Северное море – климат карта фауна порты пути северного моря

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути :

Северный морской путь (СМП), его освоение и развитие, вызывает большой интерес ученых, исследователей нашей страны и зарубежных специалистов. Его история – это интереснейшие экспедиции, поразительные находки и, конечно же, удивительные люди, которые изучению этого пути посвящали свои жизни.

Географическое положение

Такое название получила судоходная северная магистраль, которая пролегает по морям Северного Ледовитого и Тихого (частично) океанов. Это Карское, Восточно-Сибирское, Баренцево, Берингово и Чукотское моря, море Лаптевых. Северный морской путь проходит вдоль побережья Сибири. Трассы соединяют российские и дальневосточные порты, устья сибирских судоходных рек в одну транспортную систему.

СМП ограничивают западные входы в проливы, а также меридиан, который протянулся севернее мыса Желания. А на востоке – Берингов пролив. Протяженность этой морской магистрали – 5600 км.

Порты

Основные порты Северного морского пути:

  • Дудинка;
  • Диксон;
  • Игарка;
  • Певек;
  • Тикси;
  • бухта Провидения.

Сегодня проводятся работы по реализации проекта по превращению порта Петропавловска-Камчатского в порт-хаб на этом маршруте.

Он занимает очень выгодное положение, что позволяет ему стать важным транспортным узлом на этой морской магистрали между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой.

Кроме выгодного положения порт Петропавловска имеет и другие преимущества – незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию, возможность хранения, накопления, а также сортировки контейнерных грузов.

В последние годы порты Северного морского пути активно реконструируются и модернизируются. Это позволяет увеличить их возможности по приему крупных международных судов.

Дудинка

Это самый северный морской (международный) порт в нашей стране и крупнейший в Сибири, который расположен в Красноярском крае. Интересный факт – Дудинский порт единственный в мире, затапливаемый ежегодно во время весеннего ледохода.

Он находится в ведении «Норильского никеля» – филиала российской горно-металлургической компании. Используется как морской и речной порт. Расположен на правобережье Енисея, где могучая река сливается с Дудинкой.

Порт соединяет города Талнах и Норильск автомобильной и железной дорогами.

Северные моря

Северный морской путь начинается в водах Баренцева моря, а в бухте Провидения заканчивается. Следует отметить, что все моря этой судоходной магистрали отличаются суровым климатом. Судите сами.

В середине июля температура воздуха на побережье Баренцева моря не превышает +7 °C, а зимой опускается до -20 °C. Это море характеризуется частыми штормовыми ветрами. Высота волн достигает 7 метров.

На побережье Карского моря летняя температура воздуха не повышается более +6 °C, а зимняя достигает -28 °C. В летнее время отмечаются северные ветры, которые, как правило, сопровождаются туманами. Зимой они более сильные и частые, нередко переходящие в ураганы.

Еще более суровым климатом отличается море Лаптевых. В северной части его побережья температура в июле +1 °C , зимой она опускается до -34 °C . Ветры слабые.

Все моря Северного морского пути отличаются небольшими плюсовыми температурами в летнее время. Восточно-Сибирское море характеризуется среднемесячной летней температурой +7 °C, а зимней – до -33 °C.

Моря Северного пути имеют область шельфа, глубины которых – менее двухсот метров. Их дно является подводным продолжением платформенных структур суши. Переходная зона – материковый склон, имеющий глубины от ста восьмидесяти до трех тысяч метров.

Особенности Северного пути

Характерные особенности этой судоходной магистрали – наличие льдов на всем пути следования транспорта и суровый климат.

Ледовая обстановка на некоторых участках трасс имеет значительную пространственную и межгодовую изменчивость. Зимой Северный морской путь охватывает антициклоническая циркуляция воздушных масс.

В летнее время атмосферная циркуляция противоположна зимней, но ее воздействие на климат не столь велико.

История Северного морского пути: первопроходцы

Как утверждают историки, к Студеному морю новгородские люди пришли еще в XI веке. В 1032 году двинский посадник Улеб освоил первый Северный морской путь до Карских (Железных) ворот Новой Земли. Ему не удалось войти в Карское море, так как его судно было не способно передвигаться во льдах.

