Путешествие в деревню лядины

Путешествия с Иваном да Марьей

Этот пост относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».

На длинных мартовских праздниках 2011 года дружная команда участников Клуба «Иван да Марья» отправилась на север, в Архангельскую область. Три дня мы путешествовали по окрестностям Каргополя — одного из самых красивых городов Русского Севера.

Каргопольское ожерелье каменных и деревянных храмов, уютные кварталы старинного городка на Онеге и гостеприимство местных жителей навсегда остаются в памяти человека, который побывал в этих краях хоть раз.

В седьмой части нашего отчёта мы расскажем о селе Лядины, где сохранился деревянный храмовый ансамбль-тройник — один из последних в России.

Старинное село Лядины, стоящее на Пудожском тракте, в тридцати пяти верстах от Каргополя, известно как одно из древнейших селений Каргопольской суши. Как минимум с XV века здесь находится Лядинский погост, деревянные церкви которого сегодня признаны одним из ценнейших объектов культурного наследия России.

Ещё сто пятьдесят лет назад Лядины были крупным селом, объединявших семь больших деревень. Ныне Лядины — маленькая точка на карте Каргополья: здесь осталось всего семьдесят селян.

Сегодня названия «Лядины» нет на географических картах. Когда в этих местах открывались почтовые отделения, картографы ввели в широкое употребление названия тех деревень, где размещались почты. Автомобилистам Лядины известны теперь как деревня Гавриловская — она была одной из тех семи, что вместе составляли богатое северное село с двумя тысячами жителей.

Наиболее интересное в облике деревни — колодцы с огромным воротом, характерным именно для этих мест. Большой ворот нужен, чтобы легко поднимать воду с двадцати-, а то и тридцатиметровой глубины: так глубоко здесь залегают водоносные пласты.

Незадолго до нашего приезда шатёр одного колодца сломался, но его обещали восстановить позже. Мы же, осмотрев колодцы, направились по дорожке к знаменитым церквям Лядинского погоста, ради осмотра которых сюда и стоит ехать.

Первая церковь, которую мы смотрим в Лядинах — Покровско-Власьевская. Построенная в 1761 году, она богато украшена как снаружи, так и внутри. Паперть, через которую мы входим, нехарактерна для северного зодчества: исполнение колонн и фронтона навеяно влиянием каменной архитектуры. Внутри в Покровском храме — великолепные двенадцатигранные небеса с изображением архангелов.

Покровский храм красив даже в процессе реставрации: он поражает не просто своим величием, но и соразмерностью пропорций, а также богатым декором. Здесь и высокий повал — вынос, отделяющий восьмерик от шатра, и перекрытие алтаря «бочкой», и изящные «воротнички» вокруг луковичных глав.

Соседнюю Богоявленскую церковь от Покровско-Власьевской отделяет шатровая колокольня начала XIX века. Выполненная искусными мастерами в 1820 году, колокольня дошла до нас практически в своём первозданном облике. Её нижняя часть — низкий четверик — могла быть при необходимости складом зерна.

Верхняя площадка — звонница: там развешивали колокола, к языкам которых привязывались веревки. Концы верёвок спускались до уровня земли, так что звонарю перед службой не было необходимости подниматься наверх.

Он просто вставал на крыльцо храма (летом — летнего, зимой — зимнего) и созывал односельчан на молебен.

Второй храм в Лядинах — Богоявленский, переживает ещё более длительную реставрацию. Здесь полностью меняется покрытие алтарной «бочки» и ставятся новые главки.

Вместе две церкви XVIII века и колокольня образуют единый ансамбль-тройник, каких по России до революции было больше сотни, а сейчас на всю страну осталось пять. После разрушения большинства ансамблей-тройников на Севере Лядинский погост автоматически стал памятником деревянного зодчества общероссийского значения. Теперь к Лядинам присматривается ЮНЕСКО.

Что и говорить, лядинские церкви построены с большим вкусом. Здесь символично всё, даже количество глав-луковиц.

Вот Богоявленский храм: три его алтарные главы (две мы видим) напоминают о Троице, четыре дальние главы на нижнем ярусе символизируют Небесный Иерусалим, пять центральных куполов на кровле восьмерика означают единение земной церкви со Спасителем через евангельскую проповедь. Вместе двенадцать луковиц напоминают о двенадцати учениках Христа.

Чтобы побольше узнать о Богоявленской церкви, подбираемся к ней поближе. Здесь, как и в Красной Ляге, приходится штурмовать сугроб, но нашей дружной команде всё нипочём!

Мы пробирались по снегу, чтобы увидеть удивительное крыльцо с расписным небом XVIII века — такого на Каргополье нигде больше нет.

Раньше на Севере народные умельцы строили как мера и красота скажут. Церковь была местом общения людей с Богом и друг с другом, и каждый стремился, чтобы это общение проходило в тех стенах, куда хотелось входить снова и снова — как в Богоявленский храм в Лядинах.

Местные жители-энтузиасты перенимают традиции своих предков и восстанавливают из паутины забвения памятники села, возрождают престольные праздники, поддерживают сельский быт. Одна из жительниц, радеющих за родные Лядины — Надежда Фёдоровна Ворощук, много лет проработавшая в лядинской сельской школе. Она очень обрадована нашему приезду и приглашает в школьный музей.

Начальная школа в Лядинах, много лет существовавшая в небольшом деревянном доме, в январе 2011 года закрылась: государство перестало выделять деньги на содержание здания. Как десятки и сотни других школ по всей стране, лядинская школа была малокомплектной: в селе с населением около семидесяти человек обучалось десять детишек. Здание теперь работает только как музей.

Школьный музей в Лядинах — это истинно народная выставка детского искусства и творчества. В первом зале Надежда Фёдоровна рассказывает, как музей начинался, как ребята создавали свои первые работы для выставок.

На стенах зала — большие льняные полотна — настоящие картины на народную тему. Их полностью исполняли сами школьники: видно, как много приложено старательности и усердия.

Во втором зале открываются нашему взору ткацкие станки и полотна. — Эка, невидаль! — может подумать заезжий турист. — Уже ткацких-то станков везде в музеях предостаточно. Но всё не так просто. Под руководством Надежды Ворощук ребята осваивали старинные технологии ткачества.

Дети сами растили лен, сами обрабатывали его, сами выделывали льняную нить и сами ткали. За образцы брали сарафаны из бабушкиных сундуков XIX века. Результат работы превзошёл все ожидания: получившиеся у ребят сарафаны завоевали несколько призов на конкурсах народного творчества.

Ещё одно направление работы школьников — разнообразные поделки, в основном на сказочные темы. Красочные картины в деревянных рамках висят по всем стенам зала.

