Связь сикхизма с индуизмом – туризм

Описание религии сикхизм, кто такие сикхи

Индия славится большим количеством народов, каждый из которых очень часто исповедует собственную религию, например, сикхизм, индуизм, джайнизм, буддизм и многие другие течения.

Разношерстный этнический состав данной страны является крайне благодатной почвой для развития подобного политеизма.

Религиозное течение, о котором пойдет речь в статье, насчитывает по всему миру около 22 миллионов последователей, их большая часть обитает в индийских областях Харьяна и Пенджаб. Эта статья призвана подробно раскрыть тему такой религии, как сикхизм, её ритуалов, философии и истории.

История возникновения

Данная религия сформировалась как самостоятельное течение к началу XVI века в регионах Индии, размещенных ближе к северо-западной её границе.

Сикхизм относится к дхармическим религиям, считается, что он возник в результате взаимовлияния ислама и индуизма.

Людей, которые впоследствии стали исповедовать сикхизм, в первом не устраивало его повсеместное внедрение господствующей на тот момент в Индии династии Великих Моголов, а во втором — повсеместное разделение людей на касты.

Основателем сикхизма считают первого гуру Нанака, который родился в 1469 году в городе Райбхол-ди-Тальванди.

Считается, что он был великим путешественником и много времени проводил в походах, проповедуя свои идеологические принципы.

После 25 лет подобных путешествий он принял решение организовать общину для последователей своих идей в Картапуре в Пенджабе (индийский район), вокруг которой впоследствии и сформировалась данная религия.

Титул гуру сикхов передавался по наследству до 1708 года, когда 10 по счету лидер, Гобинд Сингх, отменил подобное право и вручил всю власть в руки общины. Впоследствии всю территорию, на которой проживали сикхи, поделили на 12 мисалей (военных объединений). А уже к 1767 году они сформировали на их основе собственное государство, где во главе каждого мисаля стоял свой вождь.

Сикхи вели затяжные военные действия против монголов и афганцев. В 1820 году власть над всеми мисалями сумел захватить Ранджит Сингх. А к началу 1850-х годов молодое государство проиграло войну против англичан, пришедших с экпансионными намерениями в Индию.

Основные постулаты

Главным положением сикхизма является вера в творца, не имеющего ни какого-то конкретного имени, ни внешности, ни конкретной формы, и рассматривающегося двояко, в качестве Ниргуна (абсолютного Бога) и Саргуна (личного божества внутри каждого человека). Сикхи считают, что только Богу ведома истинная причина и стремление всего им сотворенного; всё, что надлежит знать об этом человеческому существу, это то, что сотворенное преисполнено только благими побуждениями и любовью.

До того как произошёл процесс сотворения всего сущего, Бог, по их мнению, существовал в качестве Абсолюта. А в процессе творения решил выразить себя, начав с общих понятий, в результате чего сформировалась природа, в каждом из явлений и объектов которой он присутствует в одинаковой пропорции. Бог, согласно их религии, олицетворяет все разумное, вечное, доброе и высокоморальное.

Каждое человеческое существо, по их представлениям, уже существовало ранее. То, в каких условиях оно провело свои предыдущие жизни, в большой степени влияет на его теперешнюю ипостась.

Но, помимо этого, у каждого человека есть воля, с помощью которой он может управлять своими личностными качествами.

Путем «расширения» собственного сознания каждый человек должен научиться воспринимать себя как часть других и наоборот.

Женщина в сикхском обществе

Женщина, по признанию сикхов, является тождественной мужчине в духовно-интеллектуальном отношении.

Гуру сикхов хорошо осознавали скрепляющую позицию, которую отыгрывали женщины в обществе, и проводили серьезную работу, направленную на их эмансипацию.

Согласно писаниям этой религии только тандем мужчины и женщины делает социум идеально сбалансированным, и они не могут рассматриваться в качестве угрозы друг для друга.

