Система образования – туризм

Современный образовательный туризм: российский опыт и направления развития

Образовательный туризм — понятие далеко не новое, однако до сих пор никто не дает ему точное определение. Многие отечественные авторы, А. Р. Лебедев, В. П. Соломин, В. Л. Погодина, И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Э. А. Лунин, Д. Ш. Сангинов, В. Ю.

 Воскресенский, в своих научных трудах по-разному трактуют «образовательный туризм», применяя к данному термину различные подходы — экономический, деятельностный, программно-ориентированный, потребностно-ориентированный, комбинированный, с выделением территориального и временного признаков и др. [6]

На наш взгляд, наиболее точную формулировку дает Е. В. Печерица, также проанализировав определения авторов: образовательный туризм — туристическая поездка, в которой на первое место выходят образовательные цели, а отдых второстепенен.

И далее поясняет, что «под образовательным туристским продуктом подразумеваются материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с целью образования (формального или неформального)». [5] Исходя из этого определения, можем сделать вывод, что современное понимание образовательного туризма по своему содержанию достаточно широко и включает в себя образовательные учреждения, сектор проживания, транспортный сектор, сектор питания, сектор развлечений, в том числе музеи, сферу искусства и культурное наследие, досуговые услуги и т. п.

Около 15–20 лет назад в развитии образовательного туризма наметились три основные тенденции:

                    быстрый рост студенческого сегмента в туризме;

                    вступление сектора образовательного туризма в стадию зрелости;

                    гибридизация образовательных и досуговых туристских услуг.

Вскоре эти тренды дополнились иными формами образовательного туризма — детско-юношеским (лингвистическим, историческим, биологическим, географическим, экологическим и другими направлениями), и развитием различных форм дополнительного образования взрослых (бизнес-туризм, семейный туризм и т. д.).

Современный образовательный туризм включает высшее образование, профессионально-техническое, школьное образование, зимние и летние школы, языковые курсы, продолжающиеся взрослые образовательные программы, короткие курсы, практика развития обучения, интернатуры, семинары и конференции. [1]

Не смотря на такое многообразие видов образовательного туризма, они вполне поддаются определенной классификации. Наиболее перспективные и популярные направления образовательного туризма, по мнению Е. В. Печерицы — это:

1)                 языковые программы;

2)                 профессиональное образование за границей;

3)                 образовательные туры естественнонаучного профиля;

4)                 историко-культурные образовательные туры;

5)                 спортивно-обучающие туры. [5]

Таким образом, можно констатировать, что современный образовательный туризм рассматривается наукой как интегративный продукт, включающий образовательную основу в контексте туристской инфраструктуры и, собственно туристскую составляющую. [1]

В России за последний год образовательный туризм приобрел широкую популярность у иностранных студентов в рамках реализации программы продвижения русского языка и образования на русском языке, разработанной Министерством образования и науки РФ. Направление образовательного туризма в этой программе представлено в виде организации летних языковых школ, а так же языковых школ с культурно-просветительским и этнографическим уклонами.

Так, например, на базе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в г. Москве летнюю школу посетили преподаватели, студенты, школьники и все желающие из стран Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америки и даже Австралии. Каждый слушатель мог выбрать одну из восьми программ обучения, в соответствии с уровнем владения языком. [3]

На молодежном образовательном форуме «Селигер — 2014» так же была организована Школа русского языка, где прошли обучение около 500 иностранных граждан и более 70 русскоязычных граждан, проживающих за рубежом.

Занятия по русскому языку, российской истории, искусству и культуре России послужили не только углублению знаний иностранных участников форума в области русского языка и русской культуры, но и позволили успешно применять речевые навыки в общении друг с другом. [9]

Для иностранных школьников и студентов, изучающих русский язык для получения дальнейшего образования или прохождения стажировок в российских вузах, была организована программа образовательного туризма под названием «Добро пожаловать в Прикамье!» на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Эта летняя школа состояла из двух частей: образовательной и культурно-просветительской.

Образовательная часть проходила в первой половине дня и была посвящена учебным занятиям, которые велись не только в академической, но и в творческой форме — «круглые столы», ролевые игры, квесты.

Во второй половине дня была предусмотрена культурная программа, в том числе встречи с русскоязычными студентами и школьниками. [7]

Той же осенью Пермский национальный исследовательский политехнический университет встречал иностранных гостей из Наньчанского и Шаньдунского университетов Китая.

Специально для них была разработана программа образовательного туризма «Культурные ландшафты провинции: Пермский край», призванная познакомить гостей региона с его территорией, памятниками природы, историческими городами, объектами духовной культуры, дабы сформировать впечатление о российской действительности и пополнить лексический запас иностранных студентов путем создания различных речевых ситуаций.

Первые экскурсии состоялись в Кунгурскую ледяную пещеру и Белогорский Свято-Николаевский монастырь. Это самые яркие и доступные достопримечательности края, на примере которых раскрываются такие темы, как геологическая история земли и основы православной культуры.

Затем студенты из Китая вместе с российскими студентами посетили Центр военно-патриотического воспитания — командный пункт Тарнопольско-Берлинской 52 ракетной дивизии и узнали множество подробностей о военной специфике Пермского региона, в частности о параметрах баллистических ракет, о режиме воинской службы.

Ребята держали в руках заветный ключ, секретный пакет и даже ощутили себя машинистами боевого железнодорожного ракетного комплекса. Китайские гости остались под впечатлением от увиденного.

Ко дню международного туризма преподаватели географического факультета подготовили для российских и китайских студентов специальное выездное мероприятие — посвящение в туристы. В пути к месту его проведения ребята обменивались впечатлениями о городах и странах, в которых они побывали.

По прибытию на лесную поляну участники распределились в смешанные команды и состязались в ловкости и сплоченности: строились по цвету волос, в алфавитном порядке имен, разбивали палатки, «ныряли» в спальные мешки, носили воду, разводили костры, соревновались в кулинарном искусстве и пели песни.

Подобные совместные путешествия являются прекрасной практикой по страноведению и межкультурной коммуникации для российских и иностранных студентов.