Надежда Ворощук живо рассказывает про то, кто и как работал над этими картинами: в основном, всё это плоды труда детей младшего школьного возраста. Далеко не каждый ребёнок, пришедший в школу, мог похвастаться обеспеченной семьёй или особыми талантами. Но разве эти работы не прекрасны в своей искренности?

Родители, задумайтесь: а вы занимаетесь изготовлением поделок, вышивкой, рисованием с вашим ребёнком?

Сюжеты многих детских работ хорошо узнаваемы. Вот эти ворона и лисица — готовая иллюстрация к знаменитой басне Ивана Андреевича Крылова.

А вот работа исторического толка — герб Каргополя: «в голубомъ поле лежащiй в огне на дровахъ баранъ натурального цвета». Над бараном «натурального цвета» трудились целых восемь младшеклассников!

Есть в лядинском музее и витрина с глиняными поделками: это уже знакомая нам каргопольская глиняная игрушка. И почему нам не давали делать такую на уроках труда?

Целый зал музея посвящён культуре и быту северного края. Возрождение культуры здесь не пустой звук: школьники освоили технологии ткачества, плетения из бересты, изготовления обрядовых кукол, вышивки ковров и льняной вышивки. То, что не сделали своими руками — разыскали на чердаках домов — как вот эти старинные бочки, кадки, посуду и стеклянные бутылки столетнего возраста.

С ткачеством в Лядинах связана особая история. Чтобы восстановить традицию производства ткани с набивным рисунком, педагоги приложили особенно много сил. Главная сложность была в том, чтобы создать собственные оттиски — рисунки для них тоже взяли с бабушкиных сарафанов и рушников.

В итоге всё получилось! Впервые за многие годы на Севере была восссоздана технология ткачества с набивным рисунком — не профессионалами по сути, но энтузиастами по духу — простыми школьниками и педагогами села Лядины. Удивительно!

Когда осознаёшь, сколько сил и труда вложили дети и учителя в столь сложные работы, уже не удивляешься простым разноцветным половичкам и рушникам, которые в иных музеях представляют чуть ли не как вершину народного творчества.

В Лядинском школьном музее есть что посмотреть ещё! Внимание нашего фотографа привлекли искусные объёмные поделки с вышивкой и рисунками. Как вам эти милые три порося в центре?

Последний зал музея рассказывает кое-что и о самом процессе школьного образования. Старшее поколение радостно кивает на школьную форму образца пятидесятых годов, портфели и прописи того времени: плавали, знаем! Молодёжь с интересом разглядывает портрет Ильича, висевший в своё время почти в каждом классе.

Вырастет ещё одно поколение, и им нужно будет объяснять, что такое школьные счёты — «дедушка калькулятора», подсказывает нам, смеясь, Надежда Ворощук.

В любой уважающей себя школе должна быть библиотека. В Лядинах она тоже есть: набор книг самый классический.

Классная комната в школе уютна и светла. Несколько парт, простые стулья, традиционная зелёная доска, есть даже компьютер. На стенах — поделки и детские картины.

Больше всего здесь фигур ворон. — Это неслучайно, — поясняет нам Надежда Фёдоровна. Лядины тяготеют к Каргополю, а по преданию, символ Каргополя — это чёрный ворон.

Многие годы из уст в уста передавалась легенда, что город основал новгородский князь Вячеслав, возвращаясь из военного похода и присевший отдохнуть на поле с вороньей стаей.

«И назвал князь оное каргиным полем» — так появилось имя у города Каргополя.

Надежду Фёдоровну можно случать бесконечно. Кажется, она может долго, увлекательно и с присущим ей обаянием рассказывать решительно обо всём: об истории, о детях, о жизни. У Ворощук богатый опыт не только преподавания, но и директорской работы, ведь она неоднократный призёр областного конкурса «Директор года».

Пожалуй, именно организационный опыт, накопленный Надеждой Ворощук, позволил ей сначала сформировать музей в Лядинах, а затем долгие годы его поддерживать и отстаивать школу от закрытия. За эти годы было найдено и создано силами учеников около восьмисот экспонатов музея, каждый из которых не похож ни на один другой.

«Надежда российской глубинки» — пишут о Ворощук в журнале, который лежит на школьной парте. Это чистая правда. И всё же школу не отстояли: когда учеников в начальных классах осталось двое, отступать было некуда. Школа стала музеем — единственным на Русском Севере музеем сельской школы.

Заключительная экспозиция музея, которую мы смотрим, напоминает о крестьянской избе в селе. Любопытно смотрятся наклеенные на печку советские и дореволюционные деньги разных лет: коллекционеры-бонисты хватаются за головы.

Подошло обеденное время: горшки в печи намекают, что пора и за стол садиться!

Как говорится, не красна изба углами, а красна пирогами! Так что идём есть пироги.

А тут уже всё готово! Супруг Надежды Василий подсобил жене в приготовлении обеда. На первое грибной супчик — пальчики оближешь!

А к супчику домашний хлебушек! А после супчика второе — рассыпная картошечка, да с рыбкой! Да северные пироги с чаем! Так уплетали за обе щеки, что даже толком сфотографировать кулинарные изыски никто не повёлся — боялись, как бы соседи ненароком не опередили в трапезе!

После этой поездки мы получили отзыв: «Всегда езжу с Иваном да Марьей, чтобы хорошо и вкусно поесть!» Автор не подписался. Аноним, стало быть. Но мы ещё раскусим, кто это был

Источник: http://ivan-da-maria.org/2012/07/kargopol-7/

Лядины 2017 [Часть 1/3] (Москва — Лядины) — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2

03-05.01.17 — Лядины 2017

Вообще, куда-либо ехать на НГ праздники планов не было. Но за несколько дней до праздников мы вдруг передумали. По традиции решили поехать на Север, в сторону Каргополя. Начали обзванивать гостиницы и гостевые дома в Каргополое и соседних деревнях.

Естественно, 26 декабря найти свободное место нереально, даже в бюджетных гостевых домах (деревенский дом с туалетом на улице и без водопровода) все было забито. Но из одного гостевого дома (дом в деревне Лядины по 600р с человека) нам все-таки перезвонили и сказали, что на нужные нам даты бронь отменили.

Мы конечно хотели забронировать дом на более длительный срок, т.е. не до 5 а хотя бы до 6, но увы, на 6 число дом уже был забронирован другими людьми.

Выехали мы, как и запланировали, 3 числа. Спалось что-то плохо, в принципе, как обычно перед выездом, и вместо запланированных 5 утра, мы выехали в 4:30.

Выйдя на улицу, я немного обалдел, вечером 2 числа было чуть ли не +3, а в 4:30 3 числа было уже -2 и валил снег.