Гуру Амардас разрешил девушкам на подконтрольной ему территории прекратить носить парду (вуаль), если они того сами не желают, а также категорически запретил высказывания о женщинах как о детородных машинах. Он утверждал, что женщина интеллектуально равна мужчине и обладает достаточным уровнем чувственности и понимания духовных дел.

В сообществах сикхов женщинам и девушкам надлежит заниматься любой работой, которую они считают достойной себя, которая является физически для них выполнимой, и которая будет приносить существенную пользу обществу. Современных женщин-сикхов можно найти абсолютно на любой должности, начиная от повара и заканчивая лидирующими позициями в той или иной общине.

Форма поклонения Богу в сикхизме

Изначально сикхами считалось, что различные ритуалы, обряды и иное идолопоклонничество совершенно бесполезны и последователям данной религии они не рекомендованы. Однако впоследствии многие ритуалы начали возникать в ходе её институционализации.

Согласно постулатам данной религии, никто кроме Бога не достоин поклонения и служения ему.<\p>

Поклоняться Богу надлежит посредством пения молитв, а также медитацией Именем Его. Всего в день необходимо совершать два обряда поклонения: утренний и вечерний, каждый из которых занимает около 2 часов.

Молитвы не обладают выраженной строгостью форм, позволяется возносить их в импровизационной манере.

Важно! В ходе совместных молитв и медитаций надлежит повторять все слова за сикхом, проводящим богослужение.

Ритуалы и обряды сикхов

Каждый их новообращенных сикхов должен пройти через обряд инициации, который носит название пахул или амршпа-саискар. Перед совершением ритуала принимающему религию проводят омовение и облачают его в новые одежды. Вступить в ряды сикхов может всякий человек вне зависимости от национальности, предыдущего вероисповедания и происхождения.

Каждому ребенку, который родился внутри общины, дается одно и то же отчество в зависимости от пола: для девочек — Каур, а для мальчиков — Сингх. Все последователи данной религии по достижении определенного возраста обязаны создать семью. Церемония создания семьи называется anand kāraj.

Согласно обрядам, развод является недопустимым ни для мужа, ни для жены. Детские браки запрещены.<\p>

Существуют также особые ритуалы, проводимые по случаю присвоения имени, а также смерти и кремации. После сожжения тела и проведения соответствующих церемоний, пепел умершего надлежит высыпать в какой либо водоем.

Умершим, которые исповедовали данную религию, не принято возводить памятники.

Несмотря на то, что люди, исповедующие сикхизм, не придают слишком глубокого значения различным обрядам и ритуалам, они полагают эти действия достаточно важными для совместного изучения писаний и традиций, взаимной помощи в осознании себя части сообщества и сплочения людей.

Правило пяти «К»

Согласно установленным нынче положениям, каждый исповедующий сикхизм должен иметь при себе пять предметов, являющихся символом их согласия с главными постулатами религии и помогающими отождествить себя со своим ближним. Эти пять предметов включают:

  • kesh — неостриженные волосы, которые надлежит прятать под специальный тюрбан;
  • kangsha — гребень из дерева, предназначенный для поддерживания волос;
  • kara — браслет из металла;
  • kaccha — нижнее белье, спускающееся до колен;
  • kirpan — кинжал либо короткий меч, обычно спрятанный в складках одежды либо под неё.

Эти атрибуты по первым буквам их названий именуют «5 К». Меч при этом, по мнению гуру сикхов, носит скорее воспитательную и декоративную функцию и не должен применяться для угроз, насилия или диктования своей воли. Сикхи, зная, что у их собратьев при себе всегда есть оружие, с уважением относятся друг к другу и всегда могут рассчитывать на поддержку товарища в случае какого-либо конфликта.Важно! При встрече с сикхом помните о том, что у него с собой всегда есть оружие, поэтому угрожать ему или вступать с ним в конфликт будет не самым разумным поступком с вашей стороны.

Представления о загробной жизни

Согласно основным постулатам данной религии, все попытки содержать себя в строгости при жизни, аскеза, держание постов, различные обеты и совершение благих деяний с целью попасть после смерти в рай — это все лишь попытки одних смертных манипулировать другими. Они отрицают все классические представления о структуре чистилища и рая.