Далее в рамках установленной программы студенты-филологи из китайских университетов посетили мемориальный дом-музей Василия Каменского в поселке Троица Пермского края. Экскурсию вели преподаватели — специалисты в области региональной литературы, подготовившие лекцию о художественных течениях в России начала XX века — символизме, акмеизме, футуризме. [8]

Еще одним из центров изучения русского языка и культуры прошлой осенью стал Южно-Уральский государственный университет в г. Челябинске, распахнувший свои двери для студентов из Китая, Шри-Ланки, Казахстана и Германии. В обучающей программе были предусмотрены интенсивный курс русского языка и занятия по практике речи в специальных группах с опытными преподавателями-русистами.

Кроме того была организована насыщенная культурно-экскурсионная программа, знакомившая ребят с культурным наследием России и Урала.

Слушатели посещали музеи истории и краеведения, где были представлены богатейшие экспозиции, в том числе и знаменитый челябинский метеорит, который произвел на участников школы неизгладимое впечатление.

Так же студенты посещали казачью деревню Травники, чтобы лучше познакомиться с традициями казачества и народными промыслами Урала. Ребята принимали участие в мастер-классах по различным народным ремеслам, пробовали обрядовую кухню и слушали выступления народных ансамблей.

В ходе нескольких экскурсий студенты языковой школы смогли познакомиться с природой Южного Урала — увидеть своими глазами древние горы, с которых открывается захватывающий вид на чистейшие озера и реки, национальные парки, недра которых полны полезными ископаемыми. Посетив этно-центр «Аквилон», студенты побывали на настоящем золотом прииске, где самостоятельно пробовали добыть немного золота.

Пожалуй, самой приятной экскурсией для ребят стало посещение кондитерской фабрики «ЮжУралКондитер», где можно было полакомиться уральским шоколадом. И в завершении программы знакомства с великой русской культурой, участники языковой школы в Челябинске посетили Театр оперы и балета им. М. И. Глинки, где посмотрели один из самых красивых и всемирно известных балетов — «Лебединое озеро». [2]

Как показывает практика подобный опыт российских вузов по реализации программ образовательного туризма можно и нужно перенимать многим другим образовательным учреждениям, которые потенциально могут стать центрами обучения иностранных граждан.

Для этого необходимо изучать и оценивать ресурсные составляющие, без которых образовательный туризм не может обойтись — климатические условия, природно-ландшафтный ресурс, культурно-исторические памятники, развитость инфраструктуры и т. д. Не менее важную роль играет качество преподавания и качество программы обучения.

[4] От качества совокупности всех ресурсных составляющих будет зависеть вовлечение какого-либо региона России в сферу туризма.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта образовательного туризма, концептуально можно выделить следующие направления образовательного туризма для потенциального развития:

                    детский или школьный образовательный туризм, связанный с освоением дополнительных материалов по программе общеобразовательной средней школы и дополнительным образовательным программам (изучение как историко-культурного наследия, эколого-биологических программ, природных ландшафтов, иностранных языков, изучение естественных наук в летних школах при вузах, профориентационные познавательные программы, участие в проектах с реконструкциями исторических событий, этнографических деревень) в рамках основных программ или в рамках интегрированных программ, совмещающих рекреационные и образовательные задачи;

                    юношеский образовательный туризм — освоение программ дополнительного образования (прежде всего, лингвистических);

                    специализированные программы дополнительного образования для взрослых;

                    специализированные программы дополнительного образования для пожилых людей (основные и интегрированные с рекреационными).

Образовательный туризм должен носить круглогодичный характер, может совмещаться с рекреационными или лечебно-профилактическими видами туризма.

Для развития образовательного туризма могут использоваться ресурсы детских оздоровительных лагерей, санаториев, домов отдыха, детских школ искусств, учреждений среднего профессионального образования, учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования и т. д.

Развитие образовательного туризма должно способствовать развитию трудовой занятости, повышению эффективности использования рекреационных и образовательных ресурсов, расширению спектра платных образовательных услуг и оптимизации использования учебного оборудования. [1]

Помимо этого реализация программ образовательного туризма позволит:

                    удовлетворять спрос иностранных граждан в изучении русского языка как иностранного;

                    вывести вузы или иные образовательные учреждения на новый качественный уровень в сфере образования, укрепив тем самым международные связи;

                    снизить интолерантность между представителями различных этнических групп в непростых современных условиях;

                    получать дополнительную прибыль от реализации туров;

                    повысить историко-культурную значимость того или иного российского региона (края);

                    положить начало развитию других видов туризма в регионах России.

Литература:

  1.                Горлова И. И., Морозов С. А. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика [Текст] / И. И. Горлова // Электронное научное издание «Аналитика культурологи». — 2013. — № 3 (27). http://www.analiculturolog.ru/
  2.                Летняя школа русского языка и культуры на базе ЮУрГУ (сентябрь 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/letnyaya_shkola_susu/87–1-0–648 cвободный.
  3.                Международные курсы русского языка и летние школы проходят в Институте Пушкина [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/leto_2014_kursy_shkoly/87–1-0–561 свободный.
  4.                Образовательный туризм — что это? [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www.poznaysebia.com/2013/12/21/obrazovatelnyiy-turizm-chto-eto/ свободный.
  5.                Печерица Е. В. Основные виды образовательных туров [Текст] / Е. В. Печерица // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12 (ч. 3). — с. 937–939.
  6.                Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] / Т. В. Пономарева // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139–143.
  7.                Программа образовательного туризма «Добро пожаловать в Прикамье!» (Пермь, 25 августа — 5 сентября 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/dobro_pozhalovat_v_prikamje/87–1-0–620 свободный.
  8.                Программа образовательного туризма «Культурные ландшафты провинции: Пермский край» (сентябрь-октябрь 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/obrazovatelniy_turizm_perm/87–1-0–641 свободный.
  9.                Школа русского языка в рамках международной смены InterSeliger (Тверская область, 27 июля — 3 августа 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/shkola_rki_seliger/87–1-0–593 свободный.