Читайте также:  Генуя - итальянское возрождение - туризм

Выезжали мы с дачи, в районе Коломны. Разанское ш. было не чищено. Все ехали со скоростью 40-50км/ч, и только на полном приводе я мог потихоньку обгонять грузовики, из-под колес которых летели тонны мокрого снега.

Встреча с двумя другими экипажами была запланирована на 6 утра, на заправке после А108 на Ярославском ш., но т.к. дорога была просто жуть, то до заправки добрались только к 7 часам.

Заодно и показали дорогу одному мужичку, которого встретили на А108 в Куровском. Чувак заблудился и не знал куда ему ехать, а ему надо было в Киржач. Т.к.

нам было по пути, он сел к нам на хвост и благополучно доехал за нами до нужного поворота на Киржач.

На заправке встретились с остальными ребятами (ВАЗ 2114 и Toyota Land Cruiser Prado 120 [3 двери]) и поехали дальше.

Снегопад прекратился, температура потихоньку начала опускаться. За окном красота.

В Вологде температура опустилась до -22, быстренько сбегали там в магазин и отправились дальше.

Примерно в 17 часов, мы встретились с Андреем (из Питера). Он в это время тоже катался по Северу, вот и решили мы пересечься в этой точке.

Мост через реку Большая Индоманка. Кстати заметил, что мост ремонтируется, рядом стоит вагончик для рабочих, но рабочих не было, может потому что НГ праздники или потому что на улице было уже -27. Рядом с мостом, прям в реку положены большие трубы, а поверх накиданны деревья и земля. Может быть это объезд для тяжелой техники, которая в этом году чистит участок этой дороги.

Дорога чищена, но узковато. Две машины разъезжаются с большим трудом.

В любое другое время года этот участок в 30км занимает по времени 1.5-2 часа. Зимой мы проезжаем этот участок минут за 40-50.

А вот и Архангельская область.

До Лядин осталось каких-то 120км. Обязательная фотография с машиной.

К половине десятого мы были уже в Лядинах. Т.к. у японцев абсолютны 0 — это -29, то штатный бортовой компьютер Pajero Sport 2 не показывает температуру ниже -29. А как оказалось, за бортом было уже -39 (узнал по рации от других экипажей).

Припарковав машины, пошли в дом (забежав вперед скажу, зря мы крузак дизельный заглушили) отметить приезд. Дом, хочу сказать, шикарный. Настоящий деревенский дом с двумя печками.

В общем всем очень понравился, да и цена в 600р с человека очень привлекательна, тем более на НГ праздники.

Отметив приезд, я и Костян пошли гулять по деревне. Андрей из Питера нас, к сожалению, покинул, ему надо было ехать к брату в Архангельск.

На улице -39, а возможно уже и -40

Потрясающее небо, свежий воздух, тишина и почти сорокаградусный мороз. Что еще надо для хорошего отдыха? ))

Вдалеке виднеется Церковь Георгия Победоносца 1793г. (это я фонариком ее подсветил).

Подобрались к церкви поближе. Как нормальные туристы мы пошли не по протоптанной дорожке, а с другой стороны — через кладбище.

Видно слабенькое северное сияние.

Конечно фотографировать было немного жутковато. Когда фотографировал церковь, стоя на окраине кладбища на сильном морозе, доски/бревна в церкви очень громко потрескивали. Головой я понимал, что это от сильного мороза, но воображение рисовало картинки из фильма Вий, когда в церкви летал гроб и ударялся об стены. Вот звук был очень похож)

Сделав несколько фотографий, как следует замерзнув и нафантазировавшись от души, мы отправились обратно в дом. На завтра у нас запланирована баня, мастер-класс по выпечке пирожков и поездка в Каргополь.

Продолжение [Часть 2/3]

Источник: https://www.drive2.ru/c/464730580785824865/

Летнее путешествие в деревню-призрак

natasha_fisherКогда летом пришло время сбора иван-чая, встал вопрос: где бы найти иванчайные луга? Друг подсказал, что нивы иван-чая колосятся в районе Яслево. Яслево – деревня-призрак. К сожалению, таких много на территории Меленковского района.

Ещё в 80-е года 20 века жизнь в них, можно сказать, кипела, а потом внезапно сошла на нет. И если не знать, что на этом месте стояли дома, ездили машины, то никогда о том не догадаешься, потому что не осталось ни остова печи, ни фундамента, ничего.

Даже садовые деревья почему-то редкость. Надо будет запланировать в следующем году большое вело-турне памяти по таким деревням.

В Яслево мы с Рагнааром уже были. Давно, в 2009 году. И я даже писала пост в жж о той поездке. Было тогда в Яслево осенне, промозгло и очень уныло.

Летом – совсем другое дело. Иван-чай, опять же 🙂

Рагнаар съездил на разведку с компанией наших меленковских велосипедистов, вернулся весь в восторгах, сказал, что я должна это увидеть своими глазами. Заинтриговал. Едем!

Попасть в Яслево можно двумя путями: через деревню Злобино, и по Лужинской дороге, что ведёт на север прямо из города (ехать прямо, свернуть примерно через 9 километров, за деревней Лужи в лес). В лесу я, извините, не фотографировала. Потому что в здешних лесах, как оказалось, проживают самые злобные, самые кровожадные слепни. Они просто бросаются на тебя и загрызают.

Иногда на пути попадались обширные лужи. В тихой водной глади их отражались задумчивые плакучие берёзы и сумрачные сосны. Тормозишь на берегу такой лужи, всматриваешься в её глубины, и сомневаешься, а можно ли её вообще форсировать? Вот какого масштаба лужи (это, чтобы вы имели представление). Наконец, все препятствия были преодолены.

Везжаем из леса на открытое пространство.По сторонам начинает маячить иван-чай 🙂

Колеи у дороги не везде мягкие и пушистые. По большей части, дорога представляет собой застывшую в камень глину. Зацепиться педалью и упасть – как нечего делать.

Подъезжаем. И, – что это? Дорожный указатель?!

А дальше… Дальше открывается совершенно потрясающая картина. Во-первых, огромное пространство аккуратно выкошено. Вы себе представляете, какой высоты будет трава в поле, если её не косить? Да в человечий рост. Здесь же – газон. Посередине стоит большой павильон, со столами и скамьями. Павильон открытый, но обеспечен шторами-занавесями.

Внутри висят фотографии жителей, рисунки, документы – все о деревне Яслево. Частичка каждого из жителей осталась здесь. Очень трогательно!

Рядом с павильоном установлены крест, памятник и список яслевцев-участников Великой отечественной войны.Оборудовано место для костра со скамейками вокруг, рядом стоят туалеты. Есть и такая табличка:И совершенно потрясающий раскладной альбом, где на карту наложена схема деревни, и расписан каждый дом, каждая семья.

