Традиция или модернизм – туризм

Культура модернизма

Это сказалось на сильном влиянии точного знания и технического конструирования на гуманитарную сферу культуры и на художественное творчество – оно проявилось в таких явлениях, как конструктивизм (художественно-образное формообразование), дизайн (организация предметной среды). Возрастание роли науки и техники в жизни общества обостряло возникшую еще в прошлом веке проблему отношений между научно-техническим прогрессом и нравственными ценностями.

Таким образом, суть модернизма не в тех или иных формах искусства или сфер человеческой деятельности, а в тотальном разрыве культуры со всей ее бытийной средой – природой, обществом, человеком, что сделало само ее существование трагическим, вызвало апокалипсическое ощущение “заката Европы” и мрачный пессимизм всевозможных антиутопий, предрекавших гибель цивилизации.

Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры. У истоков модернистской прозы стоит творчество австрийского писателя Ф. Кафки, у которого само мироустройство предстает трагическим и враждебным человеку.

В теоретическом плане модернизм смыкается с разными вариантами “философии жизни” и экзистенционализмом, представленным именами Ф. Ницше, Н. Лосского, К. Ясперса.М. Хайдеггера, Н. Бердяева, З. Фрейда, Э. Фромма.

Фрейдизм стал динамической концепцией психики человека, теорией психоанализа. Согласно учению З. Фрейда о “бессознательном”, всеми поступками человека движут его подсознательные желания, влечения.

Человек вынужден сублимировать, то есть перемещать свои влечения, свою энергию – в искусство, политику, религию. Фрейд считал культуру антагонистичной по отношению к природному началу человека, что особенно ярко проявилось в культуре XX в.

Своего рода психоанализом культуры и человека в ней стал экзистенциализм. Экзистенциализм – философское и художественное направление, рассматривающее разные формы и состояния человеческого бытия как главный смысл его существования. В отличие от Ф.

Кафки, в романах и повестях экзистенциалистов наличествует попытка довести до своего рода обязательности концепцию человека, который сам себе предписывает нормы поведения и поступает так в силу своего душевного устройства, в силу нравственного выпадения из привычного социума и вынужденного одиночества среди враждебного сущего (Ж.

-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй, М. де Унамуно, У. Голдинги др.).

В XX в. в литературе развиваются романтические традиции (Д. Р. Толкиен, А. де Сент-Экзюпери, Р. Хелязны), реалистические (Я. Гашек, Э. Хемингуэй, Д. Апдайк, Г. Гессе и др.).

Модернизм вошел в историю культуры и искусства прежде всего как отрицание, разрушение, деструкция классических основ европейской культуры, определявших ее развитие от античности до XIX века включительно. В основе эстетики модернизма – представление об абсурдности бытия и необходимости выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами.

Эти новые эстетические средства были объединены понятием авангардизм. Авангардизм – условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, течений; тенденция отрицания традиций.

К авангардизму относится абстракционизм – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов.

В этом направлении отразилось стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и “реализма”. Искусство становится средством преодоления реальности.

Новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и конструирование или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения.

Источником этого нового могут быть самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма, апология техницизма в техноутопии и живописи футуристов, утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенционализма, приобщение к архаическим мифам, связующим человека со стихиями природы, непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях.

К модернизму принято относить самые разные течения в искусстве XX века, зачастую вступающие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм.

Постимпрессионизм стал общим названием различных художественных течений в XX в. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучание света, постимпрессионисты противопоставляли ему поиски материальных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей (П. Гоген, В. Ван Гог, П. Сезанн, А. Тулуз-Лотрек). Творчество П. Пикассо, Ж. Брака развивалось в духе кубизма, течения изобразительного искусства, в котором решаются задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Фовизм – направление постимпрессионизма, отличающееся необычайной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы (А. Матисс, М. Вламинк и др.). Экспрессионизм – это художественное течение, в основе которого лежит столкновение контрастов, дисгармония. Экспрессия, как отмечалось, была свойственна искусству Северного Возрождения и барокко, но сам термин появился в XX в. Предтечи экспрессионизма – В. Ван Гог, О. Редон. Он характерен для творчества художников Э. Мунка, Ф. Ходлера, архитекторов А. Гауди, Ф.-Л. Райта и Ле Корбюзье.Многие модернистские направления встали на путь как можно большего разрыва с художественной, литературной традицией.Так, дадаизм – течение абстрактного искусства, в основе которого подражание наивному искусству дикарей или детей (Г. Гросс, Ф. Пикабиа, М. Дюшан и др.). Дадаизм в поэзии утверждал алогизм как основу творческого процесса – “мысль формируется во рту” (Л. Арагон). Абстрактным импрессионизмом стал ташизм – направление абстрактного искусства, пренебрегающее традиционными приемами рисования и сводящееся к разбрызгиванию краски (Х. Хартунг, М. Тоби и др.).

Сюрреализм – художественное течение, отражающее сверхреальные, алогичные связи объектов реального мира, которые проявляются в подсознании или состоянии транса, сна, гипноза, болезни (поэты А. Бретон и Г. Аполлинер, художники А. Массон, С. Дали и др.).

Модернизм отвергает принцип систематически организованного философского рассуждения, ставит под сомнение саму способность слова выражать глубинное содержание миросозерцания.

Так возникает футуризм – художественное течение, отражающее ускорение темпа жизни, абсолютизирующее идеи движения (поэты Ф. Маринетти и Г. Аполлинер, В. Маяковский, художники К. Kappa, Дж. Северини и др.

), атакже имажинизм – особое нелогическое художественное соединение метафор и образов (А. Мариенгоф, С. Есенин).

Аналогичный процесс протекает в сфере пространственных искусств: модернизм признает безнадежно устаревшим сам принцип изображения реального мира, который сохранялся на протяжении тысячелетий, при всех исторических изменениях изобразительных средств и стилевых систем, – тот способ формообразования, который позволял рассматривать живопись как “немую поэзию”, – и заменяет его неизобразительным – “беспредметным” – способом конструирования абстрактных цвето-пластических композиций (Р. Делоне и П. Мондриан на Западе, В. Кандинский и К. Малевич в России). Это направление модернизма получило название супрематизма – течения абстракционизма, методу которого свойственно выражение структуры мироздания в наипростейших геометрических формах.

