается к таким же грехам, как совершение «пяти великих преступлений» или убийство множества брахманов и коров в Варанаси; нарушителю сулят 60 тыс. лет пребывания в аду, иногда в его худшем варианте – «ниже седьмого [уровня]», или угрожают перерождением в виде червяка, роющегося в экскрементах.

При этом утверждается, что сохранение прежних дарений приносит бо́льшую религиозную заслугу, чем акт самого дарения. Сохранившему дарение сулят наоборот – 60 тыс. лет в раю «выше седьмого [уровня]»; заслугу, равную дарению множества коров множеству брахманов в Варанаси; или такую привилегию, как «Ноги того, кто сохранит этот дар, будут на моей голове».

Характер наказаний и благодарений несколько отличается (в зависимости, наверное, от вкуса составителя или заказчика надписи), но в целом они варьируются в пределах стандартного набора, иногда окрашиваясь «местным колоритом».

Читайте также:  Поездка в прагу весной - на фестиваль пражская весна в мае

Изредка нарушителю дара грозят телесными наказаниями. В одной из поздних надписей (1520 г.

) встретилось проклятие, отражающее тогдашнюю реальность: «если землю у храма отберет индусский царь, он приобретет грех, как от убийства коров, а если мусульманский – как от потребления свинины».

Эти проклятия и восхваления никем не исследовались, поскольку считались неинформативными. Н. Карашима первым обратил внимание на то, что они могут служить историческими источниками. Он заметил, что в XII-XIII вв.

состав этих проклятий в тамильских надписях меняется.

По отношению к нарушителю дара появляется обвинение «предатель», или «враг» (drоhi), или угрозы типа «его жена будет отдана пулаяру, который жнет траву для своих лошадей», или «у его жены будут отрезаны груди и нос».

В докладе ставится задача сравнить вариации этих формул по регионам и по периодам и проследить, имеются ли закономерности в этих вариациях.

Атманова Ю.Г.,

Независимый исследователь (Москва)

Прославление венценосной особы в могольском аллегорическом портрете

(первая четверть XVII в.)

В первой четверти XVII в., время правления падишаха Джахангира, самым репрезентативным и мифологизированным видом панегирического портрета становятся аллегорические композиции, в которых образ правителя раскрывается через прочтение замысловатых символов и аллегорий.

В этот период придворные художники активно переводят в изобразительную форму религиозно-философские метафоры и идеологические клише, разработанные во времена Акбара.

Синтаксис изобразительного языка претерпевает значительные изменения, затрагивающие и живописную композицию миниатюры, и сферу образов и идей, воплощенных в ней.

Образ правителя постепенно выкристаллизовывается в контексте могольских властных мифологем, которые, в свою очередь, формируются на базе предшествующей традиции – подробно разработанной древнеиндийской политической теории и мусульманской концепции властвования.

Могольский падишах должен был обладать качествами совершенного человека (инсан-и камил), являть собой собрание всех добродетелей и достоинств земного мира и воплощать идеал вселенского правителя. Он был средоточием особой божественной благодати, нисходящей на него с небес.

Могольский живописный панегирик содержит множество явных и неявных отсылок к мусульманской мифологии, персидской классической литературе, а также европейской изобразительной традиции.

Все они обладают равными правами, поскольку соответствуют главной цели прославления могольского падишаха, обогащая его образ новыми идеями и контекстуальными нюансами, создавая тем самым особое мифологизированное пространство визуального панегирика.

Бочковская А.В.,

Институт стран Азии и Африки МГУ (Москва)

Панджабские «альтернативные»тексты как основа протестной идентичности: самовосхваление через «ниспровержение» сикхизма

В последние десятилетия у нескольких панджабских религиозных / псевдорелигиозных сообществ-дера (объединяющих, прежде всего, низкокастовых сикхов-далитов) появились собственные священные книги в качестве «альтернативы» «Ади-грантх», главному тексту сикхской общины. В 2001 г.