Дорогие люди, не давшие своей малой родине стать чистым полем! Я хочу выразить вам своё восхищение, уважение; мысленно обнимаю, и бесконечно благодарю вас за ваш замечательный почин! Вы такие молодцы!

Вид на деревню Яслево. Здесь тоже есть иван-чай, но трогать мы его конечно не будем, пусть создаёт красоту пейзажу.Отходим подальше, за деревья, в джунгли нескошенных трав. Действительно, тут его чуть ли не целые поля.Вот он, красавец!И другое, цветущее вокруг :)Вид на яслевский павильон из дебрей иван-чая :)Уже совсем вечер. Смеркается. Посидим ещё минутку в гостеприимном Яслеве, и поедем домой.

Я всё-таки грохнулась в этой глиняной колее. Неудачно вывернула запястье. Болело потом долго. Велотравмы – это моё, да :))) И всё подальше от дома. Ладно, ехать-то надо. Злобные слепни улеглись спать, и их сменили не менее злобные комары.

На Лужинской встретили нашу вело-компанию, ехавших туда же, за тем же, то есть, – в Яслево, за иван-чаем. Домой они совсем по темноте должно быть добирались. Луна вот ещё наверху была красивая. Хоть и не полная.

Августовская Луна всегда особенная.

Источник: https://natasha-fisher.livejournal.com/1016414.html

“Неизвестное Каргополье” (4 дн./3 н.), для фотографов и любителей северорусской архитектуры

Маршрут тура: Каргополь – Кенозерский Национальный Парк – Лядины – Красная Ляга – деревня Кучепалда – Саунино – Ошевенск – Архангело – Бережная Дуброва – Волосово

Если вас давно привлекает старина Русского Севера, то приезжайте в Каргополье, которое знаменито своими памятниками каменного и деревянного зодчества, народными ремеслами и промыслами, творческими и интересными людьми.

А если вы уже бывали у нас, то в данной туристической программе мы познакомим вас с неизвестными сторонами нашего края – давно забытыми красивыми деревнями, старинными церквями и часовнями, стоящими в отдалении от обжитых мест, уникальными природными явлениями, реликтовыми рощами, святыми родниками, замшелыми погостами.

В нашем туре вы узнаете о тайнах подземных ходов Каргополя и увидите не отреставрированные, а настоящие старинные памятники, сохранившие свою архаичность, стоящие в своем естественном природном окружении. Практически этот тур является фото-экспедицией.

Тур в первую очередь будет интересен для любителей и знатоков северорусской архитектуры и фотографов.

Транспорт: По программе.

1-й день

четверг

06.42 Прибытие на станцию Няндома поездом №10 СПб – Архангельск.07.30 Прибытие на станцию Няндома поездом №485 Архангельск – Адлер.10.00 Прибытие на станцию Няндома поездом №116/118 Москва – Архангельск/Северодвинск.

10.00 Встреча – сбор группы у центрального входа на жд вокзал со стороны перрона. Трансфер в Каргополь (78 км).

11.30 Прибытие в Каргополь. Обед в кафе.
12.00 Обзорная пешеходная экскурсия по одному из старейших городов Севера России. Уютные деревянные домики, величественные храмы, купеческие особняки, современные постройки являются добрыми соседями в этом удивительном древнем и молодом городе. Туристы познакомятся с архитектурными ансамблями белокаменных храмов XVII – XIX вв. Старого и Нового торга, увидят остатки крепости Валушки, прогуляются по набережной реки Онеги и услышат легенды о подземных ходах Каргополя. Подъём на Соборную колокольню со смотровыми площадками в ярусах (по желанию, за доп. плату 100 руб./чел.).
14.30 Размещение в гостинице «Каргополь» в номерах с удобствами (при наличии свободных номеров – размещение в 11.30).
15.30 Экскурсия в Христорождественский собор (1562 г.) знакомит с выдающимся памятником архитектуры Русского Севера, историей формирования современного облика храма, его интерьерами. В соборе сохранился уникальный резной иконостас второй половины XVIII в. (более 80-ти икон), фрагмент средневековой фрески, интересный кронштейн для паникадила в виде огромной руки. Примечание: по причине сырой погоды возможна замена экскурсии в нижний храм собора, где экспонируются «расписные» небеса из деревянных церквей и часовен Каргополья.
16.30 Свободное время. В вечернее время предлагается самостоятельное посещение Частного дома – музея «Каргопольская глиняная игрушка» с возможностью проведения мастер-класса по лепке глиняной игрушки. Сувенирная берестяная лавка.

Питание: Обед.

Города: Каргополь

Достопримечательности: Христорождественский собор

Водоемы: Река Онега

2-й день

пятница

08.00 Завтрак в кафе гостиницы.
08.30 Автобусная экскурсия в Кенозерский Национальный Парк. Буквально в нескольких километрах от Каргополя, в урочище Соснино, в конце прошлого века последний раз видели йети – снежного человека.

Далее через Великую Каргопольскую сушь и урочище Игумениха заезжаем в село Красная Ляга. Внешний осмотр Сретено – Михайловской церкви (1655 г.) – самого раннего из сохранившихся деревянных шатровых храмов на Каргополье. Заезд в заброшенную деревню Кучепалда.

Дома частично разрушены, но есть и хорошо сохранившиеся с мебелью и домашней утварью. Чуть более ста лет назад Кучепалда была четвёртой деревней по количеству жителей во всей Олонецкой губернии. Здесь было 117 домов и постоянно проживало 641 человек. Когда-то в центре деревни было небольшое озеро почти круглой формы.

И, в отличие от других деревень, все дома в Кучепалде смотрели на озеро. Получилась уникальная круговая планировка деревни. Единственная деревенская улица огибала озеро. А на самом берегу стояли крепкие русские баньки по-черному, мостки… Баньки всё ещё стоят, – вот только озера больше нет! Карстовое озеро ушло под землю в одночасье.

Будто бы встали утром люди, а озера нет… История та же, что и в Красной Ляге – там тоже когда-то было озеро. Переезд в село Лядины – внешний осмотр многоглавой Богоявленской церкви (1793 г.) с полукруглым крыльцом – гульбищем..
13.00 Деревенский обед в трапезной «Визит – Центра» Кенозерского Национального Парка.
14.

00 Эколого-познавательный экзотический маршрут «Северный экватор». Осмотр уникального памятника природы – дамбы-водораздела Северного Ледовитого и Атлантического океанов (озовая гряда). Посещают плакиду и поднимаются на Хижгору к церкви Александра Свирского. Со звонницы храма открывается великолепный вид на большую систему озёр.