Абсолютизировав ценность “современного”, модернизм противопоставлял себя “классическому”, как “живое” – “мертвому”.

Опора на прошлое оказывалась оправданной лишь в тех случаях, когда оно само было “антиклассичным”, как в обращении к буддизму, йоге, восточной мистике или даже в возвращении к первобытной культуре, остатки которой сохранялись в Африке и на островах Тихого океана и потому оказывались психологически близкими иррационализму “современного” европейского духа – таковы мотивы творческих исканий П. Гогена и П. Пикассо, а также “изобретателей” джаза и новых бытовых танцев.

Такая интеллектуальная парадигма получила универсальное значение – разрушение, гибель, исчезновение предрекались всему сущему и в природе, и в человеческом бытии, и в культуре. Теоретики модернизма говорят о “конце философии”, о “смерти искусства”, об исчерпанности возможностей “классической” науки, об абсолютной относительности и потому архаичности всех ценностных критериев – нравственных, религиозных, эстетических – и об иллюзорности всех идеалов.

Хотя XX в. проходит под знаком модернизма, он характеризуется разнообразием жанров и стилей в каждом виде искусства и литературы.

В архитектуре на смену стилю модерн, создающему необычные символические здания (А. Гауди, Й. Ольбрих) приходят новые теории, согласно которым эстетическое решение должно соответствовать фунциональным задачам сооружения – “эстетика комфорта”- в условиях городов (Ле Корбюзье), пригорода (Э. Хоуард).

В духе теории функционализма создается новый тип здания – небоскреб. Против этого выступал Ф. Л. Райт, развивший “стиль прерий”. На протяжении XX в. теория урбанизма и противоположная ей варьируются и даже переплетаются.

В XX в. продолжает развиваться классическая музыка (Б. Бриттен, Г.

Малер), легкая, песенная музыка; синтез джаза с классикой порождает симфоджаз (Дж. Гершвин). Возникает рок-музыка.

Появление кинематографа, а затем и телевидения подрывает монопольное господство театра как ведущего зрелищного искусства. Но он выдерживает конкуренцию. Пути развития театра в XX в. предопределены драматургией Г. Ибсена, А. П. Чехова, Б. Шоу. Эксперименты Б. Брехта по созданию эпического театра и театр “драмы абсурда” (С. Бекет, Э. Ионеско) – таковы направления театральных поисков в XX в.

В XX в. кино выделилось в самостоятельный вид искусства. В нем нашли отражение все характерные для XX в. творческие методы: романтические (А. Корда, Кристиан-Жак), реалистические (М. Карне, П. Джереми), модернистские (Ф. Ланг, Ф. Леже). Философскими размышлениями наполнены фильмы Ф. Феллини, Л. Висконти, И. Бергмана и др.

На протяжении XX в. многие культурологи писали о кризисе современной культуры. Этот кризис показывает дезинтеграцию определенной формы культуры. В мироощущении эпохи все явственнее отражается не просто мотив фиксации кризиса, а поиска путей выхода.

Источник: http://www.historicus.ru/kultura_modernizma/

Модернизм

Модернизм это эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно развивавшаяся в межвоенное двадцатилетие. Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П.Верлен, А.

Рембо) или даже с публикацией книги Ш.Бодлера «Цветы Зла» (1857).

Однако более принята точка зрения, согласно которой модернизм складывался в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 века, происходившего на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до первой мировой войны.

Об этом пересмотре свидетельствует история таких школ и направлений в европейской культуре, как импрессионизм, символизм, новая драма, кубизм, имажизм, футуризм и ряд других, менее значительных.

При всех, порою резких, различиях программ и манифестов, эти школы объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых исторических перемен, сопровождающихся крахом верований и духовных ценностей, которыми жили предшественники. Возникшее на этой почве убеждение в необходимости радикального обновления художественного языка классического реализма дало основной импульс становлению модернизма как эстетической доктрины.

Читайте также:  Тапас - туризм

Модернизм формируется в условиях приближающегося социально-исторического кризиса невиданных масштабов, апогеем которого стала мировая война. Эта атмосфера усиливает ощущение беспочвенности либерально-гуманистического умонастроения и верований в неуклонный общественный прогресс, которыми жил 19 век.

Становится все более очевидным банкротство преобладавшего в те времена позитивистского миропонимания. Новые концепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве модернизм, философской установкой которого становится движение «а realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»).

Принцип постижения сокровенного смысла за эмпирикой явлений и вещей отвечал духу этой культуры, художественные идеи которой близки тем философским учениям и научным доктринам периода формирования модернизма, где поиск «реальнейшего» приводит к коренной ревизии позитивистских принципов и положений, основывающихся только на изучении «реального».

Особую важность для творчества последователей модернизма имели концепция «потока сознания», экспериментально разработанная, а затем теоретически обоснованная в «Принципах психологии» (1890) американским философом У.Джеймсом, учение об интуиции и интерпретация жизненных процессов по аналогии с процессами сознания, предложенные в работах французского мыслителя А.

Бергсона («Непосредственные данные сознания», 1889; «Творческая эволюция», 1907), доктрина психоанализа, созданная австрийским психологом З.Фрейдом («Я и Оно», 1923). Широкое воздействие на литературу и искусство модернизма оказала теория архетипов (образов, выражающих коллективное бессознательное), которую разработал К.Юнг, швейцарский последователь (а затем антагонист) Фрейда.

Объективно некоторые особенности художественного видения модернизма (в частности, трактовка времени и пространства) обладают общностью с теорией относительности (1915) А.Эйнштейна.