Источник: https://moluch.ru/archive/103/24007/

Туристическое образование. Основные риски и перспективы

Выбор профессии    |    5588

Во всем мире после экономики именно туризм считается самой значительной отраслью.

Этим обусловлено то, что менеджер по туризму – одна из самых востребованных профессий в индустрии отдыха. Помимо основных задач, стоящих перед специалистом по туризму, он обязан выполнять также ряд второстепенных.

Выбирая эту профессию, стоит ознакомиться с рисками и перспективами развития в данной отрасли.

Итак, чем же конкретно занимается менеджер по туризму, какие требования к нему предъявляются и сколько за это платят?

Менеджер по туризму. Основные обязанности

Менеджер по туризму – это специалист, который полностью берет на себя обязанность подготовки и обеспечения отдыха клиентов компании. Это своеобразный волшебник, воплощающий мечты об отдыхе. В качестве основных обязанностей выделяют следующие: • Консультация клиентов по телефону и при личной встрече.

• Изучение запросов клиента и подбор подходящих туров. • Составление маршрутов и разработка программ. • Бронирование номеров в отелях, покупка авиабилетов. • Заключение договоров, оформление виз, страховок. • Поддержание постоянной связи с клиентами. • Разрешение спорных ситуаций.

Профессия менеджера по туризму имеет определенные преимущества и недостатки.

Плюсами данной профессии можно считать то, что она перспективная и востребованная, есть возможность посетить различные страны как по работе, так и по горящим путевкам или специальным предложениям, а также, несомненно, достаточно высокий уровень оплаты.

Основными минусами, с которыми придется столкнуться тому, кто выбрал профессию менеджера по туризму, считаются огромная ответственность, постоянные стрессовые ситуации и напряжение, сезонность работы и необходимость находиться на связи 24 часа в сутки.

Где получить образование в сфере туризма

Получить образование по специальности «менеджер по туризму» можно как в высших, так и в средних учебных заведениях. Кроме этого существует возможность пройти ускоренные курсы длительностью до полугода.

Как правило, наибольшую ценность имеет именно высшее образование в данной сфере, однако в последнее время техникумы и колледжи, а также лицеи гуманитарной и экономической направленности уделяют развитию образованию в сфере туризма огромное внимание.

Обучение менеджер по туризму может пройти во многих учебных заведениях. Среди них можно выделить следующие:

• Столичный профессиональный бизнес колледж.

• Социальный колледж РГСУ.

• Колледж автоматизации и информационных технологий № 20.

• Институт индустрии сервиса. Колледж.

• Московский областной гуманитарный колледж.

При этом вышеперечисленные учебные заведения – лишь малая часть среди колледжей и техникумов, предлагающих получить образование в сфере туризма.

Читайте также:  Роль буддизма в жизни индии - туризм

Обучение менеджера по туризму. Кому подойдет?

Приняв решение получить образование в сфере туризма, вы должны понимать, что такая профессия предполагает наличие конкретных личных качеств. Среди них самыми важными считаются следующие: • Огромная стрессоустойчивость. • Коммуникабельность. • Хорошие организаторские способности.

• Умение правильно построить речь. • Приятная внешность. • Хорошая память. • Ответственность, инициативность. • Способность убеждать. Если в наличии хотя бы одного из вышеперечисленных качеств вы не уверены, следует подумать о его развитии либо подобрать другую профессию.

Не обладая стрессоустойчивостью, например, вам будет довольно сложно переносить сложные, достаточно часто возникающие конфликтные ситуации.

При неумении убедить собеседника, вы не сможете получить достаточный уровень дохода, потому что практически всегда уровень заработной платы менеджера по туризму напрямую зависит от объема выполненной работы.

Туристическое образование прекрасно подойдет для уверенных в себе, стойких, смелых и целеустремленных людей. Если вы таковым и являетесь, тогда образование в сфере туризма – ваш путь.

Заработная плата и карьера менеджера по туризму

Одним из главных вопросов интересующих абитуриентов, является вопрос о возможном уровне заработной платы. Туристическое образование в наше время ценится весьма неплохо. В частности, заработная плата менеджера по туризму обычно состоит из двух частей: фиксированной и плавающей.

Как вы уже поняли, фиксированная – это то, что специалист получает всегда. Обычно эта сумма невелика. А вот плавающая часть полностью зависит от выполненной работы. В большинстве случаев она устанавливается в виде какого-либо процента от продаж.

Кроме этого, менеджеров по туризму часто балуют разнообразными премиями и бонусами. В столице средняя заработная плата специалиста среднего звена в сфере туризма составляет около 60 тысяч рублей. Весной и осенью – около 40 тысяч. А вот летом доход увеличивается в несколько раз.

В иных регионах, средняя заработная плата менеджера по туризму составляет около 30 тысяч рублей. Что касается карьеры, то выбрав туристическое образование, а именно менеджера по туризму, вы можете рассчитывать на работу рядового специалиста либо старшего менеджера.

В перспективе можно дорасти до заместителя или директора туристического агентства. Все зависит лишь от ваших возможностей и способностей.

Образование в сфере туризма открывает широкие перспективы. Получив необходимый опыт, вы можете открыть собственное агентство либо перейти в схожие отрасли бизнеса.

Источник: http://11klassniki.ru/post/358

Образовательный туризм

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Словосочетание «образовательный туризм» принято называть поездки за рубеж с целью учебы. Но является ли это туризмом? Вот вопрос, о котором сегодня спорят образовательные агентства и турфирмы, которые все чаще начинают работать с образовательными поездками.

По сообщению компании IQ consultancy, количество студентов, выезжающих на учебу только в Великобритании, ежегодно возрастает на 28%.

За 2003 год учиться за рубеж отправилось более 80 тысяч россиян. По сравнению с рынком туристических поездок это – капля в море. Однако годовой оборот этого рынка по оценкам экспертов составляет более 200 млн.

евро. Поэтому конкуренция растет, и каждая из сторон претендует на свою долю этого пирога. Для потребителя это означает, конечно, возможность выбирать среди растущего числа агентств и их ценовых предложений.

