Индуизм и искусство – туризм

1.3 Индуистская живопись

Живопись в Индии имеет очень давнюю традицию. Древние тексты описывают теории цвета и эстетики. В анекдотических рассказах упоминается, что для домашних хозяйств было характерным красить двери, фасады и даже приемные.

Первые памятники изобразительного искусства относятся к доисторическим, первобытным временам – это наскальные росписи в Бимбетке, Гарарде и других местах Индии. Они были созданы 5-20 тысяч лет назад.

В начале нашей эры изобразительное искусство достигло в Индии невиданных высот. Мастера из Кашмира создали фантастические по красоте росписи в пещерных храмах Аджанты и в других местах.

К началу второго тысячелетия относятся фрески, найденные в Южной Индии в храме Брихадишвара в г. Танджавур.

Наскальные рисунки из Аджанты, Багх и Ситтанвасал и храмовая живопись свидетельствуют о любви к натурализму – это изображение человеческих форм, также изображение природы. Самое знаменитое сохранившееся изображение Будды – это наскальный рисунок в Аджанте История изобразительного искусства. В 2-х т. Сокольникова Н.М. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007..

Росписи в Аджанте – это наглядная энциклопедия индуистской жизни, созданная в высокохудожественной и поэтической форме. Сцены быта разных сословий, от князя до нищего, исторические события и предания буддизма изображены на материале окружающей художника жизни.

В одной сцене изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в клетках, играющих детей, среди которых и маленький Будда. В другом месте перед нами принцесса Ирандати на качелях.

С ней беседует только что примчавшийся на волшебном коне всадник.

Живописные традиции индуистского искусства в позднем Средневековье и до наших дней сохраняются в основном в малых формах – это миниатюры, литографии, лубок. Искусство живописи известно индийцам с древних времен. Индийские миниатюры выполняются на шелке или бумаге.

На протяжении всего своего развития, расцвета и заката индийская миниатюра являла собой удивительное обилие тем и стилей. Из дворцов императоров и царей вышли великолепные сцены светской власти и славы, охоты и баталий, иллюстрации Кама-сутры.

Эпос и религиозные тексты были основой для изображения богов. Величественное, гордое и смелое, нежное, лирическое и изящное – все было доступно мастерам-миниатюристам: они сумели уловить мимолетное и запечатлеть его навечно Перзашкевич О.В., Федосик В.А. Древний мир. Культура.

Искусство. История. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2008..

Искусство многоцветной миниатюры условно и декоративно, это живопись без светотени. Позы, жесты изображаемых людей, передача их чувств подчинены канону. Изучив его, можно читать рисунок как книгу.

Она представлена тремя основными художественными школами: придворной могольской, Раджастхана и Пахари. Важное место в придворной живописи занимали портреты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллюстрации к биографическим и историческим хроникам того времени. Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы.

Художник наносил рисунок легко, четко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но драгоценной детали. При этом каждый элемент картины, обведенный тонким четким контуром, имел свое цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утонченность История изобразительного искусства. В 2-х т. Сокольникова Н.М. 2-е изд., стер. – М.

: Академия, 2007..

Индийская живопись многолика. Большая ее часть отличается собственной сложной композицией, точностью деталей, яркими и насыщенными цветами, многообразием сюжетов – от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь. Для индуистской живописи характерно несколько техник.

Техника живописи по стеклу относится к XVI в. – это время управления махараджей в Танджоре. Танджор был известен собственным особым стилем украшения картин, выполненных на стекле, доске или куске фанеры, покрытом тканью и известью.

Вначале оформляется контур, после с помощью смеси из древесных опилок и клея на изображение наклеиваются полудрагоценные камни, тонкая золотая пластинка и позолоченный сталь. Мастерство ремесленника заключатся в том, чтоб сбалансировать эффект, создаваемый камнями. В общем случае изображают Кришну в различных позах Перзашкевич О.В.

, Федосик В.А. Древний мир. Культура. Искусство. История. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2008..

Особое место в индийском изобразительном искусстве занимает миниатюра, толчок к развитию которой дало проникновение в Северную Индию персидской миниатюры вместе с мусульманскими завоевателями.

Излюбленные сюжеты – это батальные и охотничьи сценки из жизни правителей, любовные переживания и встречи литературных героев, сюжеты из индуистской мифологии.

Художник должен был писать или ваять изображение человека или животного не непосредственно с натуры, которую он наблюдал воочию, а по памяти, основываясь, таким образом, на своем творческом видении, исходящем от действительности. Поэтому его произведение является субъективным отражением объективной реальности.

В миниатюрной живописи применялись растительные краски и природные вещества. Это искусство сохранилось до сих пор, хотя в общем случае труды не различаются прежний утонченностью, в больших количествах они продаются на обочинах дорог, где с радостью раскупаются туристами.

Искусство миниатюры существовало в различных формах в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Гуджарате, Химачал Прадеше, Мадхья Прадеше и Раджастхане Перзашкевич О.В., Федосик В.А. Древний мир. Культура. Искусство. История. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2008..

Основными темами изображений служили буддистские божества, джайнские сказания, сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты».

На миниатюрах в изобилии встречаются насыщенные и яркие изображения флоры и фауны, людей в выписанных и красочных тюрбанах и одежде.

В XVII в. традиции выделяются две школы живописи на деревянных досках или наклеенных на них бумаге, картоне, ткани, они стали называться танджавурская и майсурская.

Характерная черта их техники – это использование инкрустации полудрагоценными камнями, кусочками стекла, фольги, иногда листовым золотом.

Наличие рамок, окладов, клейм, тяготение к симметричной композиции, статуарный характер фигур богов придают произведениям этих школ характер икон, каковыми они и были. помещенными в дворцовые и домашние алтари.

Самым значительным явлением в индийском изобразительном искусстве XVIII в. были миниатюры школы Кангра, возникшей в горном княжестве в предгорьях Гималаев в естественной географической изоляции от остального мира.

Используя в основном вишнуитские и кришнаитские мифологические сюжеты, художники создавали пейзажи, такие же живописные, как пейзажи гималайских долин, очарование которых усиливали яркие костюмы персонажей История изобразительного искусства. В 2-х т.

Сокольникова Н.М. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007..

Так, на иллюстрации к Бхагавата-пуране изображен Бог Кришна, который побеждает великого змея Калию, он изображен танцующим на огромном змее с флейтой в руках, одержавшим победу над гигантом с помощью своей могучей внутренней силы Перзашкевич О.В., Федосик В.А.

Древний мир. Культура. Искусство. История. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2008..

Многочисленные мифологические персонажи перешли из изобразительного в прикладное искусство, их стали изображать на тканях, шкатулках, подносах, в виде божеств стали отливать светильники и сосуды.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/20105

Индуизм — основные идеи | Ориенталика

Индуизм – основные идеи

Для западного понимания идеи индуизма остаются чуждыми в основном потому, что он идет в разрез с нашими привычными стереотипами, наработанными христианской религией. Индуизм – это прежде всего собрание всевозможных течений, направлений и школ, сосуществующих в пределах целостного образования, которые соответствуют неким общим базовым установкам.

В индуизме в принципе не может быть еретических форм, противоречащих ортодоксальной вере, как мы их понимали бы с христианской позиции.