Несмотря на отсутствие программного документа, сформулировавшего главные отправные посылки и эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в художественной культуре Запада и России выявляет устойчивость свойственных ему особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе (в ряде работ предпочтение отдано другому термину — художественный метод). Модернизм всегда с большей или меньшей последовательностью отказывается от принципа репрезентации, т.е. изображения действительности в системе реально присущих ей связей, которые воссоздаются под знаком достоверности и жизнеподобия, и неизменно противопоставляет этому принципу подчеркнутую условность картины, строящейся на идее художественной деформации, алогизма, игры смыслами: этим подчеркивается невозможность конечных, непререкаемых истин о мире и человеке. Жизненный факт воспринимается искусством модернизма не как данность, а обязательно как проблема. Господствует состояние «эпистемологической неуверенности» и признается неосуществимой та завершенность и аутентичность воссоздания мира во всем богатстве его связей, которая была главной творческой задачей для художественной культуры 19 века, развивавшейся в границах эстетики классического реализма. Для модернизма характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса и абсурда; личность чаще всего описана в контексте ее отчужденности от социума, законы которого ею воспринимаются как непостижимые, алогичные и иррациональные. Ситуация отчуждения, с которой человек сталкивается и в общественной, и в частной жизни, постоянно убеждаясь в невозможности реального взаимопонимания и диалога с другими, порождает комплекс «несчастного сознания», воссозданный во многих наиболее значительных произведениях модернизма, начиная с творчества Ф.Кафки.

Эта ситуация провоцирует как радикальный бунт против трагического — ввиду его онтологической бессмыслицы — «человеческого удела» (обычная проблематика литературы экзистенциализма), так и философскую рефлексию, итогом которой становится образ действительности как вечно повторяющегося круговорота, когда вновь и вновь выясняется, что личность, затерянная в «толпе одиноких», безнадежно утратила чувство осмысленности и целенаправленности своего существования (романы Дж.Джойса). Сознающий собственную не целостность, герой литературы модернизма особенно напряженно размышляет о проблемах самоидентичности и приходит к убеждению, что для него стал невозможен выстроенный, завершенный, внутренне органичный образ самого себя. Разорванность, фрагментарность духовного и эмоционального опыта может ощущаться им элегически, с оттенком драматизма («субъективная эпопея» М.Пруста, проза В.Набокова американского периода), но подчас приобретает в модернизме и трагифарсовую трактовку с преобладанием элементов «черного юмора» (театр абсурда Э.Ионеско и С.Беккета, романы Дж.Барта и Т.Пинчона).

Пародирование некоторых наиболее укорененных философских и художественных верований, отличавших эпоху классического реализма, составляет важный элемент многих произведений модернизма, начиная с самых ранних (драматургия и проза А.

Жарри), и является неотъемлемой частью творческой программы таких школ, принадлежащих истории модернизма, как дадаизм и сюрреализм.

Вместе с тем для крупнейших представителей модернизма характерно стремление опираться на переосмысленные ими явления художественной культуры 19 века, которые в их трактовке, предопределенной творческими принципами самих толкователей, оказываются выведенными за рамки реалистической эстетики (так А.

Белый прочитывает Н.В.Гоголя, оказавшего сильное влияние на его прозу, а Пруст сходным образом усваивает важные для него уроки Г.Флобера, у которого перенимается прежде всего, если не исключительно, идея произведения, свободного от любого рода идеологии и дидактики).

В диалоге с традицией модернизма особое внимание уделяет литературе романтизма, в которой он обнаруживает некоторые мотивы и художественные идеи, получившие широкое развитие в его собственной практике, — власть отчуждения, исчезнувшая целостность жизненного опыта, зарождающаяся на этой почве «романтическая ирония».

Ранний модернизм

Ранний модернизм отличается стремлением построить и художественно обосновать собственную концепцию человеческого опыта «в наше время» (так озаглавил первую книгу Э.Хемингуэй, в молодости близкий модернизму). Эта концепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев модернизма, принципа «миметической референциальности» (т.е.

осознанной соотнесенности художественного произведения с кругом явлений объективной реальности, признаваемых наиболее существенными для ее понимания), призвана выразить новое самосознание литературы, озабоченной не проблемами достоверного воссоздания действительности, но ракурсами и уровнями восприятия жизненного опыта.

Однако еще признается, что этот опыт обладает определенного рода духовным содержанием («метафизика реальности»), а иногда писатели, принадлежащие модернизму, даже находят в этом опыте, как Т.С.Элиот, некий трансцендентный смысл.

Но по мере развития модернизма эта проблематика начинает играть менее значительную роль, уступая место самоценным экспериментам с художественным языком, которые приобретают все более формалистический (французский «новый роман», возвестивший программу борьбы с «ересью изобразительности»), а иногда и разрушительный характер (поздний С.Беккет, пришедший к идее «литературы молчания», т.е.

к отказу от творчества, подменяемого пустыми страницами как жестом неприятия мира). Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И.

Хассан пишет, что на этой стадии, в отличие от «классического периода» модернизм, в литературе становится возможным все, включая и «ритуальное уничтожение языка», и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э.Паунде.

Все они, а также английские писатели, примыкавшие к сложившейся в 1910-е группе «Блумсбери» во главе с В.

Вулф, сыграли важную роль в разработке наиболее существенных положений литературной программы модернизма, которая предполагала новые принципы построения художественного универсума (мифологизм, подчеркнутая субъективность индивидуального восприятия и переживания реальности, множественность обликов и трудность самоидентификации героя, обязательные и пространные отсылки к «культурной памяти», присутствующие непосредственно в тексте произведений, а нередко даже конструирующие этот текст). Существенное значение для писателей, принадлежавших к этому кругу (а впоследствии и для эстетики модернизма в целом), приобрели интенсивно ими развивавшиеся философские идеи Дж.Мура, чья работа «Принципы этики» (1903) доказывала невозможность разграничения критериев добра и зла на основании доктрин социальной эволюции или естественных, общепринятых норм, а также положения неогегельянца Ф.Г.Брэдли, изложенные в трактате «Видимость и реальность» (1893). Эта работа подвергла критике концепции самодостаточности эмпирического познания действительности и объявила недостоверным или, во всяком случае, неокончательным любое знание о ней, игнорирующее специфику преломлений реальности в индивидуальном восприятии.