Самая острая конкуренция – среди агентств, занимающихся так называемыми «языковыми программами».

Это объяснимо: такие поездки наиболее «просты в исполнении», да и языковые школы легче идут на контакт, нежели, например, школы частные.

Особой популярностью пользуется Мальта – за счет простоты въезда и дешевизны обучения (по сравнению с другими англо-говорящими странами, разумеется). В целом, предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы:

Upmarket – дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Как правило, такие школы тщательно соблюдают баланс национальностей. Турфирмы с такими школами, как правило, не работают – слишком дорого, а значит, трудно продать. Да и сами школы на сотрудничество с новыми и непроверенными партнерами идут неохотно.

Middlemarket – средний ценовой диапазон. Здесь можно найти все что угодно, от добротных английских учебных заведений до учебы в «народных школах» Финляндии.

Lowmarket – относительно дешевые программы. В этом сегменте нужно быть особенно осторожным: турагентства порой предлагают школы, не имеющие аккредитации в международных организациях, либо расселение и занятия в русскоязычных группах.

Предложений такого сорта великое множество – от русского пансиона «Мальта-Краун» на Мальте до «языковых программ в Крыму».

Отдельную нишу занимают поездки на учебу в школу или университет. Это, что называется, «штучный товар» – дорогой и сложный, потому что требует тщательного планирования в соответствии с тем, как видит свое будущее клиент, в какой институт собирается поступать, где работать. Однако турагентства штурмуют и эти виды обучения.

А вообще-то, не все ли равно клиенту, с кем общаться на подготовительном этапе? Какая разница, кто будет оформлять визу, подбирать учебное заведение, готовить документы? Существенно ли отличается туристическая поездка от поездки учебной?

Прежде всего, образование – это очень «наукоемкая» отрасль. Для того, чтобы с уверенностью ориентироваться в ней, агент должен разбираться в системах образования разных стран (которые существенно отличаются от российской), процедурах поступления в школы и университеты (которые опять-таки с российской не совпадают), правилах признания дипломов разных стран и школ.

2. Основная часть

2.1. Виды обучающего туризма

Обучающие туры – весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

  • языково-обучающие туры,
  • спортивно-обучающие туры,
  • профессиональное обучение.

Языковообучающиетуры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов – от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты.

Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых – в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию.

Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков.

Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию – китайского, фарси, японского.

Но это скорее исключение, чем правило.

Средняя продолжительность туров – 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров – это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы – специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.

Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.).

В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий.

Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями.

Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль.

Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками.

Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей.

Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура – исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.

) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями.

Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации».

Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей.

А главное эффективнее в -отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно.

С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин).

Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран – для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке).

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, если условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное – обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Читайте также:  Шри-ланка - карта, расположение, климат шри-ланки, отдых на острове

Обучающие программы – это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Источник: https://works.doklad.ru/view/i_yKjVUpFyg.html

Проблемы профессионального образования в индустрии туризма

В последние годы в профессиональном туристском образовании наблюдаются процессы, направленные на повышение его качества (интеграция, диверсификация, унификация).

Это обусловлено, прежде всего, растущим спросом на туристские услуги нового поколения, и, как следствие, необходимостью подготовки для туристской отрасли конкурентоспособных специалистов, обладающих целым рядом профессионально важных знаний, умений, навыков, личностных качеств.

По оценкам экспертов ЮНЕСКО, туризм может стать ведущей отраслью мировой экономики, что будет способствовать развитию локальных экономик, межкультурной коммуникации и формированию толерантного общества. Всемирная туристская организация (ВТО) прогнозирует дальнейший рост туристического потока до 1,6 млрд. человек в 2020 году.

Развитие туризма, как фактор формирования экономики государства, обусловливает необходимость создания отраслевой системы подготовки и повышения квалификации туристских кадров, которая бы обеспечивала предприятия туристической индустрии специалистами, способными работать индивидуально и продуктивно в условиях конкуренции.

Учитывая то, что нынешняя система профессиональной подготовки специалистов туризма в значительной степени не соответствует требованиям, которые выдвигаются предприятиями-работодателями в условиях рыночной экономики, тема исследования является актуальной и целесообразной.

Большинство авторов считают наибольшей проблемой слабую практическую подготовку студентов. Это подтверждают и результаты опроса руководителей предприятий тур индустрии.

Большинство из них (93%) отметили неготовность выпускников высших учебных заведений (ВУЗОВ) приступить к полноценному выполнению профессиональных обязанностей на рабочем месте.

Прежде всего, следует отметить, что фундаментальное туристское образование является относительно новой сферой образования, ведь на протяжении длительного времени высшие и средние учебные заведения не готовили специалистов для туристской отрасли.

Относительно недавно появились соответствующие специальности, в том числе «гостиничное хозяйство» и «ресторанное дело». Наряду с этим, существует ряд проблем относительно качества подготовки специалистов.

Это обусловлено как недостатками в законодательстве, так и определенными трудностями в подготовке специалистов.

Мировая практика свидетельствует о недостаточном количестве специалистов гостиничного хозяйства по сравнению с предложением рабочих мест в этой отрасли на рынке труда.

Большинство туристических фирм еще несколько лет назад не считали проблему подбора персонала глобальной – наличие гуманитарного образования и определенные личностные качества (коммуникабельность, способность к обучению и тому подобное) давали неплохие шансы тем, кто шел в этот бизнес.

Но современная ситуация, которая характеризуется значительным ростом субъектов туристического рынка, требует наличия высокопрофессиональных кадров.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация: после окончания учебы вчерашние студенты сталкиваются с проблемой трудоустройства, ведь одно из обязательных условий, которое выдвигают работодатели – это наличие опыта работы.

Студенты, обладая лишь теоретическими знаниями, не умеют обращаться с системами бронирования, не обладают коммерческими навыками, не знакомы с формами бланков, которые используются в туризме, плохо ориентируются в профессиональной терминологии и тому подобное. В свою очередь туристы становятся все более образованными и требовательными.