Знакомство с архитектурным парком «Кенозерские бирюльки» – старинная кенозерская деревня… Дома в той деревеньке рублены по всем канонам плотницкого мастерства, да только невелики (за доп.плату, по желанию – 50 руб./чел.).

В завершении экскурсии туристы знакомятся с экспозицией Кенозерского Парка в «Визит-Центре», посещают церковь Петра и Павла XIX века на берегу Лекшмозера.
19.30 Возвращение в Каргополь. На обратном пути по желанию – посещение частного этнографического Дома-музея «Лядинские узоры» в селе Лядины по 100 руб./чел.
20.00 Прибытие в Каргополь. Отдых.

Питание: Завтрак. Обед.

Достопримечательности: Кенозёрский национальный парк, Сретено – Михайловская церковь, Село Лядины, Хижгора в Кенозерском парке, Церковь Сятого Александра Свирского

Водоемы: Лекшмозеро

3-й день

суббота

08.30 Завтрак в кафе гостиницы.
09.00 Посадка в автобус. Отъезд в знаменитое село Ошевенское. По пути заезжаем в дер. Саунино, где на просторе полей стоит деревянный храм XVII в. – церковь Иоанна Златоуста.

В интерьере храма находятся изумительные по своей красоте «расписные небеса», а сам храм построен за два приема с разницей почти в сто лет, – мы увидим это на месте и познакомимся с разными способами рубки из дерева наших предков.

Стоящая рядом с церковью колокольня порадует нас своим стройным видом и заставит улыбнуться нескольким хитростям плотницкого мастерства и искусства. Далее наш путь лежит на север Каргополья – в глухой, заболоченный край бывшей Ошевенской волости. По пути мы остановимся у камня – «следовика» с отпечатком стопы прп.

Александра Ошевенского, местночтимого святого, увидим Святое Спасское озеро с часовней над родником, обетные и поклонные кресты вдоль дороги. Заглянем ненадолго в Александро – Ошевенский монастырь, – обитель в настоящее время возрождается.

Большой интерес наверно вызовет у туристов сама планировка деревни – большой, ранее зажиточной, купеческой, – до сих пор здесь сохранились курные избы, баньки по-черному вдоль неглубокой реки Чурьеги, купеческие особняки и совсем маленькие избы – зимники.

На дальнем конце села в деревне Низ находится очень интересная часовня в честь Георгия Победоносца, датированная XIX в. Вся прелесть этого небольшого сооружения – в двух шатрах, один из которых открыт под звонницу. А огромный валун перед входом поражает своими размерами и удивляет своей функциональностью.

Продолжая наш путь, следуем в деревню Халуй, стоящую на берегу одноименной реки. Дома здесь расположены в пару рядом, в основном невысокие, приземистые, бревна темного цвета. Говорят, деревня когда-то была староверческой.

Нам стоит пройти немного дальше, в самое начало деревни, которое находится у места, которое считается чудесным, – именно здесь произошло чудо, сотворенное по легенде Александром Ошевенским: не приняли его в этой деревне местные жители, не разрешили строить на высоком угоре святую обитель, и, обидевшись на них, преподобный Александр заставил реку уйти под землю, дабы наказать жителей за свою недоброжелательность. И ушла речка Халуй под землю, и вышла только в самом конце деревни, оставив тем самым селян у воды, но без воды. В сухой период мы сможем с вами прогуляться по бывшему руслу этой удивительной речки, по берегам которой на высоких склонах также стоят обетные кресты и услышать несколько старинных интересных преданий и легенд об этом месте. А затем вернемся в Ошевенск к гостеприимной хозяйке на вкусный деревенский обед с множеством пирогов из русской печи.
14.00 После обеда продолжаем наше знакомство с Каргопольем – едем через деревню Озерки и село Архангело, где на левом берегу реки Онеги стоят две деревянные церкви — Архангела Михаила (1715 г.) и Сретения Господня (около 1820 г.). Первая уникальна тем, что завершена кубоватой кровлей, известной только в Поонежье и на прионежском берегу Белого моря. На кубе стоит традиционное пятиглавие. Апсида перекрыта бочкой. Сретенская церковь имеет шлемовидную кровлю с завершением главкой. Вероятнее всего Архангельская церковь повторяет формой более древнюю, стоявшую на этом же месте. Храм Сретения Господня относится к типу ярусных храмов. Далее едем вдоль реки Онеги, где на противоположном берегу в селе Бережная Дуброва сохранилось маленькое чудо – многоглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1678 г.) – своеобразные «Кижи в миниатюре». В прошлые века рядом с ней стоял каменный Никольский храм с колокольней, а весь комплекс был обнесен деревянной, оригинальной формы оградой с четырьмя воротами. На карнизе храма сохранилась надпись: «Сей храм обшит тесом и выкрашен, а внутри церкви украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени божия бережно-дубровских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летию юбилея храма 1678 – 1878 г.г.». Фотосессия.
16.00 Возвращаемся в Каргополь через село Волосово, где находятся руинированные остатки Никольского деревянного храма (1670 г.). Село Волосово известно также в истории Поонежья, как одно из «раскольничьих гнезд». Здесь произошло одно из последних самосожжений в 1860 г.
Во время пути заезжаем в деревню Андроновская, первое письменное упоминание о которой есть в Сотной переписи 1562 г. Деревня входила в состав Надпорожского села, куда мы также заглянем по возможности посмотреть часть сохранившейся ограды древнего Погоста и в них стояло два прекрасных деревянных храма: Преображенская церковь (1690 г.) и Покровская церковь (1758 г.). Полюбоваться мы ими сможем, к сожалению, только на старинных черно – белых фотографиях конца XIX в.
18.00 Возвращение в Каргополь.

Питание: Завтрак. Обед.