Исходя из их трактовок, человек после своей смерти сливается со всем сущим, и в том числе с Богом, становясь его неотъемлемой частичкой для того, чтобы впоследствии воплотится вновь в новом теле и в новое время.

Итак, надеемся, что данная статья помогла вам найти ответы на возникшие у вас вопросы относительно сикхизма. Уважительное отношение представителей данной религии к своим собратьям и представителям других религиозных воззрений просто потрясает.

Если стараться наследовать их в этом аспекте, тогда мир, возможно, станет чуточку лучше и светлее.

Источник: https://lifegid.com/bok/1898-religiya-sikhov-osnovnye-svedeniya.html

Индуизм – сикхизм

Сикхизм одна из национальных религий Индии. Ее название происходит от санскритского слова “шишья” (ученик). По национальной принадлежности почти все сикхи пенджабцы, они образуют довольно компактную этноконфессиональную общность.

Сикхи сосредоточены в основном в штатах Пенджаб и Хариана, незначительная часть их живет в других штатах Индии. В современной Индии сикхи составляют 1,9% от общего числа населения (их больше, чем буддистов и джайнов, но меньше, чем индусов, мусульман и христиан).

Читайте также:  Нидерландские антильские острова

Сикхизм сложился в Индии в XV в.

, когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, индуистской и мусульманской. Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539). О его жизни сохранилось мало достоверных сведений, они тонут во множестве легенд. Известно, что он родился в семье мелкого торговца из касты кхатри.

Ему была предсказана слава великого духовного вождя.

Нанак рано отказался от уготованной ему карьеры торговца и, раздав бедным свое имущество, ушел из дома. В отличие от индусских аскетов и мусульманских святых, он не искал тишины и уединения.

Напротив, он пошел к людям в города и селения, положив начало традиции, которой следовали впоследствии все сикхские гуру.

Ни один из них не призывал к аскетизму и уходу от жизни, провозглашая достойным образом жизни труд, активную жизнь и взаимопомощь.

Около четверти века гуру Нанак бродил по стране, произнося проповеди и слагая гимны во славу бога. Главной темой его проповедей было равенство людей перед богом. По легенде его сопровождали мусульманин-музыкант и индус, записывавший гимны учителя.

Конец жизни гуру Нанак провел в Картапуре. Здесь и начала складываться сикхская община. Обязательными для ее членов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи.

Устраивался также “стол гуру” общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших.

Он и сейчас не утратил своего первостепенного значения.

Тогда же были заложены основы религиозно-философской доктрины сикхов. Ее основные положения были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхакти и суфизму.

С самого начала в нем утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства, связанные с осознанием общности судеб индусов и мусульман.

Организация сикхской общины имела много общего с суфийскими орденами.

Со стороны индуизма на сикхских гуру наиболее заметное влияние оказали идеи бхактов Рамануджи (XI в.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.), Валлабхи (XV в.) и др.

Именно они задавали тон в духовной атмосфере средневековой Индии, проповедуя глубокую преданность личному богу и непосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ богопознания и путь спасения, гарантирующий слияние индивидуальной души с богом.

Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, это глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне. Отсюда резкая проповедь против мусульманских и индусских священнослужителей, против канонических текстов, в том числе Корана и Вед. Однако эта позиция не была выдержана последовательно, и некоторые сикхские гуру ссылались на авторитет Вед.

Путь спасения в сикхизме нам-марг, или сахадж-йога, предполагает 5 последовательных стадий духовного совершенствования. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянное размышление о боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение богу это прежде всего служение людям, и потому во главу угла ставится активная жизнь и труд на благо людей.

Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников.

Центром религиозной жизни были молельные дома-гурдвары (“Врата Гуру”). В них находилась главная святыня сикхов священная книга “Ади Грантх”. Гурдвары строились по мере роста общины в исторических для сикхов местах и были связаны, как правило, с именами и деятельностью сикхских гуру.