Необходимую содержательную точность понятию модернизм придал Элиот. Ощущение кризиса идей и исчерпанности художественных возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П.Валери, Г.

Бенн) перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. Новая система философско-эстетических идей, в которой осуществляется поиск изобразительных форм, аутентичных для 20 века (т.е.

реализован принцип «современного видения», нормативный для модернизма), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому противопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия.

Передавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей свои духовные опоры, аутентично воссоздавая «несчастное сознание», в котором происходит «непрерывное амальгамирование разнородного опыта», творчество, согласно Элиоту, становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непреходящих нравственных и культурных ценностей.

«Магистральный сюжет» произведений модернизма, ориентированных на принцип «надличностного творчества», определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал, которые придают бытию осмысленность и телеологичность.

Поэтика, аутентичная для этого «сюжета», чаще всего представляет собой сплав трагедийности, пародии, лиризма, понятийных и визуальных ассоциаций, резко специфичный у каждого крупного художника (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма — поэме Элиота «Бесплодная земля», 1922).

Для данной поэтики характерно широкое использование мифа или мифологических реминисценций (ими подчеркивается устойчивость, «вечность» главных коллизий, проступающих через кажущуюся бессмыслицу «реального»), а также идея потока сознания, пришедшая на смену прежнему представлению о психологической устойчивости и однородности реакций индивидуума на внешний мир.

Новая система способов изображения и художественных ходов в литературе модернизма утверждается вместе с новым пониманием человека, когда наиболее существенным оказывается все личностное, не типовое, выходящее за пределы социальной детерминированности (в этом отношении особую важность представлял опыт Д.Г.Лоуренса). Интроспекция, отмеченная особенно заинтересованным вниманием к области подсознательного, как и к образам-архетипам, становится способом проникнуть в сокровенные человеческие побуждения, приблизившись к истине и о природе человека, и о характере его связей с универсумом. «Ткань идей» в искусстве модернизма приобретает намного более существенное значение, чем попытки воссоздать «ткань действительности» в жизне-подобном облике. Художественная условность в самых разнообразных ее проявлениях доминирует в этой литературе, приверженной подчеркнуто субъективному изображению мира — нередко с ярко выраженными элементами игры, иронии и травестии. Подчас (например, в сюрреализме) пародийное начало сочетается с отчетливо выраженной идеологической тенденцией: искусство осознается как мощное средство разрушения стереотипов и фобий логизированного, плоско рационалистического мышления.

Читайте также:  Город каннын

С ходом времени в искусстве модернизма усиливается изначально ему присущее восприятие современности. Как эпохи, когда ослабевают связи между людьми и всеобъемлющим становится отчуждение, делающее личность бессильной перед лицом абсурда, воцарившегося в общественной жизни.

Эта ситуация сопровождается нарастанием в литературе модернизма устремлений к герметичности, фактической бессодержательности творчества, широко затронувших и поэзию (американская школа объективизма), и драматургию (театр абсурда, в особенности на поздней стадии развития), и прозу.

Путь Джойса от «Дублинцев» (1914), книги, воплотившей некоторые основные эстетические идеи модернизма, но вместе с тем создающей пластичный образ определенного социума, к «Поминкам по Финнегану» (1939), полностью замкнутым сферой экспериментов с композицией, точкой зрения и языком, может рассматриваться как пример эволюции, типичной для модернизма в целом.

Долгие годы считавшийся в западной эстетике некорректным для описания художественного процесса, термин модернизм утвердился в 1980-е не только в работах по истории литературы и искусства, но и в исторических трудах, где все более принятой становится концепция «модернистского сознания», определяющего характер целой эпохи, границы которой простираются от рубежа 19-20 века до последней трети 20-го, когда вступает в свои права «постмодернистское время». Однако более принятым все-таки остается взгляд на модернизм как на явление, существенное для эстетики и истории художественной культуры на новейшем этапе развития. Универсальность модернизма как единственной эстетической системы, воплотившей «дух современности», проблематична, а возможность объективно воссоздать картину движения литературы и искусства в 20 веке, исходя из приоритета модернизма как эстетики и направления, представляется лишь чисто гипотетической даже наиболее убежденным приверженцам доктрины, связывающей с модернизмом все новые черты художественной культуры последнего столетия. В действительности модернизм существовал как эстетическая концепция и как направление в ряду других концепций и направлений, вступая с ними во взаимодействие, часто принимавшее сложный и даже драматический характер. Об этом свидетельствует наследие многих крупнейших художников 20 века (В.Набоков, А.Камю, У.Фолкнер, Г.Гессе, О.Хаксли, Г.Гарсиа Маркес, С.Прокофьев, Ф.Феллини и др.), в разные периоды своей творческой жизни тесно соприкасавшихся с кругом идей и верований модернизма, однако в целом ему не принадлежащих, хотя можно отметить несомненную родственность искусству модернизма как той проблематики, которая оставалась у них преобладающей, так и ряда использумых ими эстетических средств. Вместе с тем миф о всеохватном и подавляющем воздействии модернизма на современную художественную культуру опровергается творчеством некоторых самых значительных ее представителей, сохранивших твердую приверженность традиции, ассоциируемой с классическим реализмом или с романтизмом (И.Бунин, В.Ходасевич, А.Платонов, Дж.Стейнбек, П.Лагерквист, Г.Грин).

Слово модернизм произошло от французского moderne, что в переводе означает — новейший

  • ТЕГИ
  • концепция
  • модернизм
  • новейший

Источник: https://www.litdic.ru/modernizm/

Модернизм в архитектуре

МОДЕРНИ́ЗМ в ар­хи­тек­ту­ре – совокупность явлений, возникших под влиянием идей художественного модернизма в 1910– 1920-х гг., когда эксперименты беспредметного искусства (в пер­вую оче­редь ку­биз­ма) распространились на скульптуру и пространственные конструкции.

От­ли­чительные чер­ты модернизма: раз­рыв с ис­то­рической тра­ди­ци­ей, от­каз от де­ко­ри­ро­ва­ния ар­хитектурных форм и пе­ре­ход к су­гу­бо экс­пе­ри­мен­таль­но­му, но­ва­тор­ско­му фор­мо­об­ра­зо­ва­нию, вы­яв­ляю­ще­му функ­цио­наль­ную и кон­ст­рук­тив­ную ос­но­ву со­ору­же­ния.