В учении индуизма можно рассматривать четыре основные идеи или положения, на которых опирается религиозная концепция: – о душе; – о загробной жизни; – о сверхъестественных существах;

– о священных книгах.

Индуизм – основные идеи. Садху -адепт веры

В отличие от понятных нам “религий писания”(как, например, христианство или ислам), индуизм – это религия мифологическая.

Основные идеи индуизма проявляются в следующих концепциях: каждый ищущий может освободиться от земных страданий – колеса сансары, достигнув окончательного освобождения (мокши), выбрав тот путь к освобождению, который оказался ему ближе.

Человек философского склада выбирает джняна-маргу (путь знания), а человек действия предпочтет карма-маргу (путь деяний), для человека служения подойдет бхакти-марга (путь служения и всепоглощающей любви к богу).
Разнообразие индуизма ярко проявляется и в социальных установках, и это прежде всего кастовая система общества.

Каждый индус рожден в своей касте, принадлежит к некой секте, а следовательно, совершает обряды, соответствующие его наследственному статусу, положению в обществе и возрасту.

Политеистический характер индуизма проявляется так же совершенно непривычным для нас своим отношением к другим культам.

При соприкосновении с другими религиозными концепциями индуизм, подобно губке, впитывал их в том или ином виде, приспосабливал к своим потребностям, обеспечив себе тем самым прочное и долговечное существование, выстояв в конкуренции с буддизмом, исламом и иными религиями, присутствовавшими на территории распространения индуизма.

Индуизм – основные идеи. Статуя Шивы

С точки зрения привычных западных стандартов индуизм представляется бессистемным, логически неупорядоченным и хаотичным.

Но с точки зрения традиций индийской культуры он имеет бесспорно системен и понятен, поскольку связан с древнейшей мифологией, на которой как на благодатной почве вырос индуизм, по сей день неизменно хранящий архаический колорит.

Таким образом индуизм можно понимать как систему символов культуры, которые несут в себе древние традиции, сохраняющиеся и развивающиеся их в различных исторических условиях.

Индуизм никогда не имел единой централизованной организации, даже в пределах Индии, как это присутствует в традиции христианской церкви. Храмы в Индии были автономными образованиями и никогда не подчинялись какому бы то ни было высшему духовному начальству.

Всевозможные жрецы, наставники-гуру, учителя-ачарьи как в древности, так и сейчас наставляют отдельные семьи, школы, частных лиц и т.д. , но никогда они не были связаны между собой в стройную организацию. За всю многовековую историю существования индуизма не было ни одного всеиндуистского собора, никогда не устанавливались какие-либо общие нормы, принципы или правила поведения.

Тем не менее общая концепция продолжает сохраняться, что объясняется, как уже было сказано выше, исторической обусловленностью.

Источник: http://www.orientalica.com/induizm-osnovnyie-idei

Особенности туризма в Индии – Красивые места

Индия завлекает людей со всего земного шара собственной уникальной культурой и медициной. В Индии есть множество всевозможных объектов культурного, исторического и религиозного значения, которые привлекают внимание всевозможных туристов и паломников.

Индийский туризм очень хорошо оказывает влияние на борьбу с терроризмом и загрязнениями природных богатств страны. Власти Индии, например, принимают значительную роль в развитии и улучшении сферы туризма.

Туризм в Индии играет одну из важнейших ролей в экономический жизни страны, и стоит на втором месте по объему зарубежных средств, приносимых в индийский бюджет. Данной деятельностью занимается огромное число людей как профессионалов, так и начинающих.

Так как туризм содействует национальному объединению и интернациональному взаимопониманию, то транспортные фирмы, авиакомпании, туристские агентства достаточно преуспели в данной области. Они организовывают собственные стратегии и планы по развитию отрасли.

Поэтому в Индии есть особые университеты, к примеру, университет туризма и путешествий. Питание осуществляется специалистами, которые прошли специальную подготовку. Минздрав Индии активно сотрудничает с министерством туризма, поэтому в тур.

компаниях активно предоставляют особые турпакеты, в которые также входит обслуживание местными поликлиниками.

Туризм в Индии подразделяется на множество видов, такие, как экотуризм, курортный отдых и так далее. Индия окружена Индийским океаном, Аравийским морем, Бенгальским заливом, а на севере располагается гималайский хребет.

Большое многообразие удивительных и прекраснейших мест, восхитительные закаты, горы и виды, все это делает массу полезных впечатлений и оставит незабываемые воспоминания. И не только это делает развлечения не забываемым.

Различные исторические монументы придают великолепие стране, огромное количество музеев, святилища, дворцы.

В Индии во всем гармонически соединяются искусство, вероисповедание и философия. Разные конфессии — к примеру, буддизм, мусульманство, индуизм, христианство — идеально сосуществуют вместе.

А любой регион славится собственным непревзойденным ремеслом, колоритными ярмарками и базарами, местной культурой — танцами, песнями и музыкой. Кроме того, в Индии процветает и спорт. К примеру, в Гоа отлично развит водный спорт: парусный спорт, дайвинг.

Кашмир приглашает туристов уделить внимание зимним видам спорта: альпинизму, либо катанию на лыжах.

Керала славится плавучими домиками в лагунах. Кроме того, Индия славится непревзойденным местом для восстановления самочувствия. В стране довольно высокий подъем толковых, высококвалифицированных медицинских работников, к которым обращаются не только приезжие туристы, но и люди из государств Запада и Близкого Востока.

В мире много стран, где больной, в том числе и в тяжелом состоянии, будет ждать своей очереди месяцами. Но, например, в столице все происходит в кратчайшие сроки, и цена обслуживания будет куда меньше, чем в иных странах.

Таким образом, Индия стала одним из красивых и изящнейших курортов, где возможно только лишь интересно провести время, но и поправить свое здоровье.

Источник: https://bigcities.org/osobennosti-turizma-v-indii/

Культура Древней Индии. Достижения культуры Древней Индии :

Культура Древней и Средневековой Индии – одна из самых интересных тем для тех, кто хочет узнать что-то действительно необычное и экзотическое.

Дело в том, что традиции этой страны настолько отличаются от всего, что можно увидеть в мире, что сперва даже не верится, что все это происходило на нашей планете.

Однако затем, когда приходит осознание, что эти люди жили и продолжают жить с нами на одной Земле, появляется вопрос: «А много ли мы знаем о человечестве?»

Попробуем разобраться, что же собой представляла культура Древней Индии. Кратко, но максимально подробно постараемся раскрыть данную тему.

История страны

Культура Древней Индии делится на два этапа: хараппский и индоарийский.

О первом из них наши знания сегодня весьма скудны. Так, ученые могут лишь утверждать, что первая цивилизация, находившаяся на территории полуострова Индостан и Пакистана, была невероятно развита для своего времени. Местные жители имели водопровод, тщательно распланированные города и обладали письменностью. И все это за 2000 лет до нашей эры!

К сожалению, никаких полноценных литературных источников эти древние предшественники индусов нам не оставили.

Представление об искусстве хараппов мы имеем только благодаря миниатюрным скульптурам, которые сделаны с невероятной детальностью и точностью. К сожалению, и их осталось не так много.

Читайте также:  Вена перед рождеством - поездка в столицу австрии перед новым годом

Сегодня найти такую скульптуру для археолога означает огромный успех. Сама же цивилизация хараппов бесследно исчезла по неизвестным нам причинам.