В поисках новых товаров для рынков Новгорода отважные поморы-мореплаватели дальше продвигались на север. Примерно в этот промежуток времени был открыт морской путь на Грумант, а также на острова Вайгач, Новую Землю и Колгуев. Поморы на своих кочах первыми открыли большинство арктических земель, поэтому можно с уверенностью заявить, что именно они начали освоение Северного морского пути.

Экспедиции иностранных мореходов

Пытаясь найти проход к побережью Южной и Восточной Азии на севере, во второй половине XVI века в экспедицию отправились британские мореплаватели.

С 1553 по 1580 год они трижды отправлялись в морские походы, желая пройти в Тихий океан через арктические моря. Первым двум экспедициям удалось добраться до Новой Земли.

Успешнее оказалась третья экспедиция – она вошла в Карскую губу, но огромное скопление льдов заставило отважных моряков развернуть судно и вернуться.

В самом конце того же века осуществлением этой идеи заинтересовались голландцы. Им удалось дойти до Ямала в 1594 году. Экспедиция состояла из четырех судов. Еще через год (1595 г.

) уже семь голландских кораблей вышли в Карское море, но им вновь пришлось повернуть обратно. Только третьей экспедиции (1596 г.

) довелось открыть берег Шпицбергена и остров Медвежий, а затем обогнуть с севера Новую Землю и войти в Карское море.

К сожалению, суда этих мореплавателей были раздавлены льдами, а они вынуждены были зимовать на широте 76 градусов с. ш.

Летом они на лодках пошли в южном направлении, где их подобрали русские мореходы, доставившие путешественников в город Колу.

Интересно, что в отчетах голландцев и англичан упоминается, что Карское и другие моря из акватории Ледовитого океана уже были к тому времени известны русским путешественникам.

Исследования

Впервые предположение о возможности использования (практического) Северо-Восточного прохода (вплоть до начала XX века он именовался так) было озвучено в 1525 году русским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым.

Теоретически обосновывал целесообразность освоения этой транспортной магистрали М. В. Ломоносов. Над этой темой много работал Д. И. Менделеев, который посвятил освоению Крайнего Севера более тридцати работ.

Он тесно сотрудничал с легендарным адмиралом С. О. Макаровым.

17 апреля 1732 года русская императрица Анна издала указ, согласно которому она поручала В. Берингу отправляться на Камчатку для разведки новых земель, которые лежат между Камчаткой и Америкой, и для исследования побережья Сибири.
Он и стал началом II Камчатской экспедиции. Гораздо позднее ее стали называть Великой Северной.

Она не имела равных по важности выполненных задач в мировой истории. В ней принимали участие 977 человек – отважных подвижников. К сожалению, многие из них погибли в северных льдах, но результаты их трудов невозможно переоценить. Им удалось обследовать и нанести на карту (впервые) все русское побережье океана.

Семь отрядов не жалели сил, делали свою работу, которую сегодня можно без преувеличения назвать героической.

Затем было еще несколько арктических экспедиций: К. Бэра, Ф. П. Литке и П. И. Крузенштерна. Результат этих морских походов – твердая уверенность в том, что Карское море непригодно для судоходства. К. Бэр даже заявил, что это настоящий «ледяной погреб».

Тем не менее промысловые ресурсы в Баренцевом море постепенно истощались, что заставило мореходов и промышленников все чаще выходить в Карское море.

Эпизодические экспедиции для вывоза сибирской древесины, пушнины, золота и самоцветов в Центральную часть России и за рубеж стали проводиться с 1877 года.

Русские купцы начали вкладывать немалые средства в налаживание судоходства и изучение северных морей.

В результате уже к первой половине 90-х годов XIX столетия был опровергнут бытующий в те времена миф о невозможности судоходства в Карском море. С 1911 года ежегодно совершались рейсы из Владивостока на Колыму одного парохода.

Правда, развития эти походы не получали, что объяснялось необустроенностью трассы. Полностью маршрут Северного пути прошла с одной зимовкой шведская экспедиция знаменитого исследователя Норденшельда на барке «Вега» в 1879 году.

Промышленные изыскания

Появление парового флота, изобретение радио и постройка ледоколов стали важными вехами, благодаря которым северная магистраль получила дальнейшее развитие. Северный морской путь вновь привлек внимание ученых и исследователей. С 1921 года Карские экспедиции были возобновлены, а с 1923 года стали осуществляться рейсы из Владивостока на Колыму.