Достопримечательности: Александро-Ошевенский монастырь, Камень-следовик преподобного Александра Ошевенского, Церковь Михаила Архангела, Церковь Сретения Господня

Водоемы: Река Онега

4-й день

воскресенье

08.30 Завтрак. Освобождение номеров.
09.00 Посадка в автобус с вещами, выезд на противоположный берег реки Онеги, чтобы полюбоваться панорамой города Каргополя с его величественными белокаменными соборами. Вместе с гидом едем в старинную жилую деревню Калитиника – это небольшая деревня, расположенная практически на берегу самого большого озера Архангельское области – Лаче. Сохранились в основном руинированные остатки каменного храма Николая Чудотворца на погосте (1868 г.), часовня XIX в. Фрола и Лавра, находящаяся между двух озер, часовня Илии Пророка в деревне Слобода с ветхозаветными росписями на потолке и Крестовоздвиженская часовня в деревне Сидоровская. Состояние памятников несколько удручающее, но позволяет понять первоначальный замысел мастеров, которые простыми подручными инструментами смогли создавать такие прекрасные памятники несколько веков назад. В теплую погоду можно искупаться в Святом озере и пройти по его берегам по деревянной реконструированной мостовой к Святым родникам.
11.00 Далее наш путь лежит в деревню Большая Шалга, которая находится в 10 км к востоку от Каргополя по Няндомскому тракту. Современный храмовый ансамбль погоста сложился около 150 лет назад и состоит из более древнего деревянного храма и каменного, более позднего, выдержанного в формах классицизма. Главный престол деревянной шатровой церкви посвящен Рождеству Христову (как и городской собор Каргополя), в теплой трапезной устроен Благовещенский придел. Эта церковь принадлежит к типу «восьмерик на четверике», но отличается от других подобных храмов редкой динамичностью пропорций. Высокий башнеобразный объем храма соответствует его постановке в глухом лесу вдали от дорог среди высоких елей. Деревянная церковь Большой Шалги датируется 1745 годом, но ее западная половина с теплым приделом в действительности еще старше. Готовый сруб «по рассказам старожилов привезли из Каргополя от Николы»: в городе к тому времени деревянный Никольский храм заменили на каменный (в настоящее время Никольский храм стоит в городе на старой торговой площади). Потолок трапезной части Христорождественской церкви поддерживали два украшенных резьбой столба. Стоящая к юго-востоку от деревянной, каменная Покровская церковь сооружена в 1857 г. Судя по архитектуре, эта дата относится к окончанию строительства храма, которое в условиях бедных северных приходов нередко растягивалось на 20-25 лет. Боковые приделы каменного храма могли быть подготовлены к освящению лет на 10-15 раньше, чем «настоящая церковь». 13.00 Отправление в Няндому (80 км). В Няндоме до отхода поездов предусмотрено свободное время для обеда (самостоятельно). 16.01 Отправление туристов поездом № 115/117 Северодвинск/Архангельск – Москва.16.10 За доп. плату туристам из Санкт-Петербурга предлагается размещение в Няндоме до отхода поезда № 9 Архангельск – СПб (отправление в 04.22) в гостиницах Няндомы.

17.14 Отправление туристов поездом № 222 Анапа – Архангельск или другими вечерними поездами.

Питание: Завтрак.

Города: Няндома

Достопримечательности: Деревня Большая Шалга

Водоемы: озеро Лаче

 Скачать программу тураМесто встречиВстреча группы на ж/д вокзале станции Няндома.ТранспортПо программе.В стоимость входитРазмещение в гостинице «Каргополь» в номерах с удобствами; экскурсионное и транспортное обслуживание по программе; входные билеты в объекты показа по программе, питание по программе (3 завтрака + 3 обеда).Ж/д билеты до ст. Няндома и от ст. Няндома.
Для туристов из СПб ночевка в последний день тура (по окончании тура) в гостиницах г. Няндома при ожидании поезда №9 “Архангельск – СПб” (04.22).ПитаниеПо программеВажноНеобходимо прибыть на место встречи в назначенное время, в противном случае ответственность за присоединение к группе полностью ложится на туриста. Гражданам РФ рекомендуем взять в путешествие карточку-полис обязательного медицинского страхования для каждого участника поездки.ДетиПринимаются c 6-ти летВниманиеСтраховка в стоимость тура не входит.Необходимо прибыть на место встречи в назначенное время, в противном случае ответственность за присоединение к группе полностью ложится на туриста.

Тур рекомендуется для посещения в летний период, но может проводиться круглогодично по заявкам готовых групп туристов в указанные дни недели (с организацией лыжных переходов к труднодоступным местам осмотра в зимний период при выпадении снежного покрова).

Полезные советыРекомендуемые поезда: из Москвы с Ярославского вокзала поезд №116М/118М до ст. Няндома. Отправление из Москвы в 20.20, прибытие в Няндому в 09.58. Время в пути 14 часов; из Санкт-Петербурга с Ладожского вокзала поезд №010Я до ст. Няндома. Отправление из Санкт-Петербурга в 14.54, прибытие в Няндому в 06.42.

Время в пути 16 часов.

Что взять с собой: удобную одежду, не стесняющую движения, для длительного нахождения на улице, удобную обувь без каблука (желательно 2 пары); купальные принадлежности (по сезону), фотоаппарат, зарядное устройство для мобильного телефона и фотоаппарата; принадлежности личной гигиены, средства защиты от комаров, дождевик.

Документы в поездкуТуристический ваучер-путевка, паспорт (общегражданский; на ребенка до 14 лет – свидетельство о рождении).

Источник: http://www.delfin-tour.ru/tours/5811.html

Большие Лядины

Ещё на подъезде к Лядинам, заметив одиноко стоящую церковь, у меня промелькнула мысль, ведь что-то не так, и чего-то не хватает. О случившихся событиях я ещё ничего не знал. Поэтому решил, что видимо, я что-то перепутал, и это в принципе неудивительно – в этих местах столько деревянных церквей, обо всех не упомнишь.

Но как оказалось, ощущения не обманули, и ничего я не перепутал. Подойдя поближе, нам открылось весьма неприятное зрелище. 2

Из комплекса храмов Лядинского погоста полностью сгорела деревянная Покрово-Власьевская церковь и рядом стоящая колокольня. 3

4

5

6

Чудом уцелевшая Богоявленская церковь теперь смотрится как-то одиноко. 7

Внутрь попасть не удалось, но один потолок крыльца, расписанный под небо, чего стоит. Интересное сочетание простоты и оригинальности. 8

9

Но даже здесь находятся люди, морально-нравственный уровень, которых оставляет желать лучшего. Чтобы сфотографировать нормально, место без надписей надо было ещё поискать. 10

Хотя рядом, пусть и мелкими буквами, но всё ясно написано. 11

12

13

14

— С проверкой в Лядинах или просто любитель? – спросил меня мужчина средних лет, когда я проходил мимо. Он видел, что я фотографирую храм, и решил уточнить. — Нет, я просто любитель. — А то теперь много приезжают с проверкой, особенно после того, как церковь сгорела.

К Большим Лядинам теперь особое внимание. Хотите знать, как это случилось? — Да, расскажите. — Это произошло 5 мая, прямо на Пасху. Невзначай начали собираться тучи, покрутили вокруг и двинули прямо на деревню. Ударило две молнии, одна из которых пришлась на церковь.

Грозы больше как таковой не было. Начался пожар. На место приехали пять пожарных расчетов. Тушили, но напора воды не хватало, чтобы достать до верха и сбить пламя. Через час загорелась колокольня. Поливали водой и соседнюю церковь, не давая пламени перекинуться на неё.