Скорее всего, она была уничтожена по причине быстро меняющимся в то время климата. Также исчезновение хараппов могли повлечь действия кровожадных племен кочевников, объединенных общим именем «арии». К слову, очень быстро они осели на полуострове Индостан и стали задавать на нем новый культурный тон.

Все, что мы знаем об ариях, дошло до наших дней в виде написанных ими «Ведах». Это один из древнейших литературных источников в мире. И хотя история Древней Индии в ней приобретает больше религиозный оттенок, эта книга остается для нас единственной возможностью заглянуть в прошлое.

В те времена единого государства Индия не существовало. Впервые все города-царства, которые находились на территории полуострова в первом тысячелетии до н. э.

, объединились для борьбы с Александром Македонским. Кстати, именно благодаря отражению нападения этой мощной армии культура Древней Индии осталась столь самобытной.

Ведь ей так и не сделали «инъекцию» античности, которую сполна получили персидские народы.

Позже полуостров многократно разделялся различными захватчиками и самовлюбленными царьками. Именно нежелание индусов становиться одной сверхдержавой и стало основной слабостью во время экспансии Британской Империи.

К счастью, благодаря стараниям Ганди и его сторонников, сейчас на карте мы имеем одно цельное индийское государство.

Кастовая система

Жизнь в Древней Индии была настоящим испытанием смиренности духа. Дело в том, что те самые арийские «Веды» создали уникальное правило социального распределения благ и прав внутри культуры. Эта система получила название кастовой. Всего в этом делении присутствует четыре группы – как их называют индусы, варны.

К первой и наиболее почитаемой группе относятся жрецы. Для индуса они были не только связью с богами, но еще и лекарями, мудрейшими мужами, к мнению которых стоило обязательно прислушиваться.

Вторыми по важности становились воины (только профессиональное многочисленное сословие, а не ополчение).

К третьей группе относились простые люди – разнообразные ремесленники, купцы и крестьяне. Все они были свободными и могли распоряжаться своей судьбой как угодно (в рамках своей варны, само собой). Это была наиболее многочисленная, основная каста.

К четвертой группе относились рабы и военнопленные, которые были в каждом древнем государстве. Они, ясное дело, толком и за людей не считались – это были низшие существа, навсегда обреченные на труд и страдание.

С течением времени кастовая система развивалась и обрастала новыми подвидами, но все они появлялись в рамках одной из четырех варн. Особенности культуры Древней Индиипоявились благодаря той философии, которой объяснялось подобное деление: считалось, что каждый рожденный на земле человек имеет свою роль и не имеет права ее менять, раз боги уготовили ему подобную судьбу.

Из варны в варну перебраться было нелегко, особенно если идет речь идет о подъеме вверх по социальной лестнице. Хотя даже падения не всегда приходилось опасаться: редкий правитель после завоевания земель менял людей, делая жрецов рабами.

Это рассматривалось как вызов богам и попытка разрушения хрупкого мирового порядка, который поддерживался благодаря четко отложенной системе.

Индуизм

Религия и культура Древней Индии переплетены друг с другом так, что фактически невозможно рассматривать их порознь. Ведь весь жизненный уклад и культура жителей полуострова держится на вере.

Наиболее распространенная религия Индии – индуизм. Основы этой веры заложены еще в «Ведах», и именно благодаря ей была установлена система каст. Ее необходимость объяснялась постоянным действием «колеса перерождения душ», или «сансары». Считалось, что то, в какую варну человек попадет при следующем рождении, зависит от кармы, которую он приобрел в течение жизни – плохой или хорошей.

Примечательно, что в западной традиции теория кармы трактуется неверно с точки зрения индуизма, потому что работает она исключительно в кастовой системе, а не базируется на понятии «добро» и «зло».

То, что для раба добродетель (например, подчинение) и станет плюсом для него во время перерождения, может быть абсолютным минусом для царя.

То есть, карма зависит, прежде всего, от того, насколько добросовестно человек выполнял свою роль в обществе.

Столько парадоксов не имеет ни одна культура древних цивилизаций. Индия вместе со своей религией уверенно занимает первое место в этом списке, ведь в ее религии присутствует одновременно монотеизм, политеизм и тотемизм. Это звучит дико для европейского человека.

Но последователи индуизма спокойно объясняют это: есть один, верховный бог Вишну, он всеведущ и всемогущ. Он находится вне сансары, а в нее попадает в различных образах, которые и являются остальными богами, или, как их называют, аватарами.

Но и это не все, ведь конкретно на землю, в наш материальный человеческий мир, Верховный Бог через своих аватаров спускается в образе животных: обезьяны, коровы, кобры.

То есть кому бы не поклонялся адепт религии, он в любом случае служит Вишну. Именно это объясняет, почему история культуры Древней Индии почти не имеет религиозных конфликтов. Тот же Будда, о котором пойдет разговор далее, воспринимался в индуизме как очередной аватар Вишну.

Буддизм

История Древней Индии также рассказывает нам про появление одной из трех мировых религий – буддизма. По сути, истоки этой веры тоже необходимо искать в индуизме, поскольку основная идея «колеса перерождения» пришла именно оттуда.

Другой вопрос: как его представили в своей вере буддисты. В первом тысячелетии до н. э. в Индии возникла новая идея поиска спасения из цикла бесконечных перерождений и зависимости от кармы. В стране в гигантском количестве стали появляться аскеты и отшельники, искавшие истину всеми возможными способами.

Среди них выделялся Сиддхартха Гаутама – принц небольшого индийского государства, который, прожив большую часть своей жизни в роскоши, сбежал из дворца для выяснения природы человеческих страданий. Через 7 лет скитаний, подробности которой нам известны из легенд, он нашел просвещение.

Вместе с его открытием изменилась и культура древней Индии. Кратко пересказать взгляд на мир через призму буддизма можно так: человек по определению обречен страдать, находясь в бесконечном колесе самсары. Однако спасение возможно. Называется оно «нирвана» и является состоянием покоя человеческой души, отказом от всех страстей.

Именно в постепенном отказе от эмоций и желаний и лежит секрет спасения. Когда человек доходит до состояния нирваны, он становится просвещенным, то есть Буддой. Им может быть каждый, и для этого не обязательно рождаться каким-то сверхчеловеком или царем.

Эта религия уверяет нас, что спастись может каждый, вне зависимости от кастовой системы, надо только захотеть и приложить усилия.

Также буддизм учит человека философии «среднего пути»: ни в чем нельзя ударяться в крайности, всегда стоит искать нечто в центре. Как правило, именно так находится истинный ответ на вопрос. Вообще назвать все это «религией» в традиционном смысле этого слова очень сложно. Это, скорее, философское течение, имеющее свои монастыри и крепкую традицию.

Буддизм абсолютно не занимается природой вопроса высшего существа – его в этой религии просто нет. Но если человеку хочется верить во Всевышнего, двери в буддийский храм для него все равно открыты: философия Будды официально не принимает и не отвергает присутствие Бога в мире, оставляя это на личное рассмотрение каждого.

Научные знания

Следует отметить, что Древняя Индия характеризуется не только своей самобытной культурой, но и развитой наукой. Так, эта страна испокон веков славилась своей математикой и астрономией.