В 1923 году начала работу первая полярная станция (пролив Маточкин Шар) в Советском Союзе. В 1924 года стала регулярно проводиться разведка и обзор льдов с воздуха. В 1932 году состоялась легендарная экспедиция О. Ю. Шмидта. За одну навигацию впервые удалось преодолеть весь Северный морской путь России.

СНК Советского Союза 17 декабря 1932 года опубликовал Постановление об учреждении Главсевморпути. С того времени этот день является датой официального открытия этой магистрали.

Исследования Крайнего Севера стали регулярными и более целенаправленными. Первая крупная транспортная операция состоялась в 1935 году.

Она была осуществлена лесовозами «Искра», «Ванцетти» из Ленинграда во Владивосток.

В 1936 году эсминцы «Войков» и «Сталин» прошли из Кронштадта во Владивосток. Проход занял одну навигацию. Это стало важным историческим событием. Оно позволило усилить Тихоокеанский и Северный флоты. Появилась возможность быстро перебрасывать суда с флота на флот.

Война

В годы ВОВ Северная морская магистраль была чрезвычайно важна для Советского Севера. По ней проводились боевые корабли, флот обеспечивался каменным углём, а промышленность страны – медью, лесом, никелем. По этому пути в годы войны под защитой военных судов Северного флота было перевезено более 4 миллионов самых различных грузов.

Международное судоходство

Первые иностранные суда освоили трассы Северного морского пути только в 1991 году. Правда, в то время это не стало стартом к его широкому использованию. Причина заключалась в том, что прибрежный маршрут из-за большого количества узких проливов и мелководья был недоступен для крупнотоннажных судов, а плавание по транзитным маршрутам во многом зависит от состояния ледовой обстановки.

Тем не менее, несмотря на определенные сложности, популярность этого пути растет постоянно. К примеру, в 2009 году по нему прошли всего два судна (коммерческих), к 2011 году их уже насчитывалось более тридцати. По долгосрочным прогнозам, грузоперевозки к 2020 году достигнут 35 миллионов тонн в год.

Увеличение транспортных потоков по СМП потребует дальнейших усилий не только в области науки, но и в сфере расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.

Северный путь в наши дни

Нельзя не отметить, что в начале XXI века Северный путь стал очень привлекательным для многих компаний, которые перевозят морские грузы.

Раньше основной транспортной артерией, по которой доставлялись грузы из европейских регионов на Дальний Восток, являлся маршрут через Суэцкий канал. За год через него проходило около восемнадцати тысяч судов.

В то же время количество судов, следовавших арктическим путем, исчислялось лишь десятками.

Но в последнее время ситуация вокруг Северного пути стремительно начала меняться. Положительным фактором, привлекающим внимание к СМП, является глобальное потепление.

За последние три с половиной десятка лет площадь льдов в Арктике сократилась почти вдвое. Вследствие этого существенно увеличился срок навигации в северных морях.

Если раньше навигация продолжалась с июля по сентябрь, то сегодня — с июня по ноябрь.

Кроме того, следует учитывать еще несколько факторов, которые способны в ближайшие годы привлечь к этой магистрали внимание иностранных компаний:

  1. В среднем через Суэцкий канал время доставки грузов составляет сорок восемь дней, а путь через арктические моря занимает тридцать пять дней. Следовательно, ощутимо сокращаются сроки доставки, экономится топливо, и сокращаются транспортные издержки.
  2. Отсутствуют очереди и плата за проход судов (в отличие от Суэцкого канала), имеется только ледокольный сбор.
  3. Отсутствие противоправных действий. Сомалийские и другие пираты у берегов Африки совершают нападения на суда.
  4. Нет ограничений на размер судов и тоннаж. (Суэцкий канал допускает продвижение судов не более 20,1 м).

Планы по развитию Северного пути

Российское правительство приняло комплексный проект Северного морского пути (развитие на ближайшие годы). Он был подписан премьер-министром России Дмитрием Медведевым.

Читайте также:  Куда поехать с детьми в апреле - отдых для детей в апреле

Утверждая его, глава правительства подчеркнул, что СМП, который является кратчайшим маршрутом, соединяющим Дальний Восток с Европой, включая весь Азиатско-Тихоокеанский регион, западную часть Северной Америки, используется в настоящее время не в полном объеме.