Тер­мин «модернизм» при­ме­ни­тель­но к ар­хи­тек­ту­ре стал ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся толь­ко с 1960-х годов; ар­хи­тек­то­ры – пред­ста­ви­те­ли модернизма ис­поль­зо­ва­ли так­же тер­ми­ны-си­но­ни­мы «но­вая ар­хи­тек­ту­ра», «современная ар­хи­тек­ту­ра», со­вре­мен­ное дви­же­ние. На модернизм как про­дукт ра­цио­на­ли­стического мыш­ле­ния по­влия­ли ус­пе­хи про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции, фи­лосовской тео­рии, обос­но­вы­ваю­щие уни­вер­саль­ность на­уч­но-тех­нического про­грес­са (пре­ж­де все­го мар­к­сизм); так­же и по­яв­ле­ние но­вых стро­ительных тех­но­ло­гий (мно­го­этаж­но­го кар­ка­са, боль­ше­про­лёт­ных ме­тал­лических кон­ст­рук­ций и сплош­но­го ос­тек­ле­ния, пас­са­жир­ско­го лиф­та, же­ле­зо­бе­то­на), су­ще­ст­вен­но рас­ши­рив­ших воз­мож­но­сти ар­хи­тек­то­ров.

При всём ра­ди­ка­лиз­ме модернизма, прин­ци­пи­аль­но от­ри­цав­ше­го ар­хи­тек­ту­ру про­шло­го, мож­но вы­явить ар­хитектурные на­прав­ле­ния и идеи, став­шие ба­зой для воз­ник­но­ве­ния модернизма: экс­прес­сио­низм; вы­нес­шая «че­ст­ные кон­ст­рук­ции» на фа­са­ды чи­каг­ская шко­ла; стиль мо­дерн с прин­ци­пом про­ек­ти­ро­ва­ния «из­нут­ри на­ру­жу»; кон­цеп­ции го­ро­да-са­да Э. Хоу­ар­да и Ин­ду­ст­ри­аль­но­го го­ро­да Т. Гар­нье, ра­бо­ты П. Бе­рен­са, А. Ло­за, а так­же Ф.Л. Рай­та (1900-х годов).

Многие ар­хи­тек­то­ры модернизма от­вер­га­ли стиль как ме­тод про­ек­ти­ро­ва­ния; тем не ме­нее модернизм име­ет ряд ус­той­чи­вых фор­маль­ных при­зна­ков (пря­мо­уголь­ные объ­ё­мы, лен­точ­ное за­стек­ле­ние, пло­ская кров­ля, свет­лый цвет стен, сво­бод­ный план и т. д.; см. так­же «пять прин­ци­пов современной ар­хи­тек­ту­ры» Ле Кор­бю­зье), про­явив­ших­ся в большей части по­стро­ек модернизма и фак­ти­че­ски по­зво­ляю­щих с 1930-х годов рас­смат­ри­вать его так­же как стиль.

Мо­дер­ни­сты счи­та­ли воз­мож­ным с по­мо­щью ар­хи­тек­ту­ры улуч­шить и да­же кар­ди­наль­но из­ме­нить струк­ту­ру об­ще­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с со­циа­ли­стическими идеа­ла­ми; они про­воз­гла­си­ли уто­пи­че­скую кон­цеп­цию «строи­тель­ст­ва жиз­ни», со­глас­но ко­то­рой за­ло­жен­ная в ар­хитектурном про­ек­те про­грам­ма долж­на обу­слов­ли­вать об­щественные про­цес­сы, про­те­каю­щие в зда­нии, по­сёл­ке или го­ро­де. Со­от­вет­ст­вен­но, ин­ст­ру­мен­том ар­хи­тек­то­ра в зна­чи­тель­но боль­шей, чем пре­ж­де, сте­пе­ни ста­ла не соб­ст­вен­но фор­ма или её эле­мен­ты, а про­стран­ст­во, осо­бая ор­га­ни­за­ция ко­то­ро­го долж­на бы­ла и управ­лять дея­тель­но­стью лю­дей, и соз­да­вать фор­му. От­сю­да – основной ме­тод фор­мо­об­ра­зо­ва­ния модернизма: фор­му оп­ре­де­ля­ет функ­ция (см. так­же Ор­га­ни­чес­кая ар­хи­тек­ту­ра).

Од­на из важ­ней­ших тем модернизма – про­ек­ти­ро­ва­ние мас­со­во­го жи­лья; в ча­ст­но­сти, до­ма для ра­бо­чих воз­во­ди­лись по прин­ци­пам ин­ду­ст­риа­ли­за­ции строи­тель­ст­ва, ми­ни­ми­за­ции за­трат на не­го, ор­га­ни­за­ции бы­та в со­от­вет­ст­вии с со­циа­ли­стической док­три­ной; в СССР поя­вил­ся тип до­ма-ком­му­ны.

Для гра­до­строи­тель­ст­ва модернизма клю­че­вы­ми ста­ли идеи Ле Кор­бю­зье: прин­ци­пы зо­ни­ро­ва­ния, со­че­та­ние вы­сот­ной жи­лищ­ной за­строй­ки с про­сто­рны­ми озе­ле­нён­ны­ми про­стран­ст­ва­ми и диф­фе­рен­циа­ци­ей транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры; пер­во­на­чаль­ная мысль о то­таль­ном сно­се ста­рой за­строй­ки сме­ни­лась позд­нее по­ни­ма­ни­ем её цен­но­сти.

В 1910-е годы бы­ли соз­да­ны про­грамм­ные про­ек­ты модернизма: «Домино» Ле Кор­бюзье (1914-1915 годы), «Баш­ня III Ин­тер­на­цио­на­ла» В.Е. Тат­ли­на (1919-1920 годы), «про­уны» Л.М. Ли­сиц­ко­го (1919-1920 годы). За ко­рот­кий пе­ри­од идеи модернизма по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ар­хи­тек­ту­ре Ев­ро­пы (в том числе в СССР), США, Ближ­не­го Вос­то­ка.