Местные звездочеты еще в начале I века н. э. утверждали, что Земля является шаром, вращающимся как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца.

А те самые цифры, которые у нас принято называть арабскими, на самом деле пришли к нам через Персию из Индии, где их и придумали.

Кроме того, ученые этой страны были первыми, кто ввел в математику понятие нуля, абсолютной пустоты. До них никто не додумывался до этого – ибо зачем считать то, чего нет.

В своей науке индусы прежде всего развивали абсолютно практические знания, связанные с календарным подсчетом времени, хирургическими операциями и созданием лекарств. Однако дальше необходимого, например, в ту же анатомию, они никогда не углублялись. А все от того, что каждый индус ставил перед собой цель познания мира через философию, которая отводилась в отдельную категорию.

В отличие от того же Китая, государство Древней Индиипочти не имело известных изобретателей. Наука здесь существенно отличалась от того, что подразумевается под этим термином в остальном мире.

Прежде всего наука у древних индусов представляла собой познание натуры и души человека, а не, к примеру, физику и арифметику.

Тот же ноль появился исключительно в контексте поиска душевного равновесия.

Литература

Художественная культура Древней Индии с точки зрения литературы базируется, прежде всего, на различных сакральных текстах.

Первый из них и наиболее важный – это уже упомянутые «Веды». Сюжетно они рассказывают о борьбе ариев за выживание на территории полуострова.

«Веды» делятся на четыре равнозначные части: жертвенные формулы, магические заклинания, песни и религиозные гимны. Эта книга является самым древним литературным источником Индии, однако в письменном виде она появилась гораздо позже.

По крайней мере, представители жреческой варны знали тексты наизусть гораздо раньше, чем они появились на бумаге.

Также искусство пера в древнем государстве было представлено различными эпическими произведениями, самые известные из которых – это «Махабхарата» и «Рамаяна», поэмы о путешествии двух аватаров Вишну. Однако большая часть текста в этих произведениях далека от основных сюжетных линий и является пересказом мифов и легенд, а также различных древнеиндийских притч.

Вообще литература этого государства в древние времена в основном была построена исключительно на притчевой форме или баснях. Благодаря этому она совмещала в себе моральные нравоучения и некий религиозный смысл.

Кроме того, индийская литература была богата на различные трактаты религиозного толка, хотя слово «религия» в нашем понимании не применимо к вероисповеданиям древних жителей полуострова. В этих произведениях разбирались и анализировались основы буддийского и индуистского мировоззрения.

Изобразительное искусство и архитектура

Художественная культура Древней Индии неразрывно связана с архитектурой и изобразительным искусством. И дело тут, прежде всего, в невозможности для нас узнать, как именно жили самые древние народы полуострова. Их картины, скульптуры и здания в основном были сделаны на деревянной основе, а потому просто не пережили испытание временем в несколько тысячелетий.

Для нашего взгляда индийская архитектура раскрывается только начиная с I тысячелетия н. э., когда буддисты начали использовать камень для создания ступ.

Это сакральные объекты, в которых, по поверьям, хранятся материальные части Будды – например, его волос. По всей Индии подобных сооружений довольно много, и они создают наше основное впечатление об индийской архитектуре.

Для местных жителей они представляют собой то же самое, что для православных – храм.

Традиция скульптуры до нас тоже дошла, начиная с того времени, исключая те небольшие скульптурки хараппской эпохи, о которых упоминалось ранее. По факту же весь мир знает гигантские статуи Будды возле храмов и изображения пророка, выбитые в скалах.

Кроме того, у индусов большим почетом пользуются статуэтки различных воплощений Вишну, которые они расставляют в своих домах и алтарях. Однако четкого понятия скульптуры как искусства, лишенного религиозной направленности, потомки ариев не имеют.

Изобразительное искусство Древней Индии дошло до нас благодаря пещерам-монастырям. Местные жители никогда не пользовались холстом и бумагой для живописи, избирая для этого каменные стены.

Поэтому сходить в галерею древнеиндийского рисунка не получится, а для того, чтобы увидеть работы художников, придется объездить всю страну.

И, опять-таки, сюжетно-бытовая тематика в этом виде творчества почти не нашла отражения: основой его были притчевые истории из буддийской и индуисткой мифологии.

Театр

Самостоятельные достижения культуры Древней Индии в вопросах театра куда меньшие, чем у, к примеру, японских представлений. В основном это связанно с тем, что от первобытного разыгрывания сценок взаимоотношений богов и мифов представления местных жителей не ушли. В итоге они так и не заимели серьезной и многослойной драматургии, которой славится европейская традиция.

Основа индийского спектакля – это зрелище, музыка и хореография. Многие выступления абсолютно пластичны и не имеют текста. Главное для театра в индийской культуре – это зрелищность и поучительная (с точки зрения их философии) мораль.

Яркий пример подобного вида представлений – широко известный театр теней, который дал возможность без проявления особых декоративных изысков показать все мистичность природы богов. В этом фактически заключается индийский вариант представлений – минимальное число выразительных средств, которые созданы исключительно для донесения одной мысли и передачи философии.

Индийская музыка возникла в том же контексте, что и театр, и неразрывно связана с ним. Сложно сказать, существует ли некое самостоятельное направление – в основном все эти этнические напевы и мелодии являлись просто дополнением к спектаклям и не воспринимались индусами как отдельное искусство.

Влияние индийской культуры

Многие века Индия сама «варилась» в котле своей культуры и дополнялась лишь влиянием народов, живших по соседству. Однако в XX веке европейцы открыли для себя самобытность обычаев этой страны.

Сейчас огромное количество западных людей вовлечены в изучение предмета «культура Древней Индии». Они пользуются ее философскими и эзотерическими достижениями, увлекаются буддизмом и различными его ответвлениями.

Система обеспечения своего тела и духа правильными нагрузками, названная йогой, сейчас вышла далеко за пределы ореола обитания отшельников. Теперь подобная практика стала мировым достоянием. Школы йоги открыты почти в каждой цивилизованной стране мира.

Также многие люди, чей дух озабочен поиском истины, находят успокоение благодаря религиозным достижения культуры Индии. Те же «Веды», как наиболее старый религиозный текст в мире, для многих становится настоящим открытием, поскольку кажется, что через него можно увидеть истинную сущность божественного начала.

Понятное дело, что культура Индии очень изменилась, и не все западные народы понимают ее правильно. Та же карма, как уже было сказано, в своем оригинальном мире просто в теории не может существовать до тех пор, пока не используется кастовая система общества.

Читайте также:  Новый год в тайланде

Заключение

Многих сегодня интересует история и культура Древнего Востока. Индия же занимает в этой теме особое место. В культуре этой страны существует множество традиций и практик, которые могут быть неправильно поняты нами.

Однако необходимо знать, что все это возникло не от хорошей жизни: парадоксальный комок, называющийся «культура и искусство Древней Индии», был продиктован индусам самой их жизнью и необходимостью как-то объяснять сложности существования.

Сейчас индийская культура стремительно модернизируется, изменяется на западный манер. Кастовая система в цивилизованных больших городах исчезла.

Однако она все еще остается уникальной и необходимой для изучения тем людям, которые желают расширить свой кругозор.