была опубликована «Бхавсагар-грантх», созданная для дера Бханиаравала. В 2010 г. лидеры общины равидаси, сделав заявление о полном разрыве с сикхизмом, провозгласили «Равидас-махарадж бани» в качестве собственного священного текста.

К числу схожих изданий также можно отнести «Рухани джаваб» (2011) сообщества Сача-Сауда, позиционирующего себя как «надрелигиозную организацию, где в равной степени почитаются все веры человечества».

Возникновение протестных текстов вызвало большой резонанс в Панджабе; «Бхавсагар-грантх» была запрещена панджабскими властями сразу после выхода из типографии и остается под запретом по сей день.

Появление подобных книг обусловлено резким обострением с 1990-х годов социально-кастового противостояния (высококастовые сикхи vs сикхи-далиты) в индийском Панджабе. «Альтернативные» тексты нацелены на формирование и закрепление новой – «иной», т.е.

протестной, – идентичности панджабских низкокастовых. Их идейным стержнем является безудержное восхваление собственной общины в лице ее основателей – исторических (Равидас) или современных гуру.

Обратная сторона (само)восхваления представлена завуалированным (в редких случаях – открытым) ниспровержением/охаиванием «чуждого» далитам сикхизма.

При этом по форме протестные тексты в значительной степени копируют «Ади-грантх»: таким способом низкокастовые сикхи имплицитно утверждают свое «право» на сикхизм, эксплицитно пытаясь максимально дистанцироваться от него.

Ванина Е.Ю.,

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/53798.html

Сикхизм, Эволюция сикхизма, сикхских фактор в общественно-политической жизни – История религий Библиотека русских учебников

ГлавнаяРелигиоведениеИстория религийПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Сикхизм возник в конце XV – начале XVI в на северо-западе. Индии в районе. Пятилетие (“Панджаб”-“пять рек”- пять крупных притоков. Инда). Сикхизм сложился на почве индуизма, объединив гор ки торгово-ремесленные слои: он синтезировал, в себе ряд как индуистских, так и мусульманских (особенно свойственных суфизма) положений.

Основателем сикхизма считается гуру. Нанак (1469-1539), последовательно ники которого стали называть себя сикхами – учениками. После смерти. Нанака учение проповедовали еще девять гуру, последним из которых был. Говинд (1675-1708).

Все они считаются десятью воплощениями одного и т ого же гуру, который проповедовал единого ученияпроповідував єдине вчення.

Сикхизм – монотеистическая религия. Индуистские боги. Брахма,. Вишну,. Шива и мусульманский. Аллах – все они сливаются в едином. Божестве, у которого нет собственного имени. Нанак обращается к нему, использ пользуя как индуистские, так и мусульманские имена:. Хари (этот вишнуитских термин встречается чаще всего),. Гопал,. Рам,. Парамешвар,. Аллах,. Сахиб и тт.д.

Бог определяется понятиями”ниргун”(лишенный качеств) и”Сагун”(наделенный качествами). Главный его состояние – наргун: это абсолютная суть, лишена каких-либо атрибутов. Но для того, чтобы человек мог п познать его, он превращается в.

Сагуна (что никак не связано с приобретением антропоморфного вида, он всегда невидим и проявляется через свои деяния) – ту свою ипостась, к которой обращается человек в общении с.

Всевышним в состоянии медитации, в пении гимнеитації, в співі гімнів.

В учении сикхизма. Бог воплощает в себе. Творца,. Хранителя и. Разрушителя (качества, присущие. Брахме,. Вишну и. Шиве), он всемогущ и все знает; созданный им мир изменчив и не вечен, а.

Бог вечен, он существует есть в прошлом, настоящем и будущем сам по себе, он не имеет начала, существует вне времени,”рожденный”,”бессмертный”Он вне целью перерождений, вне смертью, и поэтому у него нет видимых (переменная их и недолговечных) преобразований – аватар (подобных аватарам богов индуистского пантеона), он не имеет видимой формы, его невозможно описать, он превосходит возможности интеллекта, непознаваем время он -. Сат (Реальность,. Истина,. Правданість, Істина,. Правда).