Всего их было 10 гуру. Во время правления второго гуру, Ангада (1539-1552), стали устраиваться бесплатные кухни лангары, где могли беспрепятственно получать еду члены разных каст. С тех пор лангары являются неотъемлемой частью сикхских гурдвар. Тогда же, как говорится в легендах, был введен шрифт гурмукхи (букв, “из уст гуру”), предназначенный для записи сикхского священного канона.

Третий гуру, Амар Дас (1552-1574), начал постепенно отходить от непритязательной простоты первых учителей. Он учредил сикхские праздники, ввел особый брачный ритуал “ананд” и стал более благосклонно, чем его предшественники, относиться к мирским благам.

Четвертый гуру, Рам Дас (1574-1581), установил наследственный характер власти гуру (до него каждый гуру сам назначал своего преемника). Изменилась при нем и структура общины: она была поделена на территориальные единицы-манджи, во главе которых назначались масанды. Рам Дас заложил также будущую столицу сикхов Амритсар.

Еще резче обозначился отход от первоначальных строгих принципов при пятом гуру, Арджуне (1581-1606). При нем община значительно увеличилась, распространившись в пределах всего Пенджаба, и упрочилась в структурном отношении, став мощной организацией. Но прославился гуру Арджун главным образом благодаря составлению священного сикхского канона “Ади Грантх”.

Так постепенно сикхи превратились в сплоченную, влиятельную и сильную организацию. В XVIIXVIII вв. Пенджаб входил в состав империи Великих Моголов, и существование крупной сикхской общины на северо-западной границе не могло не беспокоить монархов. Противостояние было неизбежным.

Результатом его явилось преобразование мирной религиозной общины в военную могущественную организацию и обретение сикхами того воинственного духа, который с той поры стал неизменно с ними ассоциироваться. Преобразование особенно активным было при шестом гуру, Харгобинде (1606-1645).

До десятого гуру, Гобинда Сингха (1675-1708), кардинальных изменений в сикхской общине не происходило.

Гобинд Сингх произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру, уничтожил систему масандов и создал новое сообщество сикхов хальсу, а также армию хальсы.

Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые “пять “к ” (длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род одежды).

Единственным гуру Гобинд Сингх провозгласил священную книгу “Ади Грантх”. Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи считали вероотступником. Это положение послужило главной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, беди и др.).

В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других сопротивлялось английским колонизаторам.

В колониальный период сикхи вели борьбу против махантов, которые пользовались покровительством англичан и по сути были проводниками их политики. Результатом борьбы явилось создание “Сингх сабхи” и других организаций, отстаивавших чистоту сикхской веры. С 1920 г.

делами сикхской общины управляет Комитет по управлению гурдварами. Сикхи считают гурдвары “оплотом сикхизма” и источником силы сикхов.

В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии религия сикхов играет заметную роль.

Источник: http://www.terminy.info/religion/hinduism/sikhizm

Сикхизм и джайнизм

Индуизм

Реформация индуизма происходила в многоукладном обществе с весьма давними и глубоко укоренившимися традиционными устоями, чья живучесть поддерживалась кастовой системой с ее четкой конфессионально-социальной (и даже этносоциальной) стратификацией.

Интенсивность колониально-капиталистической эксплуатации Индии в целом и индусского населœения в частности обусловила особенно острую реакцию реформаторов индуизма на западные воздействия, будь то христианское миссионерство или же ʼʼбританизацияʼʼ

индусского права. Вместе с тем, они гораздо более, чем модернизаторы других восточных вероучений, преуспели в приспособлении традиционных институтов и норм к выполнению новых функций. Инициаторами в данном процессе стали тор-гово-ростовщические индусские касты. Уже в первой половинœе XIX в.

в них складывалась буржуазия современного типа и практиковались новые формы как предпринимательской деятельности, так и социальной организации. Вместе с тем обнаружилась зависимость между высотой ритуального статуса и материальным преуспеванием, с одной стороны, и быстротой вызревания буржуазных отношений в касте — с другой.