Вот так всё и произошло. Люди поговаривают, что это знамение.

А ещё жители из соседней деревни видели, как с нашей стороны, над лесом, появилась огненного цвета пирамида, а с верху крест. Решили приехать узнать, не случилось ли что, ну а тут …

Позже установили, что произошёл обрыв молниеотвода, но что бы там ни было, пожар случился именно на Пасху, а не в какой другой день. Это наводит на мысль, что случайностей не бывает.

Мужчину звали Сергей, от него мы узнали, что недалеко есть ещё маленькая часовня. Рассказав, как туда пройти, он поехал по своим делам, а мы не торопясь, пошли по его наводке. 15

16

Во дворах полно детей, по улице ходят мамы с колясками. Складывается впечатление, что деревня живёт, и наблюдается бум рождаемости. Однако, большинство из них всего на всего приехавшие к бабушкам и дедушкам на лето. 17

18

Рядом есть детская площадка, но она заросла травой. Видно, что сюда давно никто не ходит. 19

Качели эти помнят, наверное, не одно поколение детей. 20

Карусели давно заржавели, но впечатляет не это. Здесь без каких-либо декораций можно снимать исторический фильм. И всё будет совершенно достоверно, ведь именно на таких площадках играли ещё наши прадеды и прапрадеды. Ничего с тех пор не изменилось. 21

22

Дом уже просевший и покосившийся, но на вид такой добротный что, кажется, будто простоит ещё не один век. 23

Недалеко от дороги ржавеет в траве «Запорожец». 24

Искать часовню не пришлось. Пройдя всю деревню насквозь, мы вышли прямо к ней и к дому нашего недавнего знакомого Сергея. Кстати, он вместе с женой Татьяной вернулся сюда из Северодвинска и живёт здесь уже четвёртый год.

Обычно из деревень уезжают, но тут совершенно противоположный случай. Что это? Результат всё больше набирающего популярность в последние годы течения дауншифтинга? Не знаю, но если так, то я их взгляды вполне одобряю и очень за них рад.

Тем более что, как мне показалось, жизнью своей они вполне довольны. 25

Жена Сергея, увидев нас, вышла из дома, чтобы открыть часовню. — Только вчера приезжали к нам иностранцы, — говорила она. — Англичане, по-моему. Клавдия Тихоновна им про наши места рассказывала. Это старушка здешняя. Кстати, сейчас мы её позовём, пусть она и вам расскажет. Пока ждали старушку, Татьяна сказала, что мы уже в другой деревне.

— Эта называется Конец. А Большие Лядины заканчиваются вон там, — и она показала на ближайшие дома. – Конец, потому что здесь заканчивается куст деревень с общим название Гавриловская, в который, кстати, входит и село Лядины. А ещё, потому что это одна из последних деревень Архангельской области, если двигаться по дороге на Пудож в Карелию.

Подойдём поближе. 26

Через 5 минут пришла Клавдия Тихоновна. Ей 88 лет, она в совершенно здравом уме и хорошо для своего возраста передвигается.
Её «окающий» говор, как и у всех других жителей севера, нам казался очень необычным.

Сложно с чем-то сравнивать, но он звучит как-то тихо и одновременно быстро.

Как будто человек торопится и при этом не хочет, чтобы его услышали посторонние, а так же, постоянно, как бы специально, выделяя в словах букву «о».

Рассказывала она о часовне, как они вместе с Татьяной и Сергеем следят здесь за порядком. Как приезжают сюда иностранцы и просто верующие люди. Об обычаях севера, о жизни в этих краях зимой и о многом другом. Ещё много рассказывала о своей юности и о том, как мобилизовали их совсем маленьких во время войны рыть окопы под Вологду и Няндому, на случай нападения немцев с севера. 27

В старинных северных церквях потолок принято украшать изображениями святых. Но привычное для нас слово потолок или даже свод не употребляют, вместо него говорят слово небо. 28

29

Невозможно не обратить внимание на висящие по бокам платки. Это самый известный северный обычай, когда люди, приходящие в храм с каким-либо недугом, молятся об исцелении и оставляют, при этом, что-то из своей одежды. Снимать или забирать назад не принято, в идеале одежда так и висит, пока полностью не истлеет. 30

Судя по тому, что висят одни платки, больше всего у людей болит голова. 31

32

Татьяна делает из бересты вот такие чехлы для мобильных телефонов, причем размеры соответствуют всем современным моделям. Есть даже для айфонов. 33

Поблагодарив за приём и пожелав Клавдии Тихоновне здоровья и долгих лет, мы попрощались и повернули назад. 34

Ещё раз, посмотрев на Лядинскую церковь, собираемся в путь. 35

Пора ехать дальше.

Красная Ляга
Деревня Кучепалда
Старинный город Каргополь
Архангело
Саунино

В предыдущих частях этого путешествия:

Природа Карелии, поиски петроглифов и ночь на берегу Онежского озера
Андом-гора

Деревянные часовни севера

Источник: http://nordhot.ru/lyadini/

Симфония Русского севера от Каргополя до Aрхангельска | Заповедные железные дороги

9 августа, пятница

Выезд из своего города на поезде до станции Няндома. Из Москвы мы ориентируемся на этот поезд:

Из Санкт-Петербурга придётся ехать с пересадкой в Москве или в Вологде:

10 августа, суббота: Каргополь и окрестности, прибытие в Кенозерье

Встреча с гидом на станции Няндома после прибытия рекомендованного поезда. Комфортабельный микроавтобус привезет нас в старинный Каргополь, где мы осмотрим атмосферный центр города, вкусно пообедаем, а еще познакомимся с каргопольской игрушкой.

Затем отправимся исследовать пригороды Каргополя. Мы увидим Сретено-Михайловскую церковь в Красной Ляге – церковь, которая пережила свою деревню и теперь возвышается аккуратным восьмериком посреди поля.

Ближе к вечеру поедем в Лядины – село, объединяющее несколько деревень в один архитектурный ансамбль – здесь сохранилось много гигантских северных изб, домов-дворов, где все под одной крышей. Здесь же мы поужинаем и поедем далее в уютную гостиницу в д.

Морщихинской на территории Кенозерского национального парка.

Включённое в стоимость питание: обед, ужин.

Размещение в 2-3 местных номерах гостиницы визит-центра Каргопольского сектора (туалет и душ на этаже). Примеры номеров:

11 августа, воскресенье: водный маршрут по системе пяти озер и мастер-класс по пирогам

Этот день начнется с водно-пешеходного маршрута по удивительной красоты местам.