Понять. Бога и соединиться с ним возможно для каждого человека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размышляет о его деяниях. Служение.

Богу никоим образом не означает уход от мирских сп прав, отшельничество или аскетизм, а напротив, предполагает активную жизнь, полная трудом, выполнение дхармы (обязанностей) хозяина.

Неукоснительное соблюдение этих принципов должно привести в конце концов к прерываний ния цепи перевоплощений и к слиянию с божеством. Каждый может общаться с. Богом напрямую, без посредниковків.

Вызовом индуизма выступает стержневая идея сикхизма о равенстве всех людей перед. Богом, отрицание каст и кастовой системы. С.

Нанака и преемников гуру был введен особую форму богослужения – са ангат, которая предусматривала общую присутствие сикхов, независимо от касты, на проповеди гуру и совместное выполнение ими гимнов.

Несколько позже появилась практика проведения совместных трапез, где присутствовали и передавали из рук в руки чашу с водой все члены общины – также независимо от касты и социального статуссу.

Эволюция сикхизма

за пять гуру -. Арджуне (1581-1606) была написана священная книга сикхов. Адигрантх (“Начальная. Книга”, она также называется. Гурурантх -“Книга. Гуру”и. Грантхсахиб -“Книга-Господин”), в которую вошли гимны и пяти первых, а впоследствии и других гуру рядом с гимнами.

Кабира (XV в),. Намдева (XV в),. Фарид-уддина. Ганджишакара (XIII в),. Джайядева (XIV в) и других представителей движения бхакти и суфизма. Написанная сновным языке нанджабы, книга хранится в. Золотом храме – главной сикхский святыни в. Амритсаровній сикхській святині в.

Амритсарі.

Со второй половины XVI и особенно в XVII в по мере феодализации общественной верхушки и рост влияния крупных землевладельцев усиливалось противостояние нанджабського крестьянства, прежде сикхов, и м монгольских правителей. На рубеже XVII-XVIII вв оно вылилось в крупнейший амтимонгольський движение под флагом сикхизма в. Пенджабе.

Расширение социальной базы сикхизма (опорой движения были джати-земледельцы, пи дтримувани городской общиной) заставило гуру. Говинда внести ряд изменений в учение сикхизма и в организацию общины. В 1699 г было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к. Хальса (. Ордена”чистых”).

С этого времени и до наших дней у сикхов сохранилась специальная церемония посвящения в общинники, а также особый кодекс поведения -“пять к”, согласно которым сикхам предписывается.

НЕ стричь волосы и бороду (кэш), носить короткие шаровары (качха), волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха), всегда иметь при себе меч (Кирпань) и железный браслет (кара). К имени сикхов поча ли добавлять военный титул”Сингх”-“лев”Тогда же линия живых гуру была прервана, книга.

Ади гранта канонизирована и стала предметом поклонения в сикхских храмах – гурудвары. К началу XVIII ст сикхов изм окончательно превратился в самостоятельную религиозную систематочно перетворився на самостійну релігійну систему.

Важнейшей вехой в истории. Пенджаба и сикхизма был период середины XVIII в, когда после распада империи. Великих. Моголов и успешной нейтрализации сикхами попыток афганского правителя.

Ахмадшаха дурра ни (около 1721-1773) включить эту часть. Индии к своим владениям была провозглашена независимость. Пенджаба (1765).

Сикхизм становится религией самостоятельного государства, которую возглавляют сикхские феодалали.

В XVIII отход от ряда принципов раннего сикхизма (осуждение неприкосновенности, отмены обрядов самосожжения вдов -“сати”и убийство новорожденных девочек в зажиточных семьях, отказа от ант тропоморфних изображений божества и обожания гуру, отказа от услуг брахманов и т.п.

) вызвал движение за очищение сикхизма, что породило ряд сект, в частности ни ран автомобиль и и намдхари. Идеи этих течений нашли свое продолжение через века в движении за реформацию сикхизма, запечатлевший новые тенденции конца XIX-начала XX вв в жизни. Пенджаба (аннексирована англичанами лишь в 1849 г.