Уровень их представлений о сервисе, требования к отдыху и даже знание географии, иностранных языков иногда значительно выше, чем у выпускников ВУЗОВ.

Низкая степень сотрудничества между учреждениями профессионального туристского образования и предприятиями отрасли не дает возможности становления не только высококачественной теоретической, но и практической стороны образования. Недостаточность практических навыков выпускников тормозит развитие туристской сферы, поскольку предприятиям необходимо проводить обучение сотрудников уже на рабочем месте, тратя не только время, но и средства.

Специалисты, которые окончили высшие учебные заведения, должны нести в производство прогресс, современные методы обслуживания, креативность, но в действительности этого, как правило, не происходит.

Основная проблема кроется в оторванности учебного процесса от современных методов работы отелей, ресторанов и туристских фирм. Учебный процесс значительно отстает от действительности, особенно от современного мирового опыта.

Опыт подготовки кадров туристской сферы в странах Западной Европы и Северной Америки гораздо больше, чем в странах Восточной Европы, в том числе и в России.

Поскольку рынок туризма является перспективным и активно развивается, то соответственно, рынок вакансий в сфере туризма также большой и разнообразный.

Но на собеседованиях работодатели часто сталкиваются с отсутствием должного уровня знаний и умений выпускников ВУЗОВ, однако при этом последние выдвигают достаточно высокие требования к уровню заработной платы, имеющих низкую трудовую мотивацию и часто завышенную самооценку.

Причин такой ситуации много: это и нежелание студентов учиться, отсутствие стремления к самообразованию, низкая мотивация к обучению; и общая ситуация в обществе; и, безусловно, негативные тенденции в образовательных учреждениях, иногда низкий уровень профессиональной подготовки некоторых преподавателей.

При этом именно преподаватель способен вызвать интерес к будущей профессии, дисциплины путем динамического, доступного преподавания, демонстрации связи теоретических знаний с будущей профессиональной деятельностью, что в свою очередь становится побудительной причиной стремления студентов к саморазвитию.

Одной из важнейших проблем современного образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства является отсутствие у преподавателей собственного профессионального опыта в сфере туризма и гостиничного хозяйства, что приводит к оторванности теории от практики.

Так бывают случаи, когда преподаватель на лекциях и семинарах дает не логические и не сопоставимые с туризмом примеры, не способен ответить на вопросы студентов в полной мере в соответствии с новейшими современными тенденциями в этой сфере.

Как результат, выпускники, обладая только теоретическими знаниями, не в состоянии применить их на практике, что приводит к проблемам при трудоустройстве и дальнейшей трудовой деятельности.

  Таким образом, подготовка кадров для предприятий туриндустрии является актуальным вопросом, который остро стоит перед владельцами и руководителями предприятий этой отрасли. Главной целью туристского образования является улучшение его качества с учетом тенденций развития мирового туризма, опыта ведущих профильных учебных заведений и потребностей национальных предприятий. 

Источник: http://tourfaq.net/travel-business/problemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-industrii-turizma/

Туризм в России – Образовательный туризм

Образовательный туризм

Образовательный туризм – туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.

Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

– учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

– ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

– научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

– участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

– экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.

В России формирование традиции образовательных путешествий связано с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.

Согласно последним данным, сейчас в России рынок образовательного туризма находится в зачаточном состоянии. Самый распространенный вид образовательного туризма –  это языковые программы.

Курсы основных иностранных языков можно пройти в летних специализированных лагерях даже в Подмосковье. «Полезный отдых» в России – прерогатива молодых путешественников.

Школьники и студенты составляют основную часть клиентов компаний, которые специализируются на образовательном туризме.

И многие языковые туры комбинируют обучение с культурно-экскурсионной программой, с посещением пляжей, аквапарков и другими развлекательными составляющими. Популярны комбинированные предложения, позволяющие во время каникул приобрести языковые навыки и получить уроки верховой езды, бальных танцев, игры в гольф, теннис и т.д.  

В Москве планируется разработать специальную программу школьного образовательного туризма.

Проект будет включать в себя поездки по культурно-историческим местам России, но при этом осуществляться туры будут в учебное время и в соответствии со школьной программой. Например, изучают дети творчество Л.Н.

Толстого – едут в Ясную Поляну, проходят Курскую битву – собираются в Курск и т.д. Непременным условием программы должна стать регулярность этих поездок (не реже чем раз в четверть).

Детский образовательный отдых в России, в отличие от западных стран, практически отсутствует, а те немногие примеры, которые все-таки имеют место быть, относятся, скорее, к разряду исключений. Таким исключением можно назвать программу академика РАО А.

Камнева по деятельно-экологическому образованию, которая позволяет на базе оздоровительных лагерей (среди которых – знаменитые “Кавказ”, “Орленок”, “Смена”) обучать детей “взаимодействию с природой”, погружаясь на морское дно, катаясь на байдарках и лошадях.

Кроме того, программа, уже прошедшая серьезную проверку временем, включает в себя небольшой теоретический курс по занимательной экологии.

Источник: http://sokolov33.ru/index.php/vid-tirizm/77-obrazovatelnyj-turizm

Особенности образовательного туризма –

Особенности образовательного туризма

Образовательный туризм приобретает все большую популярность и является разновидностью туризма с целью получения образования за рубежом.

Основными составляющими образовательного туризма является школьные туры, экскурсионно-ознакомительные поездки, учебные поездки с целью изучения иностранного языка; учебные поездки на обучение без получения степени, учебные поездки на обучение с получением степени; научные и учебные стажировки; участие в семинарах, конференциях, конгрессах, мастер-классах. Образовательном туризма также присущи поездки в США и страны ЕС с целью получения бизнес-образования, участия в академических программах обмена.

Популярные страны для образовательного туризма

Следует отметить, что страны, которые пользуются спросом в образовательном туризма, имеют свою специализацию. США предлагает туристам большое количество возможностей в различных направлениях образования, включая программы стажировки.

Одной из востребованных стран является Германия с большим количеством старинных университетов и стипендиальных программ DAAD для студентов, преподавателей, молодых ученых. В США и Европе существует большое количество фондов, которые предлагают стипендии по различным программам обучения.