Мы пройдем на вёсельных лодках по трем озерам, связанным естественными протоками и рукотворными каналами, созданных на рубеже XIX – XX веков, и убедимся, как гармонично сосуществуют в этих краях природа и человек.

В конце путешествия мы увидим уникальный памятник промышленной архитектуры – восстановленную Гужовскую водяную мельницу и устроим пикник на берегу.

Фото  Кенозерский национальный парк

По возвращении мы немного прогуляемся по самой деревне Морщихинской, а дальше нас ждет радушный прием местных жителей с мастер-классом по выпеканию традиционных северных пирогов в русской печи и дегустацией сотворенного.

Включённое в стоимость питание: завтрак, обед (c собой), ужин.

Размещение на прежнем месте.

12 августа, понедельник: Порженский погост и Транскенозерская тропа

Следующий день, проведенный в Кенозерье, будет еще медитативнее предыдущего. Мы совершим пешеходную прогулку по живописным северным тропам (пройдем около 14 км с остановками на отдых).

Нашей целью будет Порженский погост – одно из самых труднодоступных, и, в то же время, самых притягательных памятников деревянной архитектуры Русского Севера на границе Каргопольского и Плесецкого секторов. Его церкви, хрупкие и монументальные одновременно, определенно стоить увидеть.

И не просто увидеть, а вволю побродить по его окрестностям между вековых елей. Чем мы и займемся.

Фото  Кенозерский национальный парк

Особенность этого похода будет в том, что мы пройдём по Транскенозерской тропе между двумя секторами национального парка. Идти будем налегке – вещи поедут на квадроцикле. Группу будет сопровождать опытный инструктор.

После обеда с ухой у вас будет свободное время для наслаждения этим удивительным уголком посреди архангельских лесов. Ужин мы будем готовить самостоятельно на костре (продукты приедут с нашими вещами, а гид будет помогать с готовкой).

Включённое в стоимость питание: завтрак, обед (с собой), ужин (продукты).

Размещение в гостевых домах у Порженского погоста (туалет типа люфт-клозет, душ отсутствует). Пример гостевого дома:

Фото Кенозерский национальный парк

13 августа, вторник: южная акватория Кенозера и деревня Вершинино

Завтрак мы снова приготовим полевой на костре. Поверьте, это очень душевно!

Далее мы возьмём курс в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка, и Транскенозерская тропа приведет нас к южному берегу Кенозера.

Здесь нас ждет экскурсия по южной акватории, обед у местных жителей и переправа на теплоходе к деревне Вершининская.

Её визитная карточка – Николаевская часовня с небесами (росписью потолка) и заповедным видом с холма, на котором она расположилась, которым можно долго любоваться на закате дня.

При желании можно дополнить этот день мастер-классом плетения из бересты.

Фото  Кенозерский национальный парк

Включённое в стоимость питание: завтрак (продукты и чай для готовки на костре), обед (с собой), ужин.

Размещение в 2-4 местных комнатах гостиницы Плесецкого сектора (туалет и душ на этаже, есть баня). Примеры номеров:

14 августа, среда: переезд в Плесецк и Пустынька

В первой половине дня мы переедем из Вершинино в Плесецк (3-4 часа на микроавтобусе) нас будет ждать путешествие по одной из заповедных железных дорог этого края – Заонежской или Липаковской (программа уточняется ближе к дате тура), либо экскурсия на Плесецкий Космодром. Все три активности крайне интересны, но мы не можем сильно заранее гарантировать ни одну из них.

Во второй половине дня нас ждут гостеприимные Маркомусы (база отдыха под Плесецком), откуда мы отправимся на лодках в деревню Пустынька, куда нет никаких других путей сообщения. В ней сохранилась уникальная церковь Благовещения с бочкообразным завершением. На много километров вокруг Пустыньки нет ни одной деревни. После прогулки по Пустыньке возвращение в Плесецк.

Фото Маргариты Синявиной

Включённое в стоимость питание: завтрак, обед, ужин.

Размещение в 1 и 2-местных номерах гостиницы «Путник» г.Плесецка (удобства в номере). Примеры номеров:

15 августа, четверг: путешествие по Онежскому тракту

Отправляемся в далёкое путешествие по Онежскому тракту. Эта дорога идёт из Плесецка вдоль реки Онеги до одноимённого городка в устье реки. И хотя данный маршрут не найти ни в одном путеводителе, но он является одним из красивейших на всём Севере.

Фото Маргариты Синявиной

Идущая вдоль воды дорога проходит через несколько аутентичных деревень, в двух из которых – Турчасово и Пияле – сохранились старинные и очень живописные деревянные церкви, мы внимательно осмотрим их и погуляем по окрестностям, в Пияле также будет остановка на обед. По прибытии в Онегу – ужин и заселение.

Фото Маргариты Синявиной

Включённое в стоимость питание: завтрак, обед, ужин.

Размещение в гостинице «Юбилейная» г. Онега (удобства в номере). Примеры номеров:

16 августа, пятница: сафари на УАЗиках, Ворзогоры и Северодвинск

Позавтракав, мы покинем Онегу и, после речной переправы, поедем на аутентичных УАЗ-буханках в деревню Ворзогоры. Это старинное село с сохранившимся комплексом-тройником стоит на высоком мысу Белого моря, еще один фантастический вид в вашу копилку!

Фото Маргариты Синявиной

Затем нас ждёт переезд по грейдеру в Северодвинск (около 3 часов) и вечерняя прогулка на остров Ягры, с его прекрасными пляжами и многоэтажками прямо на берегу моря. Надо будет отдохнуть с дороги.

Фото с сайта: http://mapio.net

Включённое в стоимость питание: завтрак, обед, ужин.

Размещение в гостинице “Мама Леон” г. Северодвинск (удобства в номере). Примеры номеров:

17 августа, суббота: Кудемская УЖД и Малые Корелы

В этот день нас ждёт путешествие по одной из самых красивых узкоколеек в России – Кудемской УЖД, проходящей через леса и болота к посёлку Белое Озеро, а также еще один железнодорожный пикник.

Вторую половину дня мы посвятим музею деревянного зодчества «Малые Корелы», а затем поедем ужинать и отдыхать в Архангельск.

Источник фото

Включённое в стоимость питание: завтрак, обед (с собой), ужин.

Размещение в гостинице “Северница” (удобства в номере). Примеры номеров:

18 августа, воскресенье

После завтрака будет организован трансфер в аэропорт и на ж/д вокзал г.Архангельска.

Вернуться в Москву можно будет следующими способами:

В Санкт-Петербург:

Включённое в стоимость питание: завтрак.

Источник: https://rusbestrailways.ru/ru/tour/simfoniya-russkogo-severa-ot-kargopolya-do-arhangelska-3

Ссылка на основную публикацию