Обуржуазивание кастовой системы обычно происходило сверху. Учащались, вместе с тем, случаи, когда разбогатевшие верхи ʼʼнизкорожденныхʼʼ настаивали на признании своей ʼʼреспектабельностиʼʼ и на повышении общественного престижа.

Временами делались попытки со стороны отдельных членов ʼʼнизких кастʼʼ вовлечь остальных в организации современного типа (кооперативы и т. п.) с тем, чтобы приоб- , щить их к более производительному труду и обновленным формам жизни.

В индуизме не меньшее значение, чем в исламе, имела деятельность реформаторских обществ и учреждений. Начало реформаторской деятельности совпало со временем перехода Англии к эксплуатации Индии методами промышленного капитализма.

Провозвестниками реформации стали выходцы из торгово-ростовщических кругов, вначале занимавшихся компрадорскими операциями, а затем и предпринимательством в сфере промышленности. Считая установление буржуазных отношений явлением прогрессивным, а английское господство в силу личных выгод от сотрудничества с колонизаторами благом, они создавали организации (ʼʼАтмия сабхаʼʼ — 1815 ᴦ.

, ʼʼБрахмо самаджʼʼ — 1828 ᴦ. и др.), которые ставили перед собой цели пропаганды реформированных индусских принципов. Постепенно многие из таких объединœений, прежде всœего ʼʼБрахмо самаджʼʼ, превращались в ʼʼобщества социально-бытовых реформʼʼ. Борьба с кастовыми предрассудками, с такими традиционными установлениями, как запрет вторичного замужества вдов, со второй половины XIX в.

Читайте также:  Дайвинг в красном море

сочеталась с развитием благотворительности, с учреждением модернизированных индусских школ. Подобная активизация реформаторской работы стояла в прямой связи с нарастанием

дискриминационных мер английского капитала в отношении становящейся на ноги индусской буржуазии, с утратой ею иллюзий относительно прогрессивной роли владычества Англии.

Тогда-то и начинали возникать реформаторские объединœения (в числе первых — ʼʼАрья самаджʼʼ, 1875 ᴦ.), чьи лидеры взяли на вооружение лозунг ʼʼвозрождения индуизмаʼʼ, наполняя, однако, традиционную форму современным содержанием.

Вместе с тем при этих объединœениях росла сеть модернизированных школ, миссионерско-филантропических организаций и т. д.

Из других восточных стран в орбиту реформированного индуизма в наибольшей степени был втянут Цейлон, но лишь в конце XIX в.: в 1897 ᴦ. миссия Рамакришны учредила там 22 школы. С миссией сотрудничало основанное на рубеже веков Общество Вивекананды, создавшее собственную сеть модернизированных учебных заведений.

На индийской почве шла, в основном, и реформация сикхизма и джайнизма. Их генетическая связь с индуизмом отчасти предопределила и важность реформаторской борьбы с сословно-кастовыми преградами на пути формирования буржуазного общества. Вместе с тем сикхскому и джайнскому реформаторству были присущи такие черты, которые отличали их друг от друга, а также от реформированного индуизма.

Именно в сикхизме реформация была насыщена особенно острой и почти непрерывной борьбой между консервативными, либеральными и радикальными группировками, между сторонниками обновленной ортодоксальной доктрины и сектантской. По-видимому, не прошло бесследно и то, что сикхизм возник в начале XVI в.

в качестве ереси индуизма, которая отразила социальный протест городских слоев против гнета феодалов.

Традиции антифеодальной борьбы сыграли определœенную роль в живучести и силе оппозиционного начала в сикхской общинœе, в т.ч. и тогда, когда в ней стало развиваться реформаторское движение. Реформаторам пришлось затратить немало сил, чтобы устранить со своего пути главных противников перемен в лице настоятелœей храмов, отстаивавших свои традиционные привилегии с помощьюанглийских властей.