В большинстве случаев, такие стипендиальные программы поддерживают посольства и консульства иностранных государств.

Все большую популярность приобретают программы обучения в Китае и Японии.

Некоторые университеты Китая предлагают стипендии университета совместно со стипендией мэра (например, стипендия Чунцинського педагогического университета совместно с мэром Чунцин), а университеты Японии предлагают стипендии на языковые стажировки (Университет Сайтама, г. Токио). Среди художников пользуется спросом Испания.

Читайте также  Ватикан: Площадь Святого Петра

Италия привлекает большим количеством гуманитарных дисциплин. Швейцария предлагает лучшие школы гостинично-ресторанного бизнеса.

Мальта предлагает качественные и относительно недорогие языковые курсы, которые не уступают аналогичным курсам в Лондоне. Также, стоит отметить программу Work and Travel, которая сегодня популярна в нашей стране.

Это отличная возможность изучать английский язык и официально работать по студенческой визе в США, Германии, Франции или Греции.

Популярностью пользуются высшие учебные заведения Польши, где образование качественная и относительно дешевая и не на много превышает оплату вузов на контрактной основе.

Разница в том, что дипломы не всегда воспринимаются работодателями, а соседи дают дипломы международного образца и открывает выпускникам больше перспектив.

Чехия приобретает свою популярность предлагая бесплатное обучение в случае знание чешского языка.

образовательный туризм

Согласно отчету ЮНЕСКО наибольшее количество студентов, учащихся за рубежом — в Российской Федерации. На втором месте по потоку студентов — Германия, на третьем — Польша, на четвертом — США, на пятом — Франция.

Читайте также  Дания: сказочный Скаген

Образовательные агентства помогут в изучении языков

Популярность приобретают курсы по изучению иностранных языков за рубежом или посещение летних школ, которые имеют свои особенности. Up-market — самые дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах.

Такие школы тщательно соблюдают баланс национальностей.

Образовательные агентства и туристические компании с такими школами, как правило, не работают — оплата за обучение выше среднего, и в результате этого, спрос на такие школы не высок.

Middle-market — средний ценовой диапазон: от английских учебных заведений к обучению в «народных школах» стран Европы. Low-market — относительно дешевые программы. В этом сегменте нужно быть особенно осторожным: образовательные агентства и туристические компании иногда предлагают школы, не имеющие аккредитации в международных организациях.

Итак, несмотря на растущую популярность образовательных возможностей, следует проанализировать предложение на рынке и решить, по какой образовательной программе стоит ехать: выбрать стипендиальные программы или сразу поступить в зарубежный университет. Следует заметить, что обучение в школе или в университете за рубежом требует тщательного планирования в соответствии с тем, как видит свое будущее студент, в какой институт собирается вступать, где работать.

Источник: http://voyagespb.ru/puteshestviya/osobennosti-obrazovatelnogo-turizma/

Детский туризм специфическая образовательная система

Детский туризм – специфическая

образовательная система

/концепция ДДЮТЭ «Родина»/

Авторы: Остапец А.А., доктор педагогических наук

Алиева Л.В.,

доктор педагогических наук

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

Изменения в современном нашем обществе, события наряду с определенным прогрессом несут в себе опасность серьезных негативных явлений в среде молодежи.

Читайте также:  Где отдохнуть в 30 лет - путешествия для 26-30-летних

Усиливаются тенденции бездуховности, нестабильности жизни; разрушаются привычные устои жизни, нравственные ориентиры; усиливаются социальные и экологические катаклизмы.

Среди молодежи заметен рост вандализма, жестокости, преступности, наркомании.

Одновременно заметно снижено внимание государства к образовательно-воспитательным детским учреждениям.

Разрушаются созданные десятилетиями воспитательные системы (школы, внешкольных учреждений, общественных детских организаций, объединений), а новые – лишь зарождаются.

Образовался настоящий “воспитательный вакуум”, который захлестывается “стихией”, вовлекая в нее, прежде всего детей, подвергая их негативным воздействиям.

Все эти негативные явления актуализируют проблемы воспитания подрастающего поколения, и в частности, – научного обоснования и создания, творческого воссоздания систем организованного педагогического влияния – систем социальных сфер (среды), способных нивелировать, а может быть и устранить отрицательные влияния на ребенка, “закалить”, развить его растущую личность (и физически, и духовно). Жизнь требует не на словах, а на деле демократизации и гуманизации воспитательных систем; пересмотра целей принципов, идей, лежащих в основе воспитания, ориентированных на заботу о развитии сущностных сил ребенка, создания условий для формирования Личности.

В данной концепции рассмотрена одна из возможных педагогических систем, в основе которой детский туризм, краеведение. В концепции сделана попытка, опираясь на накопленный десятилетиями опыт туристско-краеведческой деятельности, ее лучшими традициями, определить современные подходы, позиции по обоснованию форм и места ТКД в развитии личности.

II. ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

(базисные положения, идеи, позиции)

В основе концепции – определение детского туризма как одной из форм детского движения – ветви массового общественного движения людей.

Детский туризм в отличие от взрослого движения преследует, прежде всего, воспитательно-образовательные цели. Целевой установкой детского туризма является формирование Личности под непосредственным влиянием окружающей среды и природы, путем психологически педагогически грамотного организованного их влияния.

По данной концепции исходим из положения о преимуществе в детском туризме активного познания действительности, конечно, в разумной его организации с учетом возраста, опыта детей и сочетании с “созерцательным”. Именно преобладание активного познания (изучение, исследование, преобразование объекта путешествия-похода-экскурсии) расширяет “границы” туризма, дополняя его краеведческой работой.

Таким образом, термин “краеведение” обозначает в детском туристском движении изучение или исследование конкретного объекта путем комплексного использования научных знаний в тесных связях с явлением местной жизни (природы, экономики, культуры, социальных явлений), которые “близки”, понятны, доступны ребенку, ощутимы по результатам его деятельности. Взаимодействие туризма и краеведения в деятельности детей усиливает формирующее их воздействием на личность, что и является их конечной целью.