В докладе отмечен и раздел проекта, который предусматривает интересы Министерства обороны. Он обеспечивает безопасность страны и СМП. Этот маршрут дает российским судам свободный доступ в Ледовитый и Атлантический океаны.

Сегодня продолжительность навигации по этому маршруту составляет 4 месяца. По нему перевозится добываемый на севере лес, газ и нефть, 90 % никеля и более 65 % меди. Так что никаких вопросов о целесообразности развития этого морского пути не возникает.

Значение Северного пути

Сегодня становится очевидным, насколько важна эта морская магистраль для нашей страны. Его значение как уникальной транспортной артерии определяется потребностями функционирования хозяйственных комплексов, промышленного освоения районов побережья Арктики. Это важнейший фактор стабилизации и обеспечения национальной геополитики и экономической безопасности страны.

Этот внутренний морской путь нашей страны играет огромную роль в экономической жизни многих регионов страны, которые связаны с Ледовитым океаном большими реками (Енисей, Обь, Индигирка, Лена, Хатанга, Колыма и др.).

Не меньшее значение Северного морского пути заключается в развитии транспортных связей и экономики северо-востока России – Чукотки, Магаданской области и Республики Саха (Якутия).

На их долю сегодня приходится основная часть добычи золота, алмазов, олова, железных руд, каменного угля и других полезных ископаемых.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-severnyj-morskoj-put-trassy-severnogo-morskogo-puti.html

Северное море

Северное море — мелководное шельфовое море Атлантического океана, омывающее берега северной Европы. Расположено между Британскими островами на западе, Ютландским, Скандинавским полуостровами на востоке и континентальной Европой на юге.

Северное море расположено в северо-восточной части Атлантического океана, являясь окраинным морем последнего.

Протянувшись между Северо-Западной Европой и Великобританией, Оркнейскими и Шетландскими островами, на севере оно соединяется с Норвежским морем, на востоке — через проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой Бельт, Малый Бельт и Эресунн), а также Кильский канал — с Балтийским, а на юго-западе через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш сообщается с Атлантикой.

Рис. 1. Северное море на карте мира

В очень давние времена этот морской бассейн был частью обширных равнин Северной Европы, которую в конце ледникового периода затопили воды Атлантического океана.

Ранее это море называлось Немецким морем, но затем название изменилось на новое Северное море. Несмотря на свое название, Северное море не является самым северным морем в мире.

Вместе с заливом Скагеррак площадь Северного моря составляет 565 тыс. кв. км.. Северное море относительно мелководное: его средняя глубина составляет 95 м.

В южной части моря встречаются отмели, слой воды над которыми не превышает 40 м; под воздействием ветров и сильных морских течений они постоянно перемещаются, что весьма осложняет навигацию. Самые большие глубины (в том числе и максимальная — 725 м.

) находятся в глубоководном Норвежском желобе, который протянулся вдоль южного побережья Норвегии от пролива Скагеррак до Норвежского моря; глубоководные — свыше 450 м. — разломы обнаружены и в западной части моря, например восточнее Эдинбурга.

Соленость воды составляет 32—34,5 промилле в прибрежных водах и достигает 35 ‰ в открытом море.

На востоке солёность Северного моря заметно ниже из-за притока холодных и менее солёных вод Балтики, а также впадение в него таких крупных рек, как Рейн, Эльба, Везер, Шельда и Темза.

Северное море омывает берега Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.

Восточная граница Северного моря частично проходит вдоль юго-западного побережья Норвегии. Для этого участка береговой линии характерны фьорды — узкие, длинные, глубоко вдающиеся в сушу разветвлённые заливы с отвесными краями.

Рис. 2. Норвежские фьорды Северного моря

Южнее Норвегии, за проливом Скагеррак, восточная часть Северного моря ограничена датским полуостровом Ютландия, на западных берегах которого преобладают бесконечные дюны, часто рассекаемые заливами или небольшими озёрами.

Берега Германии — южная граница Северного моря — представляют собой заболоченные низины, во время морских приливов скрывающиеся под водой. Вдоль берега тянется цепочка Северо-Фризских (крупнейший из них — Зильт) и Восточно-Фризских островов, частично принадлежащих Дании.