Реформаторским организациям, чье создание началось с 70 годов XIX в., предстояло выдержать борьбу и с этими властями добиваясь освобождения от их опеки модернизированных сикхских школ и колледжей. При этом реформаторы пытались опереться на антианглийские настроения крестьян-сикхов.

В то же время для реформации джайнизма было характерно стойкое преобладание в ней консервативно-буржуазного направления. По-видимому, играло роль изначальное преобладание в общинœе джайнов лиц, связанных с торговлей и ростовщичеством.

На фоне остальных индийских вероучений реформированный джайнизм немало преуспел в том, чтобы трансформировать торгово-ростовщические касты в очаги современной буржуазной деятельности уже в первой половинœе XIX в.

Но лишь в последней четверти века возникли реформа-торски-модернизированные объединœения, концентрировавшие свои силы на обновлении системы религиозного образования, на развитии филантропии.

Позже, в ходе реформаторского движения ʼʼанувратʼʼ, будут сформулированы его принципы, согласно которым, следует осуществлять комплексный подход к современным проблемам страны: нельзя увлекаться ни древностью, ни чрезмерным подражанием Западу. Нужно избегать и необузданного стяжательства, коррупции, спекулятивных махинаций и филантропии, которая не уничтожает бедности. Главное — это контроль правительства за распределœением богатств, за поддержанием классового мира и общего климата морального самоусовершенствования.

  • – Сикхизм и джайнизм

    На индийской почве шла, в основном, и реформация сикхизма и джайнизма. Их генетическая связь с индуизмом отчасти предопределила и важность реформаторской борьбы с сословно-кастовыми преградами на пути формирования буржуазного общества. Вместе с тем сикхскому и… [читать подробнее].

  • – ЗОРОАСТРИЗМ, СИКХИЗМ и ДЖАЙНИЗМ

    Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы, можно назвать зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее. Заратустра (в греческой… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/77545_sikhizm_i_dzhaynizm

    Религии древней Индии (ведическая религия, брахманизм, индуизм, вишнуизм, сикхизм, джайнизм)

    Ведизм или ведийская религия — религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.

    Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм. Большое значение имеют магические обряды.

    Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов.

    Индуизм – самая большая национальная религия в мире. Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать – им надо родиться”. Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э.

    Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. – V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. – VII в до н.э.).

    Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа.

    В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма. Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни.

    В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны). Касты (варны) – это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно).

    Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово “брахман” (в переводе с древнеиндийского языка, называемого санскритом, – “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.

    Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами.они имели право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом.

    Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершили социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность.

    Все, что им оставили, – это право быть служителями культа.

    Джайнизм – одна из религий Индии, которая возникла в VI столетии до н.э. В современном мире живет около

    3 млн. ее сторонников. Основателем джайнизма считается Вардхамана. В джайнизме четко прослеживается

    конфликт с кастовой системой, связанной с брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности.

    Сикхизм (от слова “сикх” – ученик) – одна из индийских религий, которая в конце XV – в начале XVI столетия возникла на почве объединения индуизма и ислама. Основателем сикхизма считается Гуру Нанак. Основная святыня – священная книга “Ади-Грантх”.

    Сикхи веруют в Единого Бога, которого не возможно описать. Для них Бог – это добро и любовь. Слиться с Ним можно только под руководством Гуру – духовного наставника. Главным Гуру считается Нанак (всего сикхи признают десять Гуру, которые сменяли друг друга).

    Нанак

    провозгласил равенство всех перед богом и полную свободу от кастовых отличий и ограничений.

    Брахманизм – религия древней Индии, появившаяся и сформировавшаяся в первом тысячелетии до н. э. на территории полуострова Индостан.

    Брахманизм – религия с множеством богов (политеизм), его можно считать переходной формой от Ведической религии к Индуизму. Название свое Брахманизм получил от имени одного из главных богов, Брахмы.

    Брахманизм появился в первом тысячелетии до нашей эры, с расселением ариев по территории полуострова Индостан.