) – формирование капиталисты ческих отношений, становления буржуазного национализма, развитие просвещения. Теперь возрождение раннего сикхизма выражало интересы класса буржуазии зарождался, которому импонировали (особенно в условиях колонн иализму) начальные постулаты сикхизма о всеобщем равенстве перед. Богом.

В рамках реформации сикхизма и одновременно в русле антианглийской борьбы в начале XX в происходил и широкое движение за реформу у правления гурудвары, направленный против махантив – настоятелей храмов, которые пользовались благосклонностью англичан и превратились результате земельных взносов последних на крупных помещиков-землевладелец иів-землевласників.

сикхских фактор в общественно-политической жизни

По мере формирования самосознания сикхской буржуазии (а этот процесс в. Пенджабе начался позже и шел медленнее, чем в других частях страны) появляются ее общественно-политические организации. В 1926 г на а политическую арену. Пенджаба выходит партия. Акали. Дал (“Орден. Бессмертного”), сформированная по религиозному принципу.

Она выступала за равенство мусульман, индуистов и сикхов (активно противостояла, в частности, куриальный системе выборов, которая была введена. Законом об управлении. Индией в 1935 г). Влияние ее заметно усилился после разделения. Индии в 1947 г. – после миграции мусульман в пакистанский. Пенджаб, а др.

дуистив и сикхов – до индийськог- до індійського.

В жизни независимой. Индии сикхских фактор играет важную роль. С середины 50-х годов в сикхских кругах распространяются националистические направления. В 50-60-е годы развертывается движение за создание на этно олингвистичний основе штата. Пенджаб, где преобладало пенджабомовне населения.

В 1966 г такой штат был создан, и большая часть индийских сикхов (около 80%) проживает именно там. Общая численность си кхськои общины в начале 90-х годов составляла около 14 млн человек – это четвертая по величине конфессиональная община. Индии (2% населения) после индуистов, 5 мусульман и христиан. К середине 60-х.

Роки в регионалистские сикхские направления приобрели форму борьбы за автономию в рамках единого государства за создание сикхской государства. Халистан.

Обострение противоречий между индуистской и мусульманской о бщинамы в 90-х годах несколько снизило актуальность”сикхского вопрос”, однако он продолжает оставаться одним из существенных факторов, влияющих на распределение партийно-политических сил в современной. Инди у сучасній Індії.

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. Что общего и отличного в учениях. Авесты и. Вед?

2. В чем заключаются особенности индуистского вероучения и культа?

3. Ответьте общую характеристику основных направлений в индуизма

4. Каким наиболее характерными элементами отличались основные направления индуизма?

Темы для рефератов

1. Сущность вероучения и культа индуизма

2. Истоки индуизма

3. Индуизм: современные тенденции

4. Духовность. Махатмы. Ганди

5. Роль индуизма в развитии индийского народа

Литература

Бхагавад-Гита как она есть -. К, 1990

Васильев. ЛС. История. Востока. В 2-х т -. М, 1998

Васильев. ДС. История религий. Востока -. М, 1988

Великие мыслители. Востока. Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения. Китая,. Индии,. Японии,. Кореи, исламский мира /. Под ред. ЯП. Мак-гриль-М, 1998

Гусева. НР. Индуизм -. М, 1977

Иллюстрированная история религии:. В 2-х т -. М, 1996

Труды по ведийской философии:. Тексты, -. М, 1986

Индуизм джайнизмом. Сикхизм. Словарь -. М, 1996

Ольденбург. СФ. Культура. Индии -. М, 1991

Религии. Древнего. Востока -. М, 1995

Томпсон. Мел. Восточная философия -. М, 2000

Упанишад:. В 3-х кн -. М, 1992

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/religiovedenie/istoriya_religiy_-_lubskiy_vi/sikhizm.htm

Ссылка на основную публикацию