Сочетание туристской и краеведческой работы с учащимися позволяет педагогу осуществлять воспитательно-оздоровительный процесс “на каждом квадратном метре'' по выражению А.С. Макаренко.

Органично сочетание туризма и краеведения в комплексной деятельности обосновывается методическим положением о социально-биологической детермированности развития Личности. (“Как части природы и как продукта собственной истории”).

Принципиальная позиция научно-практического коллектива Центра заключается в педагогически грамотном объединении специфических возможностей “детского туризма” и “детского краеведения”, организации совместной деятельности детей и взрослых, обосновывая это: “возрастными” особенностями, возможностями детей в освоении “азов” туризма и краеведения, постановкой на первый план воспитательных задач в ходе реализации этой деятельности, “близостью”, органичной взаимосвязью, взаимозависимостью, взаимопроникновением туризма и краеведения. Взаимосвязь, взаимодействие туризма и краеведения рассматриваем как условие развития каждого этого вида деятельности; средство привлечение внимания, интереса к ним детей (более широкий диапазон ТКД позволяет ребенку нести свою “нишу”, попробовать свои силы и в туризме, и в краеведении).

Детский туризм рассматриваем как туристско-краеведческую деятельность, включающую и активное передвижение по маршрутам, и активное комплексное познание объектов маршрута (в период подготовки похода, экскурсии, его проведения; по окончании – итогам).

Это и вид детского отдыха, это и экскурсионная работа (на различных видах транспорта); это совместная деятельность, общение детей и взрослых (причем очень многообразное); это форма саморазвития, самопознания (собственного “Я”), самореализации Личности; удовлетворения познавательных личных интересов.

Детско-юношеский туризм – это средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности. “С целью активного освоения, ознакомления, изучения и исследования, сохранения и доступного преобразования окружающей действительности”. Остапец А.А., “Педагогика туристско-краеведческой работы общеобразовательной школы – М., педагогика, 1985 г.

Итак, детско-юношеский туризм – это массовое движение детей и взрослых с целью познания и преобразования окружающего мира; собственного “Я” в этом мире.

В основе этого движения – деятельность (туристско-краеведческая); разнообразная, “разновозрастная”, эмоционально нравственно окрашенная, добровольная.

III. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

ЕЕ СПЕЦИФИКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Туристско-краеведческая деятельность – это особая организованная, педагогически целесообразная, развивающая ребенка, социальная среда (детей и взрослых) – фактор передачи опыта поколений, сохранения культурно-исторической их преемственности; это “среда”, позволяющая предупреждать антисоциальные, безнравственные поступки детей; это средство снижения криминогенной обстановки в больших городах; снятия с детей нагрузок от современных средств информации (теле-видео), “шумов”, рыночного нахрапа, загрязнения воздуха.

ТКД (туристско-краеведческая деятельность) в современных условиях, когда у молодежи нет идеалов, идей, становится понятным, доступным, привлекательным средством формирования общечеловеческих социально-ценностных ориентиров, потребностей, интересов, стремлений духовной, гуманистической направленности; средством самореализации, развития индивидуальности, уникальности Личности.

Систематическая, организованная ТКД – это практическое взаимодействие воспитания и социализации в процессе развития Личности.

Многофакторность, комплексность, целостное воздействие на личность – специфическая характеристика. ТКД.

Комплекс воздействия ТКД на личность школьников:

а) сочетании познавательно-потребительской, пассивной деятельности с активной, созидательной, практической деятельностью, в которой ребенок – субъект (а не только объект); действительным воздействующим на него средством является собственный жизненный опыт ребенка; в сочетании деятельности “лично” значимых (интересных, увлекательных для ребенка) с общественно значимой (для других людей; общества, природы и т.д.); в приведении в действие всех “структур” личности (направленность интересов; мотивы действия, поступки, потребности; отношения; самореализация; комплексным средством выступает “реальная” действительность во всем ее многообразии, противоречии, окружающей ребенка (осознание себя частицей этой “реалии” повышает эффективность воздействия, его действительность, “правдивость”, что очень важно для ребенка).

Содержание ТКД многогранно и многообразно (туризм, краеведение, познавательная деятельность, физическая, экологическая, художественная, общественно полезная и т.д.).

Признавая важность каждого “вида” деятельности, приоритет того или иного вида (определенное соотношение, сочетание их), определяется, исходя из специфики возраста детей; их жизненного опыта; конкретных объектов походов, экскурсий; уровня, объема знаний учебных о данном объекте и других субъективных факторов условий.

Важна возможность учитывать личностные возможности конкретного ребенка в определении для него “ведущих” видов деятельности (например, физически подготовленный, развитый, здоровый ребенок можно “включить” в познавательно-умственную, интеллектуальную содержания деятельность и т.д.

Социально-общественно-полезная направленность ТКД – сущностная ее характеристика, базовая концепционная идея. ТКД рассматривается как важный фактор не только сохранения окружающей среды (в широком смысле этого понятия), но и средство ее воссоздания, преобразования, улучшения.

В основу концепции положена идея формирования основ здорового образа жизни в процессе ТКД, которая учитывает естественные стремления, потребности детей в познании природы, родного края; пробуждает интересы к истории, культуре человечества; удовлетворяет “возрастные” особенности – стремления к романтике, приключениям, потребность “испытать” свои силы, пережить новые состояния и т.д.

Гуманистическая направленность ТКД, преобладание духовных ценностей над материальными – основополагающая идея современного детского туризма, краеведения.

Туристско-краеведческая деятельность интегрирует образовательную, воспитательную, оздоровительную, социальную и создает за счет их взаимовлияния уникальное новое педагогическое средство – комплексное (воспитательно-образовательно-оздоровительное), с помощью которого (его синтетического воздействия) создаются условия для раскрытия Личности, ее духовного и физического оздоровления, формирования здорового образа жизни. Природа, культура Человечества выступают источниками красоты, силы, нравственности, мудрости. Особо подчеркиваем релаксирующее влияние на Личность природы, генетически близкой и здоровой среды.