    Основу мифологии браманизма составляет тримурти – божественная триада, в которую входят бог-творец Вишну, бог-хранитель Брахма и бог-разрушитель Шиву. В некоторых трактовках тримурти – единый бог, а Брахма, Вишну и Шиву – его проявления.

    Жрецы брахманизма именовались брахманами и являлись высшим классом. Также были класс воинов, класс слуг и торговцев и класс рабов. По легенде все классы произошли из различных частей тела Брахмы.

    Примечательно, что в брахманизме жрецы почтит приравнивались богам.

    ВИШНУИЗМ — одно из двух, наряду с шиваизмом, направлений индуизма; почитает Вишну в качестве верховного божества, Абсолюта и вместе с тем личного бога, что воплощается на земле в териоморфном или антропоморфном виде.

    В ВедахВишну не предстает главным богом, он один из соратников Индры — бога-громовержца и устроителя мира. Его главное действие как солнечного бога — установление тройственного порядка мира: земли, неба и пространства между ними.

    Синтоизм

    Читайте также:  Копенгаген с детьми - что посмотреть в копенгагене с детьми

    Синтоизм, синто (яп. 神道 синто:?, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

    Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками (яп. 神?).

    Ками может существовать на Земле в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве.

    Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца.

    Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

    Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом.

    Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы.

    В синто не существует понятия спасения, вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, мотивациями и поступками.

    Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью.

    Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим» . В древнем синтоизме добро и зло обозначались терминами ёси (яп. 良し?, хорошо) и аси (яп.

    悪し?, плохо), смысл которых — не духовный абсолют, как в европейской морали, а наличие или отсутствие практической ценности и пригодности для использования в жизни.

    В этом смысле синто понимает добро и зло по сей день — как первое, так и второе относительно, оценка конкретного деяния целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его.

    Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе.

    Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество. Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость.

    Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками.

    Душа человека изначально блага и безгрешна, мир изначально хорош (то есть правилен, хотя вовсе не обязательно благостен), но зло (яп. 禍 мага?), вторгающееся извне, приносится злыми духами (яп. 禍津日 магацухи?), пользующимися слабостями человека, его соблазнами и недостойными помыслами.

    Таким образом, зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

    Так как абсолютного добра и зла нет, отличить одно от другого может только сам человек, причём для правильного суждения ему необходимо адекватное восприятие действительности («сердце, подобное зеркалу») и союз с божеством. Такого состояния человек может достигнуть, живя правильно и естественно, очищая своё тело и сознание и приближаясь к ками путём богослужения.

    Формы синтоизма

    Храмовый синтоизм

    Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время — храмовый синтоизм. Храмы в честь различных ками начали возводить с самого появления синтоизма как организованной религии.

    К началу XX века число храмов достигло 200000, однако их число затем сокращалось, и в настоящее время в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов.

    Некоторые из них являются центрами синтоизма общеяпонского уровня, но большинство — относительно небольшие местные храмы, посвящённые отдельным ками.

    При храме имеется священник, проводящий обряды (в большинстве храмов только один священник, нередко совмещающий эту деятельность с какой-либо другой работой, и лишь в наиболее крупных храмах священников может быть несколько), возможно, некоторое количество постоянных служителей. В малых храмах всю работу, связанную с поддержанием храма в надлежащем состоянии и проведением храмовых праздников и богослужений, выполняют сами прихожане «на общественных началах».

    Исторически храмы синто были общественными организациями, не имеющими центрального подчинения и управляемыми самими верующими. После реставрации Мэйдзи храмы были национализированы и поступили в подчинение государству. После завершения Второй мировой войны храмы вновь обрели самостоятельность и стали частными организациями.

    Источник: https://cyberpedia.su/12x34e8.html

    Что такое Сикхизм? Сикхизм — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

    Сикхизм — религия, зародившееся на территории Индии (современный штат Пенджаб) в пятнадцатом веке. Основателем сикхизма считается Гуру Нанак (родился в 1469 году). Сикх — в переводе с пенджабского — последователь, ученик.