Особенно же рекомендуется изучать ее тем, кто пытается найти в мире хотя бы какую-то точку опоры и спокойствия, а предложенные западной традицией способы не помогают.

Источник: https://www.syl.ru/article/169916/new_kultura-drevney-indii-dostijeniya-kulturyi-drevney-indii

Культура Индии

Ни одна страна в мире не может поспорить с Индией в разнообразии ее богатейшей культуры, которая была сформирована из различных эпох истории, традиций и обычаев, как исконно индийских, так и принадлежащих к культуре других народов.

Индия разделена на 29 штатов, каждый из которых отличается не только климатическими и природными условиями, но и отличительными культурными особенностями. Индия  второе государство в мире по численности населения.

На сравнительно небольшой территории этой страны проживает огромное количество наций, народов, а также племен. Все они имеют свой язык, обычаи, традиции и быт.

Однако, несмотря на это, Индия сохраняет удивительную самобытность, объединяющую всех индийцев.

Культурная обособленность, столь характерная для Индии, во многом была предопределена ее географическим положением. С трех сторон страна окружена морем, а с четвертой труднопроходимыми высокими горами.

Ранние истоки индийской культуры обычно возводят к III-II тыс.до.н.э.  ко времени существования цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (Протоиндийская цивилизация). Следующий хронологический пласт связан с приходом арийских кочевых племен (примерно с середины II тыс.до.н.

э), началом сложного процесса ассимиляции народов и активному развитию индийской культуры. К началу мусульманских завоеваний в Индии уже прочно установилась своя религиозная и философская системы.

Однако во время исламского господства на культуру Индии сильное влияние оказали персидская, арабская и тюркская культуры.

В Индии представлены все мировые религии. Большое количество разных религиозных течений сосуществуют вместе, избегая конфликтов. Индусы, мусульмане, христиане, буддисты, сикхи, джайны и пр. живут бок о бок, не нарушая религиозных предпочтений соседа.

Условием мирного сосуществования столь невероятного количества религий и национальностей  это веротерпимость, присущая индийской культуре, и уважение относительно других наций и конфессий.

На протяжении многих веков Индия не отторгала, но заимствовала все самое лучшее от завоевателей, не нарушая при этом свои древнейшие устои и порядки.

Индия является родиной таких религий, как индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм. Некоторые из них выходят далеко за пределы страны и оказывают влияние на весь мир. В некоторых странах Центральной и Юго-Восточной Азии буддизм признан официальной религией.

Большинство населения Индии исповедуют индуизм, который после долгих веков формирования, принял свою классическую форму приблизительно к III в. н.э. Индуизм проникал во всех сферы жизни человека. Именно вокруг него росла и развивалась индийская культура.

В официальной религии ведущими божествами принято считать Вишну и Шиву. От имен этих богов появились два основных направления в индуизме – вишнуизм и шиваизм. Стоит отметить, что понятия бога в индуизме крайне разнообразно.

Невозможно перечислить все течения индуизма и всех богов, определить их функции и установить иерархию, поскольку в каждой местности имеются главные и второстепенные божества. Кроме известных богов есть множество таких, чьи имена часто неведомы за пределами того или иного штата.

Кроме того, стоит учитывать, что супруги богов так же являются объектом поклонения. Культ поклонения женским божествам, как высшей творческой энергии  шакти, очень популярен в Индии.

Для индуизма характерно единство философии и религии. В основе индуизма лежит учение о перевоплощении душ, учение о дхарме, о карме. Дхарма  центральное понятие индуизма. Это космический порядок, на котором держится мир, общество, человек.

Дхарма  это некая опора, закономерность вселенского целого, и в то же время закон, определяющий судьбу каждого человека. В русском языке это слово не имеет полного эквивалента и в зависимости от конткетса переводится как «закон», «правило», «установление», «долг», «мораль» и т.д.

Следование дхарме провозглашается главной добродетелью индуиста (пунья) , а отклонение — грехом (папа).

Согласно индийской традиции, к этому миру человека обрекает на “вечное возвращение” закон кармы (букв. “деяние”)  причинно-следственная зависимость. Согласно ему, благое или тягостное существование человека в этом мире обусловлено его поступками в предыдущих жизнях. Хорошую карму порождают благие действия, мысли и намерения, в то время как плохие поступки ведут к соответствующей карме.

 Таким же образом индийцы оценивают кастовую принадлежность в том числе. Соблюдение религиозных обычаев и правил касты ведет к рождению в более высокой касте, сулит обеспеченную, благополучную жизнь, в то время как нарушение этих правил опускает человека до низкого рождения (даже насекомого или животного).

В Индии существует огромное количество каст, относящихся к одной из четырех главных варн — сословий: брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьи (торговцев) и шудр (слуг). Для выхода из бесконечного цикла перерождений (сансары) человеку следует достичь мокши, т.е. освобождения от сансары.

В индуизме предлагается целый ряд путей и приемов для обретения мокши, что объясняет столь разнообразное количество религиозных и философских течений, существующих в Индии.

Цементирующей основной, скрепляющей многочисленные разновидности индуизма, веками служили древние священные тексты: веды, упанишады, пураны и эпосы Махабхарата и Рамаяна.

Языком священных писаний является санскрит (букв. “обработанный”, “отделанный”). По степени значимости его можно уподобить латыни и древнегреческому  классическим языкам европейской культуры. Как и в Европе, этот древний язык постепенно был вытеснен языками-потомками  молодыми новоиндийскими языками. Однако санскрит до сих пор используется в ритуальной практике.

В Индии, как многонациональной стране, существует великое множество языков. Некоторые из них принадлежат к различным языковым группам. Государственными признаны хинди и английский, но в каждом штате говорят на своем, национальном языке.

 К слову, современные штаты были созданы на основе лингвистического (национального) принципа. Помимо приведенных в Конституции языков, в стране разговаривают более чем на 30 языках, а так же более, чем на 1600 диалектов.

Кроме хинди самыми распространенными считаются бенгальский, урду, маратхи, тамильский, телугу и др..

Искусство Индии поражает своим богатым многообразием. Оно развивалось под влиянием религии, отражая веру народа страны. Классическое индийское искусство основано на религиозных и мифологических сюжетах.

Исторические корни индийского искусства уходят в глубокую древность. Различные предметы быта, каменные и бронзовые фигуры, найденные во время раскопок в городах Мохенджо-Даро и Хараппе, свидетельствуют о процветании всевозможных ремесел на территории древней Индии.

Позже, с приходом ариев, начинают развиваться основные элементы индийского искусства. Новым толчком развития стало распространение буддизма, который оказал особое влияние на архитектуру. Ярким тому примером тому служат многочисленные ступы (буддийские ритуальные сооружения, напр.

, в Санчи, Бхархуте), а также пещерные комплексы Аджанты и Эллоры. Резные орнаменты храмов, изящество скульптур поражают своей красотой и реалистичностью. Большой вклад в развитие индийского искусства привнесли мусульмане, особенно в период правления Великих Моголов.

Это время характеризуется расцветом персидской архитектуры, миниатюрной живописи. Жемчужиной этой эпохи считается знаменитый во всем мире Тадж Махал. В Индии очень распространены такие виды искусства, как танцы, театр, музыка. Все они имеют длительную историю, насчитывающие века.

Различные виды национальной живописи так же пользуются популярностью. Следует отметить особое положение киноиндустрии, которая является одной из самых крупнейших в мире.