Пер­вые по­строй­ки модернизма да­ти­ру­ют­ся пре­имущественно серединой 1920-х годов: па­виль­он «Ма­хор­ка» на ВСХВ в Мо­ск­ве (1923 год, К.С. Мель­ни­ков; не сохранился), дом Шрё­дер в Ут­рех­те (1923-1924 годы, Г. Рит­велд), до­ма Р. Ла Ро­ша и А. Жан­не­ре в Па­ри­же (оба 1923-1925 годы, Ле Кор­бю­зье) и др.

В раз­ных стра­нах воз­ни­ка­ют различные ар­хитектурные те­че­ния модернизма: кон­ст­рук­ти­визм, функ­цио­на­лизм, ра­цио­на­лизм, су­пре­ма­тизм, тех­ни­цизм, ути­ли­та­ризм, ин­тер­на­цио­наль­ный стиль и др. По­яв­ля­ют­ся ар­хитектурные шко­лы, в ко­то­рых раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­пе­дев­ти­ка модернизма: Бау­ха­уз в Гер­ма­нии, Уно­вис, Ин­хук, Вху­те­мас в Рос­сии.

Главными идео­ло­га­ми ар­хитектуры модернизма вы­сту­пи­ли: Ле Кор­бю­зье; В. Гро­пи­ус, Б. Та­ут в Гер­ма­нии, З. Ги­де­он в Швей­ца­рии; М.Я. Гинз­бург. Бы­ла со­з­да­на объ­е­ди­нив­шая ар­хи­тек­то­ров модернизма ор­га­ни­за­ция – Ме­ж­ду­народные кон­грес­сы современной ар­хи­тек­ту­ры (франц. CIAM, 1928-1959 годы).

По­сле Второй ми­ро­вой вой­ны модернизм, те­ряя свой «ан­ти­бур­жу­аз­ный» па­фос, ста­но­вит­ся гос­под­ствую­щей ар­хитектурной идео­ло­ги­ей на За­па­де, вы­тес­няя ар де­ко и не­о­клас­си­цизм, и пе­ре­хо­дит в свою позд­нюю ста­дию.

Влия­ние модернизма рас­про­стра­ни­лось на стра­ны Латинской Аме­ри­ки, Ин­дию, Япо­нию (с 1954 года – на СССР, где об­ра­ти­лись не к на­сле­дию российскх ар­хитекторов аван­гар­диз­ма 1920-х годов, а к за­ру­беж­но­му опы­ту ин­ду­ст­риа­ли­за­ции и стан­дар­ти­за­ции стро­ительного про­цес­са) и т. д.

Раз­ви­ва­ют­ся различные сти­ли­сти­че­ски мно­го­об­раз­ные вер­сии модернизма (О. Ни­мей­ер; Э.Д. Сто­ун и И.М. Пей в США, и др.), мо­ди­фи­ци­ро­вав­шие или да­же от­ри­цав­шие док­три­ну функ­цио­на­лиз­ма.

Пол­ное во­пло­ще­ние ар­хитектуры и гра­до­стро­ительства модернизма середины XX века на­шёл в но­вой бразованной сто­ли­це Бра­зи­лиа, по­стро­ен­ной по ген­пла­ну Л. Кос­ты. Реа­ли­зо­вав­шие кон­цеп­цию Л.

Ми­са ван дер Роэ приз­ма­тические не­бо­скрё­бы со стек­лян­ны­ми фа­са­да­ми поя­ви­лись в боль­шин­ст­ве круп­ных го­ро­дов ми­ра.

Но ши­ро­кое во­пло­ще­ние идей модернизма яр­че вы­яви­ло его не­дос­тат­ки: жё­ст­кость кон­цеп­ций, по­те­ряв­шие ак­ту­аль­ность прин­ци­пи­аль­ная ус­та­нов­ка на «строи­тель­ст­во жиз­ни» и па­фос тех­ни­циз­ма, ото­рван­ность от ре­аль­ной жиз­ни, про­явив­шая­ся в нев­ни­ма­нии к ес­тественным про­цес­сам раз­ви­тия го­ро­дов.

В ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы и ре­ак­ции на «ор­то­док­саль­ный» модернизм воз­ник­ли ар­хитектурные объ­е­ди­не­ния 1960-х годов «Archigram» (Ве­ли­ко­бри­та­ния; под влия­ни­ем фу­ту­риз­ма), «Archizoom» (Ита­лия; идеи поп-ар­та) и др.

; на­прав­ле­ния бру­та­лизм, ме­та­бо­лизм и, глав­ное, по­стмо­дер­низм, к ру­бе­жу 1960-1970-х годов по­тес­нив­шие модернизм в ми­ро­вой ар­хитектурной прак­ти­ке.

Но как в пе­ри­од гос­под­ства по­стмо­дер­ни­ст­ской ар­хи­тек­ту­ры (1970-1980-е годы), так и позд­нее па­ра­диг­ма модернизма (раз­рыв с тра­ди­ци­ей, от­каз от де­ко­ра и фор­маль­ные экс­пе­римен­ты) со­хра­ня­лась и в твор­че­ст­ве отдельных ар­хи­тек­то­ров (Р. Мей­ер, Р. Мо­нео и др.

), и в иде­ях не­омо­дер­низ­ма (ис­поль­зую­ще­го фор­маль­ный лек­си­кон ран­не­го модернизма), де­кон­ст­рук­ти­виз­ма, хай-те­ка, не­ли­ней­ной ар­хи­тек­ту­ры – но­вых те­че­ний, ко­то­рые в то же вре­мя вос­при­ня­ли постмодернистcкую кри­ти­ку модернизма.

 Се­го­дня в сре­де ис­сле­до­ва­те­лей ар­хи­тек­ту­ры нет еди­но­го мне­ния, мож­но ли от­не­сти эти на­прав­ле­ния к модернизму или пост­мо­дер­низ­му, или же их по­яв­ле­ние сви­де­тель­ст­ву­ет о ро­ж­де­нии но­вой ар­хитектурной па­ра­диг­мы.