ТКД содействует всестороннему гармоническому развитию Личности, затрагивая различные сферы (интеллектуальную, эмоциональную, волевую и т.д.), опирается на ядерные структуры психики, переориентируя Личность на высокие общечеловеческие ценности, социализирует индивида, адаптируя к разнообразным жизненным ситуациям.

Специфика ТКД в развитии Личности – в особой позиции ее участников. Эта позиция отлична от позиции “ученика”.

Она характеризуется, прежде всего, добровольностью участия в этой деятельности; свободой выбора форм, видов деятельности, конкретных поручений, должностей; субъективно-объективной ролью (ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, инициативу, влиять на содержание, результаты деятельности). Освоение этой новой социальной позиции ребенком – важный рубеж в развитии Личности.

IV. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наш концептуальный подход сводится к следующему:

а) Исходя из рассмотренного воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности считаем возможным и необходимым вовлечении в эту деятельность детей, начиная с дошкольного возраста с разработкой соответствующих дифференцированных программ начальной туристско-краеведческой подготовки (т.е. ТКД образовательно-воспитательное средство практически для людей всех возрастов).

б) ТКД – рассматривается как обязательный компонент “базового образования”, осуществляемого образовательными государственными учреждениями (в первую очередь – школой).

Пронизывая органически содержание почти всех учебных предметов, ТКД способствует повышению эффективности обучения; результативности его для ученика, снятию “перегрузок” учебных (и временных, и физических, и моральных, и умственных); стимулирует рост, развитие Мастерства учителя-воспитателя.

ТКД как компонент базового (основного) образования, практически своим воздействием может охватить всех учащихся (см. программы туристско-краеведческой работы для начальных классов).

С другой стороны, туристско-краеведческая деятельность выполняет в системе непрерывного образования роль “дополняющую” или “восполняющую” Т.е.

ТКД выступает как самостоятельная программа “дополнительного образования”, ориентирующая детей на свободный выбор, добровольность, удовлетворение личных интересов, потребностей; позволяющая подучить начальную “профессиональную туристско-краеведческую подковку (инструктор по туризму, экскурсовод-гид, эколог, историк и т.д.). Другими словами : ТКД рассматривается как самостоятельная программа профессиональной ориентации детей, молодежи.

ТКД может выполнять определенную роль в самообразовании школьников, организуя интересно, содержательно их досуг, т.е. может стать программой досуговой деятельности школьника, его самовоспитания, самообразования.

V. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

I. Общая характеристика “Системы”

Систему туристско-краеведческой работы с детьми рассматриваем как:

– обеспечивающую органическое сочетание базового (основного) образования и дополнительного; взаимодействия воспитания и социализации в развитии Личности;

– способствующую созданию “новой” социальной среды, в которой ребенок мог бы раскрывать собственное “Я”, реализовать и развить способности, интересы; приобрести полезный жизненный опыт; адаптироваться к современным социально-экологическим условиям;

– впитавшую предшествующий положительный опыт воспитательной работы с детьми, лучшие традиции гражданского, нравственного воспитания.

Туристско-краеведческая деятельность, приводимая Центром, представляет собой одну из моделей такой воспитательно-образовательной системы, которая характеризуется динамичностью, исторической обусловленностью, многоплановостью, многофункциональностью, комплексностью воздействия на Личность ребенка и взрослого; отношениями сотрудничества между ними; особой эмоционально-нравственной окрашенностью.

В этой системе ТКД – не самоцель, не процесс, идущий вне сферы педагогического организованного воздействия на Личность, а педагогическое средство, позволяющее успешно реализовать природные потребности, “естественные инстинкты” детей в становлении их Личностей.

Целью функционирования этой системы, ее результатом, “ядром” является ребенок – его особая внутренняя позиция; субъекта деятельности.

В основе разрабатываемой системы ТКД – возрастные, личностные, социально-психологические особенности детей – конкретных участников этой деятельности; характеристики природной и социальной среды протекания ТКД.

Туристско-краеведческая деятельность – педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены (цель, задачи; принципы функционирования; содержание, формы, методы; организация деятельности; структура).

Целью функционирования этой системы и одновременно результатом, “ядром” является ребенок – Личность, его особая внутренняя позиция – активного субъекта деятельности.

Все другие “элементы” системы подчинены цели и результату; являются средствами активизации каждого участника путем освоения специфического содержания, форм, методов туристско-краеведческой работы; знаний, умений, навыков туристско-краеведческой направленности.

Эффективность, динамичность системы:

а) в “приближении” к конкретным условиям (окружающей природной, социальной среды; возрасту, опыту детей и взрослых);

б) в постепенном усложнении содержания, форм, методов ТКД от “возраста” к “возрасту” (определение “возрастных” зон изучения родного края; видов, приоритетов деятельности; комплекса минимальных и максимальных знаний, умений, навыков; смена видов, направлений форм ТКД и т.д.);

в) разнообразие стимулов активизации, развитии каждого участника ТКД (система знаний; должностей; творческих письменных и устных отчетов; ближних и дальних перспектив развития каждого);

г) в творческом использовании традиций (агитбригады; творческие отчеты-вечера; “Кодекс чести туристов” и т.д.).

Мини-моделью системы является “туристско-краеведческий цикл”, включающий в себя взаимодействие всех элементов системы.

“Цикл” – это ближайшая перспектива ТКД группы (поход, экспедиции, экскурсии) и ее реализация (определение конкретной цели-задачи; форм, путей, средств ее достижения в период подготовки, проведения, подведения итогов; обозначение новых перспектив).

Принципиально новый подход к методам организации ТКД заключается в их комплексности. Так, метод использования туристско-краеведческих должностей, полученных при подготовке и проведении похода – экспедиции позволяет активно включаться каждому в реализацию основной задачи; разнообразные виды специфической деятельности; проявить усилия, осознать ответственность перед товарищами.

Планирование по “циклам” – один из комплексных методов организации ТКД, принципиально отличающихся от “планирования мероприятий”.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/73917.html

Ссылка на основную публикацию