Индия это страна, совмещающая в себе огромные исторические и культурные пласты совершеннно невероятные по своему содержанию. Это не мертвое цартсво, опутанное паутиной древних сказок и снов, но яркая, живая, функционирующая культура, возраст которой исчисляется тысячилетиями.

Грань между прошлым и настоящим призрачна, а реальность зыбка, поскольку Индия живет по своим законам, ведомым только ей. Древние мифы, традиции и обычаи непостижимым образом существуют в современном мире, в современной Индии. Они были пронесены через века и ничуть не изменились.

В этом заключается поразительная традиционность, свойственная индийской культуре, щедрая на удивительные сюрпризы истории, происходящие здесь и сейчас, совсем рядом. 

Cмотрите также:

Monographs and Papers
Monographs and Papers

Индийские танцы
Индийский танец – понятие более многогранное; это целый мир, неразрывно связанный с музыкой, пением, театром, литературой, религией и философией.

Центры изучения Индии в России
Где в России изучают Индию

Языки Индии
Индия – огромная страна, она сама по себе представляет собой целый мир, поражает разнообразие во всём, и языки – не исключение.

Зографские Чтения
Международная конференция “Зографские Чтения”

Изучение Древней Индии
Преподавание индийских языков и литературы в Санкт-Петербургском университете началось в 1836 г, когда для чтения лекций по санскриту и сравнительному языкознанию был приглашен Р. Х. Ленц. (1808-1836), но систематическое изучение индийской филологии началось уже после создания Факультета Восточных Языков и открытия на нем кафедры индийской филологии (1958 г.).

Центры изучения России в Индии
Где в Индии изучают Россию

Культурное мероприятие «Друзья Индии»

ВГУ будет обмениваться студентами с индийским институтом
Воронежский государственный университет (ВГУ) подписал соглашение об академическом сотрудничестве и обмене студентами с индийским институтом управленческих технологий Бирла, сообщает в понедельник российский вуз.

Источник: http://india.spbu.ru/kultura-Indii.html

Культура Индии

Культура Индии- это смешение обычаев, традиций  пришедших из разных исторических эпох. Современная Индия обладает большим разнообразием как культурным, так и религиозным, которое отлично в разных районах страны. Тем не менее, эта страна сохранила удивительную национальную самобытность.

Индия история страны контрастов

Религия в Индии

Индия – место зарождения нескольких религий, которые впоследствии распространились по всему миру. К ним относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм.

В настоящее время индуизм и буддизм входят в четверку самых многочисленных религий мира. Кроме это значительная часть населения Индии исповедует ислам (около 13% населения), есть и христиане.

Нужно отметить, что религия играет важную роль в жизни жителей Индии.

Священная корова

Коровы в Индии – это священные животные и кормление коровы приравнивается к поклонению. Это происходит потому, что в индуизме корова это символ богини Ахимсы, это богиня – мать, приносящая богатство и счастье.

По настоящее время тема забоя коров на мясо очень спорна в Индии. В одних штатах приняты законы, охраняющие коров, в других – производство и потребление говядины разрешено и зависит от личного желания каждого.

Языки Индии

В Индии, как многонациональной стране, используется несколько языков. Самым распространенным является хинди, кроме этого в ходу бенгальский язык, телугу, маратхи, тамильский язык и урду.

Множество слов заимствовано из санскрита. Одним из главных классических языков Индии является тамильский язык.

Большинство языков, применяемых в этой стране, древние и их появление в этой местности уходит далеко в историю.

Танцы народов Индии

Искусство танца в Индии одно из самых древних. До наших дней дошли два трактата о танце «Наука танца» и «Отражение жеста», возраст которых около двух тысяч лет.

Танцы народов Индии очень традиционны и имеют устойчивые формы исполнения. Существует восемь классических форм танца, которые официально признаны Национальной академией, кроме того  в регионах так же существуют свои устойчивые формы танца.

Музыка в Индии

Неотъемлемой частью культуры Индии является музыка. Здесь существует древняя система подразделения музыкальных инструментов по источнику вибрации на струны, кимвалы (тарелки), мембраны, духовые.

Старейшим дошедшим до нас образцом индийской музыки являются мелодии Сама-веды и Шрауты. Эти произведения оказали большое влияние когда развивалась в дальнейшем музыка Индии.
В наше время индийская музыка представляет собой смешение различных вариантов религиозной, народной и эстрадной музыки, что придает ей неповторимый колорит.

Изобразительное искусство Индии

Самым ранним примером индийской живописи принято считать наскальные рисунки первобытного периода. Индуистская, буддистская и джайнистская живопись  — это наиболее ранние примеры средневековой живописи в Индии. Одним из наиболее известных классических художников средневековья является Раджа Рави Варма.

Современная живопись представляет собой сочетание всемирной классики с индийской, и по праву завоевывает мировое признание. Атул Додья, Босэ Кришнамачнахри, Дэваджьети Рей и Шибу Натесан – современные индийские художники, известные во всем мире.

Скульптура и архитектура в Индии

Первые скульптуры относятся к Инской цивилизации и представляют собой каменные и бронзовые фигуры. Позднее стали развиваться индуистская, буддистская и джайнистская скульптуры. Стали появляться сложные и очень красивые бронзовые орнаменты, и даже огромные храмы, высеченные целиком из большой горы.

Архитектура в Индии очень сложна и многообразна, как и скульптура уходит корнями к индской цивилизации. Ей характерна великолепная планировка городов и домов. Яркими примерами классической архитектуры являются буддистские храмы и архитектурные комплексы.

Система Васту-шастра (индийский аналог Фен-шуй) оказывающая сильное влияние на планирование городов и архитектуру, направлена на гармонизацию потока энергии.

С приходом ислама на территории Индии появились прекрасные религиозные архитектурные объекты, часто символизирующие саму Индию. Это Тадж-Махал, Фатехпур-Сикри, Гол-Гумбаз, Кутб-Минар и многие другие.

Современная архитектура в Индии космополитна, города Индии создаются очень компактно при высокой плотности населения. Но это не исключает создания настоящих шедевров архитектуры и в наше время. Ярким примером тому, может служить храм Лотоса.

Читайте также:  Путешествие на валаам - поездка по валаамскому архипелагу

Йога в Индии

Одно из самых популярных в мире в настоящее время направлений в физической культуре – йога – произошло в Индии и насчитывает несколько веков. Не стоит сводить ее назначение только к гимнастическим упражнениям. Предназначение йоги – это достижение баланса в организме, уме и установлении связи духа и тела. Практика йоги является неотъемлемой частью культуры Индии.

Телевидение и кинематограф Индии

История телевидения в Индии начинается в 1959 году, когда в Дели началась трансляция телевизионных передач.

С середины 70-х годов появляется сетка вещания на единственном канале Дурдаршан, который принадлежал правительству. В 1982 году телевидение в Индии стало цветным.

В это же время все больше людей стало приобретать телевизоры. В 1991 году появилось кабельное телевидение, и количество каналов стало расти.

На сегодняшний день существуют тысячи телеканалов, а само телевидение является огромной индустрией.

Источник: http://brahat.ru/kultura-indii/

12 Искусство Индии и Юго-Восточной Азии

ЛЕКЦИЯ

Искусство Индии и Юго-Восточной Азии.