Исторические источники:

Гинз­бург М. Я. Стиль и эпо­ха. М., 1924;

Gropius W. Internationale Architektur. Münch., 1925.

Дополнительная литература:

Ги­ди­он З. Про­стран­ст­во, вре­мя и ар­хи­тек­ту­ра. 3-е изд. М., 1984;

Фремп­тон К. Со­вре­мен­ная ар­хи­тек­ту­ра: кри­ти­че­ский взгляд на ис­то­рию раз­ви­тия. М., 1990;

Хан-Ма­го­ме­дов С. О. Ар­хи­тек­ту­ра со­вет­ско­го аван­гар­да. М., 1996;

Weston R. Modernism. L., 1996;

Cur­tis W. J. R. Modern architecture since 1900. 3rd ed. L., 1996;

Taut B. Die Neue Baukunst in Europa und Amerika. 2. Aufl. Stuttg., 1999;

Икон­ни­ков А. В. Ар­хи­тек­ту­ра ХХ в. Уто­пии и ре­аль­ность. М., 2001. Т. 1.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ази­зян И. А. Тео­рия ком­по­зи­ции и по­эти­ка ар­хи­тек­ту­ры мо­дер­низ­ма // Тео­рия ком­по­зи­ции как по­эти­ка ар­хи­тек­ту­ры. М., 2002
  • Modernism: desig­ning a new world. (Cat.). L., 2006
  • Па­пер­ный В. Куль­ту­ра Два. 2-е изд. М., 2007
  • Vidler A. Histories of the immediate present. Camb. (Mass.), 2008

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/modiernizm_v_arkhitiekturie

Модернизм

ПодробностиКатегория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенностиОпубликовано 21.07.2015 14:07Просмотров: 2849

Понятие «модернизм» неоднозначно, его употребляют в более широком и в более узком смыслах. 

В переводе с французского языка этот термин означает «современное искусство» (фр. modernisme, от moderne – современный).
1.

Первый, более широкий, смысл термина – обозначение новых явлений в искусстве и культуре примерно со второй половины XIX по первую половину XX вв. Это очень большой период, включающий многочисленные течения и стили, начиная с символизма.

Сюда входят новейшие направления не только в искусстве, но и в культуре, и в гуманитарной мысли, т.е. по существу это авангард.

«Модерновый» памятник Гоголю Н.А. Андреева – «magnum opus» (1909). Москва, Пречистенский бульвар«Magnum opus» – лучшая, наиболее амбициозная работа писателя, художника или композитора.

Читайте также:  Путешествие в орландо в феврале - план поездки в орландо

В российско-советской эстетике понятие «модернизм» чаще всего и применяли именно для обозначения всех авангардно-модернистских явлений с позиции консерватизма по отношению ко всему новаторскому, т.е с негативной оценкой.

Модернизм в основном подвергался критике за отход от традиционной культуры (прежде всего, традиций XIX в.).

2. В более узком значении термин «модернизм» обозначает одно из трёх главных направлений искусства XX в.: авангарда, модернизма и постмодернизма.

В чём же различия этих терминов, когда они по существу обозначают одно и то же?

Модернизм, конечно же, наследует достижения авангарда, но не принимает его эпатажность, бунтарство и скандальность.

В этом отношении перед авангардом модернизм выступает как академизм: принимая творческие находки авангарда (кубизм, абстракционизм, конструктивизм, экспрессионизм и т.д.

), он их представляет уже классикой, естественно продолжившей историю мирового искусства. 

Модернизм в изобразительном искусстве

Наиболее значительными модернистскими течениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

О каждом из этих течений в той или иной степени Вы можете узнать на нашем сайте, поэтому мы не будем подробно останавливаться на них подробно.
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 г. – в этот год в Париже был открыт «Салон отверженных».

Вот об этом следует сказать немного подробнее, т.к. эта выставка открыла путь к зрителю картин малоизвестных авторов-новаторов.

«Салон отверженных»

Парижский салон – самая значительная французская художественная выставка. Картины для неё отбирало специальное жюри, в основном ориентированное на традиционное искусство и традиционные вкусы публики.

Презентация работ на Парижском салоне, особенно если при этом были положительные отклики в прессе, являлось для художников важным моментом: это вело к признанию их творчества и к финансовому успеху – легче было найти покупателя.

Естественно, что у художников-новаторов было мало шансов попасть на выставку, хотя многие из них уже смело заявили о себе: К. Моне, Э. Мане, П. Ренуар, Ж. Базиль, А. Сислей и др. Поступало много жалоб на организаторов салона.В 1863 г.

выставку посетил Наполеон III (Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I). Ему показали некоторые из отвергнутых работ, и он посчитал, что они мало чем отличаются от тех, что были приняты жюри.

Император выступил в газете с заявлением по этому поводу и принял решение о том, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии. Выставка эта будет добровольной, и тем, кто не пожелает принять в ней участие, нужно будет лишь уведомить администрацию, которая незамедлительно возвратит им их работы. Так состоялся «Салон отверженных».

На нём были выставлены три полотна и три гравюры Э. Мане, по три полотна К. Писсарро, Я.Б. Йонкинда, работы П. Сезанна, А. Гийомена, А. Фантен-Латура и др.

«Салон отверженных» начал свою работу раньше официального салона, и с самого начала экспозиция привлекла много посетителей, больше, чем официальный салон. Много внимания «Салону отверженных» уделила и пресса, хотя большинство статей были негативными.

Такой же в основном была и реакция публики. Примером может быть картина Э. Мане «Завтрак на траве».

Э. Мане «Завтрак на траве»

Э. Мане «Завтрак на траве» (1863). Холст, масло, 208 х 264,5 см. Музей Орсе (Париж)Первоначально картина называлась «Купание». Она предназначалась для Парижского салона, но не была допущена к выставке вместе с тремя тысячами других полотен.

Эта картина вызвала непонимание и обвинение в декадентстве (упадке, культурном регрессе), начиная с её сюжета: двое одетых мужчин с нагой женщиной на природе. Публику возмущало также, что обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя.