Нидерланды, западный сосед Германии, — страна относительно небольшая; тем не менее, длина её береговой линии составляет 451 км.

Из века в век защищая берега от разрушительных волн Северного моря, голландцы создали целую систему защитных валов, дамб, каналов и шлюзов.

Неотъемлемая часть пейзажа Голландии — ветряные мельницы, помогающие перекачивать воду и превращать солёные болота в плодородные поля; именно таким образом на месте залива Зюйдерзее в своё время возник самый крупный и знаменитый польдер страны.

Рис. 3. Польдер – это осушенный и возделанный низменный участок побережья.

Побережье Бельгии представляет собой почти сплошную аллювиальную низменность, возвышающуюся над уровнем моря всего лишь на 5 м; здесь тоже много плодородных польдеров, и некоторые из них находятся ниже уровня моря. Несколько гряд песчаных дюн образуют вдоль берега «защитный пояс» шириной почти 4 км. и высотой до 30-40 м. над уровнем моря.

Входящее в бассейн Атлантического океана, Северное море придает климату Франции уравновешенность и стабилизирует перепады температур. Достаточно глубокое и в большую часть года спокойное, в зимние месяцы море часто штормит из-за постоянных западных ветров.

На западе Северное море ограничено Великобританией, крупнейшим из Британских островов. Это соседство создаёт дополнительную температурную аномалию: зимой здесь гораздо теплее, чем в других регионах, находящихся на той же географической широте — среднемесячная температура января здесь колеблется в пределах 4—7 °по Цельсию.

Северное море, ранее называвшееся Немецким морем, принадлежит к бассейну Атлантического океана. Море омывает своими водами побережья семи европейских стран: Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.

Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/severnoe-more-kratko.html

Северное море

История

Северное море в разное время носило различные имена. Для римского энциклопедиста Плиния-старшего (23-79   гг.) оно было «Океаном Германика». Название «Немецкое море» встречалось даже в XIX в. Но в конечном счете из голландского языка в английский перешло название «Северное море», которое стало международным.

Впервые море стало нести угрозу для Европы, когда начались походы викингов. Они не только легко пересекали Северное море, но и, согласно легенде, покорили Атлантический океан, достигнув берегов Америки раньше Колумба. «Эпоха викингов» длилась с VIII по XII в. В XII-XVII вв.

Северное море было под контролем Ганзейского союза немецких городов. В последующие века здесь выясняли свои отношения многие европейские страны, пытаясь контролировать это стратегически важное пространство. Северное море приняло современный облик с окончанием ледникового периода 10 тысяч лет назад.

Именно с ним связана резкая смена глубин и обширные отмели на дне моря. В частности, такие знаменитые банки (отмели на дне моря), как Доггер-банка и Гудмин-санд у берегов Англии, были когда-то плоскогорьями, погрузившимися в море после таяния ледников. Именно банки – наиболее богатые места для рыбного промысла.

Примерно 150 миллионов лет назад здесь сформировались богатые запасы нефти и газа. После окончания Второй мировой войны и быстрого промышленного роста началась разведка запасов полезных ископаемых на шельфе (подводной части материка). Обнаруженные месторождения мгновенно сделали дно Северного моря «золотым».

Больше всего повезло с запасами газа Норвегии. Месторождение Экофиск с 1971 г. дает нефть (по нефтепроводу длиной 360 км и диаметром 86 см), которая транспортируется в норвежский поселок Тессайд, и газ (по газопроводу длиной 443 км и диаметром 91 см) — в немецкий город Эмден.

Сегодня у Норвегии уже целый ряд разведанных месторождений, которые активно используются и делают эту страну одним из ведущих экспортеров нефти и газа. Свою долю на шельфе имеют и активно используют Великобритания, Дания, Германия и Голландия.

Человек заставил Северное море не только отдать свои богатства, но и уступить часть территории. Лучший пример тому Голландия, чья территория на 40% состоит из земли, отвоеванной у моря.

Голландцы научились обустраивать морские курорты на аннексированной земле. Почти в готовом виде они есть на островах около Германии.

Самый крупный из них — Зюльт — наиболее популярный среди любителей холодных вод.