Искусство Индии.

Уникальность индийской культуры состоит в том, что она, подвергаясь различным влияниям, смогла сохранить свою цельность. Она не подвергалась захватам до периода английской колонизации. Люди издревле жили в окружении пышной и щедрой природы. И если греческое искусство – апофеоз человеку, то искусство Индии – апофеоз природе, любви. Это нашло отражение в эмоциональности выражения.

С древних времен на территорию Индии вторгались переселенцы с севера и запада, однако, их культура, как правило, быстро утрачивала свою самобытность и ассимилировалась, благодаря силе местных традиций. Только ислам (начиная с XII в.

) сохранил здесь многие самобытные черты (черты культуры арабов, иранцев, тюркских народов), превратился в индо-мусульманское ответвление индийской культуры.

Ранневосточный период (середина III – II тыс. до н.э.) развития индийской культуры оставил после себя главные философско-религиозные источники – Веды и Махабхарату.

Ведические знания изначально передавались от Учителя к Ученику, позднее были записаны, но Веды сохранили описание цепочки преемственности Учения.

Атман – личностное воплощение Божества, и Брахман – безличное Его воплощение, являются основополагающими понятиями Вед.

Период формирования раннеиндийской культуры, период хараппы (середина II – середина I тыс. до н.э.). Хараппы – название племени.

В это время встречаются как натуралистические изображения, например, буйволов, тигров, носорогов, слонов, так и абстрактные формы креста, окружности и т.д. Часто встречается изображение единорога.

Самый большой город этой эпохи – Мохеджо-Даро. После заката культуры хараппов в Индию вторгаются арии.

Раннеиндийское искусство соотносится с периодом буддизма (I тыс. до н.э.). Основатель учения буддизма Гаутама (564-483 гг. до н.э.) Будда (Будда санскр. –«Просветленный») родился в Непале. Первый индийский правитель Ашока (273-232 гг. до н.э.) становится покровителем буддизма.

На каменных колоннах (стамбха, санскрит.) высекались эдикты Ашоки. Колонны имели высоту более 10 м. и завершались капителями с изображением животных (льва, быка, слона или лошади).

Львиная капитель с изображением четырех львов, сидящих спиной друг к другу стала впоследствии гербом индийского независимого государства.

Буддизм получает в своем развитии два основных направления.:

·         Хинаяна – Путь Малой колесницы, Узкий Путь. Просветление согласно этому Пути достигается посредством индивидуальной аскетической практики самосовершенствования;

·         Махаяна – Путь Большой колесницы, Широкий Путь. Согласно этому Пути просветление не требует ухода от жизни в социуме. Стремящийся к духовному развитию общается с Бодхисаттвами (Просветленными) и постепенно изменяет свой образ жизни согласно нравственным и духовным законам.

Основными культовыми сооружениями этого времени являются

·         Ступы (место, где ступал Будда, санскрит. – макушка), в которых можно выделить центральный стержень, символизирующий Ось Мироздания (юпа), и нанизанные на него диски порядка, колеса порядка, колеса Закона (Дхармачакра). Венчающие Ось Мироздания три зонтика символизируют три ступени Небесного мира.

Ступы окружались оградой с четырьмя воротами, которые символизировали «выходы» во Вселенную. Самая древняя дошедшая до нас ступа – ступа в Санчи. В других странах ступа называется дагоба, пагоды, пранг, субурган, тхат. Храмы расписывались красками земляной гаммы, также использовался синий, а в живописи встречается и зеленый. Гарбха-гриха (санскрит.

– чрево храма) – внутренняя часть буддийского храма, где в центре располагалась статуя божества;

·         Чайтьи – храмы, вырубленные в скалах. Внутри чайтьи располагалась небольшая ступа. Много таких храмов находится в Западных Гатах (II в. до н.э.). Здесь встречаются целые скальные буддийские монастыри (вихары).

Идеалом индийской красоты являлась широкобедренная,  пышнотелая красавица с тремя складками на шее. Спираль в Буддизме – знак священных свитков – Сутр.

В рельефе видна точность в изображении деталей. Один персонаж иногда повторяется в изображаемой сцене дважды. Типичное животное этого периода – лев (символ царской власти).

В раннем рельефе изображение Будды заменено в зависимости от содержания цветком лотоса (символ Его рождения), деревом Бодхи (под сенью которого Гаутама достиг Просветления), ступой (символ периода Его жизни, когда Он проповедовал в Сарнатхе), колесом учения, дхармачакрой (символом Его вхождения в Нирвану).

Часто утверждают, что изображение Будды было запрещено в буддизме круга хинаяны и только позднее, благодаря свободным воззрениям махаяны было разрешено изображать Будду в человеческом образе. По другой версии символическое изображение было обусловлено тем, что не все окружающие могли отличать Будду от простых людей, соотносить изображение с духовной символикой.

В связи с этим периодом наиболее известными художественными школами являются школы Гандхары и Амаравати.

Во времена классического искусства периода Гуптов (IV – VI вв.) разрабатывается теория индийского искусства. В текстах определяются пропорции, материал произведения.

Придворная жизнь находит отражение в настенной живописи буддийских пещерных храмов, например, в Аджанте. Здесь сцены не отделены друг от друга рамками, а переходят одна в другую, занимая всю поверхность стены.

Постепенно изменяется наземный храм (храм Дурги в Айхоле).

Средневековое искусство (VI – XII вв.). В этот период ведущей религией становится индуизм (синтез буддизма и ведических воззрений). Храмы вырубаются из мягкой скальной породы, затем на них высекался рельеф, потом вынималась середина, образуя интерьерное пространство. Рельефы храма иногда являлись своеобразными пособиями по танцам. Танцующие индийские женщины – баядеры.

Иногда этот период называют индийским барокко из-за обилия используемых декоративных элементов в основном снаружи здания. В зависимости от правящей династии можно выделить несколько этапов развития искусства (период династии Паллавов, период Чалукьев, период Чолов). Самыми известными храмовыми комплексами являются Бхуванешвар в Ориссе и Кхаджурахо в Бундельханде.

Период Чолов – время развития средневековой Южной Индии. В XI – XII вв. власть династи простирается на часть Цейлона, Бирму, Малайю, Суматру. Архитектура продолжает традиции Паллавов. Но к храмам добавляются дворы, большие ограды. Гопурам (санскрит.

) – это прямоугольная в плане высокая надвратная башня в форме вытянутой кверху усеченной пирамиды, отличительная черта южноиндийских храмов. Она возводилась над проходом. Большинство храмов посвящено Шиве. Характерно использование колонны «пухлой» формы. Ратха (санскрит.

– колесница) – повозка, на которой везут статую божества при церимониях в Южной Индии. В архитектуре индуизма – это тип каменного сооружения в виде колесницы божества.

В этот период раннеисламского искусства (XII – XVI вв.) разрушаются многие индуистские и джайнские храмы. Их части переносятся в мусульманские сооружения. В это время строятся мечети, медресе, мавзолеи. Первый по величине и важности мусульманский комплекс сохранился в Дели. Интересен минарет мечети Кутб-Минар (XIII в.).