Кроме того, женщина и оба мужчины были узнаваемы современниками, у них были определённые жизненные прототипы (моделью женщины была Викторина Мёран, французская художница и любимая модель Эдуара Мане). Картина создавала впечатление происходящего не на природе, а в студии – свет почти не даёт теней.

Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. А каковы они были? Ответ даёт картина с таким же сюжетом. Эта картина не вызывает никаких вопросов и сомнений.

Джеймс Тиссо «Завтрак вчетвером (1870)

Модернизм в архитектуре

Архитектурный модернизм включает следующие архитектурные направления: функционализм 1920-1930-х годов; конструктивизм и рационализм 1920-х годов в России; движение «баухаус» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм ( от французского «béton brut» – «необработанный бетон»), органическая архитектура (органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт).

Здание школы в Дессау в стиле «баухаус»

Национальный королевский театр в Лондоне (архитектор Д. Ласдан) в стиле брутализм

«Дом над водопадом» (архитектор Ф. Л. Райт, 1936-1939). Этот загородный дом построен на юго-западе штата Пенсильвания (США)
Представителями архитектурного модернизма считают Фрэнка Ллойда Райта, Вальтера Гропиуса, Рихарда Нойтра, Людвига Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвара Аалто, Оскара Нимейера и др.

Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки. Архитектор А. Аалто, «отец модернизма» в Северной Европе

Модернизм в литературе

Литературный модернизм является частью общего направления в искусстве. И особенности у него те же, что и в других видах искусства: поиски новых путей и форм самовыражения. Литературный модернизм пришёл на смену классическому роману.

Появляются новые стили: «поток сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев; тема осмысления войны; тема потерянного поколения и др.
Предтечами модернизма в литературе называют уже Ф. Достоевского, а также Ш. Бодлера, А. Рембо и др.

Список писателей-модернистов огромен, его вряд ли стоит здесь приводить, эта большая тема будет рассмотрена в другом разделе и позже появятся активные ссылки.

Назовём лишь несколько имён: Анна Ахматова (1889-1966), Гийом Аполлинер (1880-1918), Уильям Фолкнер (1897-1962), Эрнест Хемингуэй (1899-1961), Франц Кафка (1883-1924), Томас Манн (1875-1955), Марсель Пруст (1871-1922), Вирджиния Вулф (1882-1941) и др.

Н. Альтман (художник-модернист) «Портрет А. А. Ахматовой» (1914). Русский музей
Модернистскими течениями в искусстве являются абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, авангардизм, акмеизм, дадаизм, кубизм, постимпрессионизм, сюрреализм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, символизм, примитивизм.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/488-modernizm

Один день в Реусе: традиции, история и вермут. Испания по-русски – все о жизни в Испании

Реус находится неподалеку от Таррагоны, однако менее известен даже заядлым путешественникам.

Среди туристов о нем говорят сравнительно мало, что, впрочем, не свидетельствует о «затерянности» Реуса среди других каталонских уголков.

Здесь есть, на что посмотреть, да и расположен городок действительно удобно — в 1,5 часах от Барселоны на поезде. Предлагаем вам небольшой маршрут по самым интересным достопримечательностям Реуса.

Модернизм

В этом городе вы повсюду найдете дворцы эпохи модернизма — дом Навас, дом Рулль, дом Гасулль. Все эти господские хоромы были построены в начале XX века одним из основоположников каталонского модернизма — Луисом Доменеком-и-Монтанером. Самая известная его работа — Дворец каталонской музыки в Барселоне.

Некоторые отправляются в Реус в поисках творений Гауди, но в действительности его след здесь практически незаметен, хотя именно в этом городе самый известный испанский архитектор родился и жил,  и здесь находится школа, где он учился, и Центр Гауди, но вот спроектированных им зданий вы не найдете. Поэтому большинство примеров модернизма — творения Доменека-и-Монтанера.

Из господских домов самый впечатляющий — дом Навас, который является частной собственностью, но его можно посетить, если заказать экскурсию заранее.

Центр Гауди

Если вы в Реусе первый раз, обязательно уделите время центру Гауди. Этот мультимедийный центр расскажет вам о жизни и творчестве Антони Гауди в самых разнообразных форматах, так что от посещения такого музея вы точно не устанете. Прикасаться ко всем экспонатам разрешается — потрогайте макеты, подойдите поближе к проекциям и почувствуйте себя в окружении настоящего искусства.

Центр расположен на главной площади, Пласа-дель-Меркадаль. Ходить по нему можно самостоятельно, а можно — с экскурсией.

Пласа-дель-Меркадаль и вермут

Главная площадь так называется потому, что раньше на ней находился рынок под открытым небом. Гуляя по ней, посмотрите на землю — вы заметите следы от многочисленных лавок, стоявших здесь на протяжении долгих лет. Сейчас рынок перенесли на небольшое расстояние от площади, но сама она продолжает хранить дух и характер города.

Улицы и площади вокруг Меркадаль очень оживленные, и в этом есть свое очарование. На пешеходных улицах вы увидите, как течет местная жизнь, и сможете понаблюдать за происходящим, сидя на одной из тихих террас. В Реусе по-настоящему наслаждаешься каждым днем путешествия, особенно, если на столе — бокал качественного вермута.

Вермут Реуса известен во всем мире. Существуют две популярные марки местного напитка — Yzaguirre и Miró – каждый выбирает из них на свой вкус. Кстати, как только закончите осмотр центра Гауди, поднимитесь на его самый высокий этаж — там находится ресторан «Gaudir».

Его название — игра слов между фамилией скульптора и глаголом gaudir, означающим «наслаждаться» на каталанском. В «Gaudir» — самый лучший вермут и вид на центр города. Причем в этом ресторане можно и обедать, и ужинать, и просто выпить по бокалу вермута после насыщенного дня.

Это будет чудесным гастрономическим завершением прогулки по Реусу.

 

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, info@espanarusa.com

Статья оказалась полезной?

Да

(0) (0)

Источник: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/559545

Ссылка на основную публикацию