    На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 миллионов сикхов, таким образом, сикхизм по численности приверженцев занимает 9-тое место среди мировых религий. Больше всего сикхов проживает на территории Индии, но есть общины и в других странах — США, Канаде, Великобритании, Таиланде и др.

    Сикхизм зародился и существует в среде индуизма и ислама, но при этом является самостоятельной религией. Отдельные его положения (например, единобожие) сближают его с авраамическими религиями (иудаизм, христианство, ислам), но при этом сикхизм не является продолжателем данных традиций — сикхи не признают пророков, божественных посланий и т.д.

    Основными постулатами сикхизма являются:

    • Принятие единобожия. При этом Бог существует в двух ипостасях — с одной стороны как абсолют (Ниргун), а с другой — как личностный Бог (Саргун);
    • Вся природа, все божества и духи сотворены Богом и подчиняются ему; именно поэтому сикхи отвергают любое поклонение, кроме как Богу; основная форма такого поклонения — медитация;
    • Бог не существует вне материи, но превосходит её;
    • Бессмысленно пытаться угодить Богу, слепо исполняя ритуалы, поклоняясь без искренней веры;
    • Божья благодать достижима только посредством бескорыстной любви к Богу и преданности ему;
    • Человек обладает свободой воли, при этом добрые поступки приближают его к Богу;
    • Сикх не делает различий между людьми по половому, религиозному, кастовому признаку. Он всех уважает и относится к другим людям как к братьям;
    • Сикхи очень высоко ценят свободу, одно из самых порицаемых ими деяний — манипулирование людьми.

    Выполняя медитацию, сикхи стремятся раздвинуть границы своего сознания. От осознания своего “Я”, что присуще животным, до включения в понятие “Я” — семьи, общества, природы и в конечном итоге — Бога.

    В повседневной жизни сикхи стремятся к пребыванию в состоянии любви, оптимизма и надежды. Сикхи почитают своё священное писание (Хальса пант), созданное Гуру Нанаком и последующими сикхскими учителями.

    Сикхи имеют оригинальное представление о загробной жизни. Они считают, что после смерти душа человека просто возвращается к Богу. При этом не существует ада, рая, воздаяния за грехи, кармы и т.д. Данные категории, по мнению сикхов, используются в других религиях для манипуляции людьми, но никто не может знать, что ожидает человека после смерти.

    Интересно, что несмотря на отсутствие сакрализации ритуалов (сикхи признают их роль просто как средства сплочения людей), последователи сикхизма тщательно соблюдают предписания Гуру Нанака, касающиеся внешнего вида сикха. Эти заветы известны как пять К. Сикх обязан всегда иметь при себе пять предметов:

    • Нетронутые волосы (кеш), которые он прячет под чалму;
    • Гребень для поддержки волос (кангша);
    • Стальной браслет (кара);
    • Нижнее белье (качла);
    • Кинжал (кипран).

    Первоначально власть в общине сикхов передавалась путём наследования гуру, но в семнадцатом веке утвердилось положение, согласно которому религиозная община (хальса) получила в свое ведение решение всех управленческих вопросов. Самостоятельное государство сикхов просуществовало достаточно непродолжительное время, с 1767 года, когда сикхи вышли из-под власти Моголов, до 1849 года, когда они потерпели поражение в войне против англичан.

    В двадцатом веке община сикхов претерпела тяжёлые испытания, связанные с религиозными войнами после обретения независимости Индией и Пакистаном. Традиционно сикхи активно проявляли себя на военном поприще, и сейчас, 20% офицеров индийской армии являются сихками, при том что доля сикхов среди индийского населения — всего 2%.

    В целом сикхизм можно охарактеризовать как одну из самых толерантных религий, не делающих различия между людьми по их происхождению и другим признакам, ценящую свободу и поклоняющуюся единому Богу.

    Спасибо, за интерес к теме “что такое Сикхизм”!

    Источник: https://samopoznanie.ru/schools/sikhizm/

    Ссылка на основную публикацию