Индийская мечеть (мазджид) состоит из двора (сахн), обнесенного колоннадой (ливан) с несколькими входами. Главные части здания – поддерживаемый колоннами центральный неф и зал, перекрытый куполом (макскра), с нишами для молений (михраб) и кафедрой (мимбар). В большинстве центральных мечетей (джами мазджид) имеется отгороженная часть для женщин.

Мусульманские школы (медресе) сходны по строению с мечетями, но центральный зал оборудован как аудитория, аркады и нефы заменены маленькими помещениями для преподавателей и студентов. Мушарабия (араб.) – узорчатые деревянные решетки, закрывающие снаружи окна, балконы; они могут быть использованы как ширмы или перегородки.

Характерный признак индийской исламской архитектуры – вписывание в природу. Это связано с развитием искусства планировки садов. Типичные для ислама минареты в Индии часто отсутствуют (мавзолей Шер-шаха Сасарам, 1540-1543 гг.; мечеть Рани Рупмати в Ахмадабаде, мечеть Шаха Алама в Ахмадабаде).

В Индии развиты книжная миниатюра и искусство обработки драгоценных камней.

В период Великих Моголов XVI – XVIII вв. для искусства Индии не характерно мусульманское превосходство. В художественных начинаниях принимали участие индийские и иноземные художники, в том числе и из европейских стран.

Акбар, правитель Индии, обладал большими организаторскими способностями. В 30 км юго-западнее Агры находится город, выстроенный Акбаром и служивший ему резиденцией – Фатепур-Сикри. В центре города расположен ансамбль Махал-и-Хааз размерами 130×90 м.

В 200 км от Дели на берегу реки Джамны, стоит самая красивая в мире усыпальница. Она была построена в 1632-1654 гг. в древней столице Великих Моголов городе Агре по приказу могущественного султана Шах-Джахана.

Через год после восшествия на престол он потерял свою любимую жену Арджуманад Бану Бегам, которую за красоту называл Мумтаз Махал («украшение дворца»). Окруженный четырмя башнями – минаретами пятикупольный храм сооружен из мраморных плит, поверхность которых инкрустирована тысячами самоцветов.

Здание отражается в воде прилегающего водоема и словно парит в воздухе. В его гармоничных очертаниях переплелись индийские и арабские традиции. На другом берегу Джамны султан Шах-Джахан хотел построить из черного мрамора второй храм, который стал бы ему усыпальницей. Его планам не суждено сбыться.

Последние годы жизни Шах-Джахан провел в качестве пленника собственного сына Аурангзеба, который захватил власть в стране. Но из окна своей комнаты старому султану хорошо был виден Тадж-Махал.

Развито иллюстративное искусство. Сюжеты определяются мусульманскими текстами и ощущается влияние Персии и Передней Азии. Но в школах Раджастана и позднее в Пахари решающую роль играли сюжеты на темы легенд о Кришне.

Новым индийским искусством называют искусство XVIII – начала XXвв.

Искусство Юго-Восточной Азии.

Культура Юго-Восточной Азии находилась под сильным влиянием Индии. Индийские священнослужители – брахманы – часто покидали свою родину и становились пурохитами – духовными наставниками в этих землях.

Культура Юго-Восточной Азии включает в себя культуру современных государств Бирмы, Таиланда, Кампучии, Вьетнама, Лаоса, Индонезии.

Бирма.

Храмовая архитектура представлена ступами (пагодами), которые имеют колоколообразную форму и располагаются на многоступенчатом или сферическом основании.В столице средневекового государства Пагане воздвигают около 5000 пагод (IX-XI вв.), из которых около тысячи дошло до наших дней.

Наиболее известны из них золотая пагода Швезигон (около 1000 г.) и белая пагода Швезандо (XI в.).

В скульптуре главную роль играют монументальные статуи Будды. При этом Будда изображается в немногих характерных позах:

·         Сидяжий в позе “лотос” просветленный Будда;

·         Стоящий и благославляющий Будда – Великий Учитель;

·         Лежащий, опершись щекой о правую руку Будда в состоянии Нирваны.

Таиланд не считая коротких периодов оставался верен буддизму, как и Бирма. Здесь возводятся ступы (Луанг Соп Саве в Аютии, 1550 г.; Ван Чеди Чао Пья Тхаи в Аютии, около XIV в.).

Множество статуй Будды отличаются своеобразием тайского стиля. Богато стилизованная уже в древней каменной скульптуре прическа превращается в своего рода корону с рядами упорядоченно расположенных завитков.

Кампучия и Лаосявлялись в средневековье одним государством.

Расцвет искусства наблюдается в X-XIV вв. В зодчестве название стилей идет от названия значительных построек: стиль Бапхуон, стиль Ангкор, стиль Байон.

Начало строительства храма Ангкор Ват – 1122г. (территория Кампучии). Камбоджийский царь Сурьяварман II повелел воздвигнуть посвященный Вишну храм, который стал его усыпальницей. Основанием храма является платформа 1500×1300м., вокруг которой расположен канал шириной 200м.

Самая высокая из пяти ступ имеет высоту 54м. Вдоль дороги, ведущей к храму  – скульптуры львов и нагов (змей). На постройку Ангкор Вата пошло столько же камня, сколько на постройку пирамиды Хеопса. Рельефы одной из террас тянутся более чем на 1 км при высоте 2м.

Основные сюжеты – сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты». Первоначально рельеф был раскрашен и покрыт позолотой. Анкор Ват производит впечатление воспарившего над жунглями кружева.

Он является центром огромного комплекса из 200 храмовых построек, занимающего площадь в 260 квадратных километров.

Вьетнам. С ранних времен районы Южного Вьетнама оказались в русле типичного для Юго-Восточной Азии развития с определенным индийским влиянием. Однако на севере уже с I в. н.э. складывается сильное китайское влияние (Тхан (ступа) вата Арам, Луангпрабанг; Тхан Дам Вьентьян, XVIв.).

Индонезия.Расцвет искусства начался в VII – VIII вв. Это индо-яванская культура (влияние Индии на острове Ява).

Название «чанди» (храмовая постройка) идет от имени Чандика (индийская богиня смерти) и первоначально связывалось с погребальными ансамблями. Наружные рельефные украшения храмов просты.

Над входом обычно располагается кала – лицо без подбородка, символизирующее время.

Уникальное произведение Центральной Явы – Боробудур – напоминает конструкцию ступы колоколообразной формы (дагобы). Боробудур символизирует гору Меру – древнеиндийское представление о центре Мира. Пять нижних квадратных террас комплекса символизируют мир Земли. Расположенные выше три круглые террасы символизируют мир Неба.

В центре самой верхней террасы находится святилище, олицетворяющее абсолютную духовную свободу – Нирвану. На этой террасе расположены огромные каменные фигуры в форме колоколов. Посетители могут подняться к ним, лишь последовательно пройдя все террасы комплекса – путь около 5 км. Рельефы нижнего яруса – жизнь Будды, рельефы верхних ярусов – жизнь ботхисатв.

Не случайно название Боробудур переводится как «Много Будд».

На юге Центральной Явы в долине Прамбанан располагается известное шиваитское святилище.

Источник: https://studizba.com/lectures/11-iskusstvo-i-iskusstvovedenie/384-istoriya-zarubezhnogo-iskusstva/5215-12-iskusstvo-indii-i-yugo-vostochnoy-azii.html

Ссылка на основную публикацию