Природа множество раз переживала катастрофы, которые приводили к исчезновению огромного числа видов. Но если раньше это всегда было связано с климатическими изменениями и катаклизмами, то теперь все чаще именно деятельность человека наносит все больше вреда планете. Экологи обеспокоены судьбой Северного моря.

Очень определенно и ярко свое мнение на этот счет высказал наследник английского престола принц Чарльз. Назвав Северное море «клоакой», он добавил, что «пока мы будем ждать диагноза врача, пациент может умереть». Журналисты после этого сравнили Северное море с cloaca maxima, так называлась большая канализация Древнего Рима.

Основания для таких резких оценок накопились за последние два века, когда человек стал брать от природы все, что может, при этом засоряя ее токсичными отходами. В частности, в Северное море ежегодно сбрасывается около 11 тысяч тонн свинца, 28 тысяч тонн цинка, 950 тонн мышьяка, 335 тонн кадмия, 75 тонн ртути. Из-за добычи и перевозок нефти в море ежегодно попадает более 150 тысяч тонн нефти.

Прибрежные страны Северного моря сливают в него почти два миллиона тонн растворов разных кислот Из рек, канализационных труб и атмосферы в море ежегодно попадает около 100 тысяч тонн фосфатов и 1,5 миллиона тонн азотистых соединений… Добыча нефти и газа в Северном море ведется с глубин от 30 до 125 метров. Их перекачка по трубопроводам хорошо продуманный технологический процесс.

Но, как показывают техногенные катастрофы последнего времени, всегда есть опасность, что может произойти авария, вызванная как природными явлениями, так и ошибками в деятельности человека. В Северном море не один раз были аварии с танкерами, перевозящими нефть, но, к счастью, пока они не привели к экологической катастрофе. Одна из последних произошла 12 октября 2010 г.

, когда греческий танкер с грузом авиационного керосина на борту столкнулся с кипрским контейнеровозом у побережья Нидерландов. Природа и экологи требуют пересмотреть некоторые традиции народов Северного моря. Одна из них – массовый убой черных дельфинов у Фарерских островов: берег становится красным от крови.

Конечно же опасность существующего положения дел хорошо понимают правительства прибрежных стран Северного моря. В 1992 г. ими было создано Соглашение по защите окружающей среды в Северном море (OSPAR).

В него входит 15 европейских государств (Великобритания, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Ирландия), объединившихся для защиты природных ресурсов Северного моря, а также для координации совместных действий в этом регионе. Но консолидация такого количества стран, у каждой из которых на первом месте стоят собственные интересы, происходит непросто. В 2010 г. на конференции в норвежском городе

Бергене Германия выступила с предложением установить мораторий на глубоководное бурение нефтяных и газовых скважин.

Катастрофа нефтяной платформы «Бритиш Петролеум» в Мексиканском заливе заставила страны задуматься об экологии. Однако инициатива Германии не была поддержана общественностью.

Только гринписовцы, с присущими им радикальными методами борьбы, сорвали начало работ по бурению новых скважин у побережья Шотландии в сентябре 2010 г.

Общая информация

Окраинное море северо-восточной части Атлантического океана.
Страны бассейна: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания.

Проливы и каналы: через проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой Бельт, Малый Белы и Эресунн), а также Кильский канал соединяется с Балтийским морем, а через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш сообщается с Атлантикой.
Крупнейшие острова: Великобритания, Оркнейские, Шетлендские, Западно-Фризские.

Крупнейшие впадающие реки: Рейн, Эльба, Везер, Шельда, Маас, Темза.
Крупнейшие порты: Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен (Германия), Лондон, Гулль и Ньюкасл-апон-Тайн (Великобритания), Осло, Берген (Норвегия), Кергор (Дания).

Цифры

Площадь: 565 000 км2.
Объем воды: 94 000 км3.
Средняя глубина: 95 м.
Максимальная глубина: 809 м.
Максимальная длина: 960 км.
Максимальная ширина: 580 км.
Соленость: от 3,1 до 3,5%.
Высота приливов: от 0,2 м до 7,6 м.

Читайте также:  Теоретические основы йоги - туризм

Экономика

Добыча нефти и газа на шельфовых месторождениях.
Грузоперевозки.
Рыболовство.
Туризм.

Климат и погода

Климат умеренный, над морем господствуют западные и юго-западные ветры. С ноября по март сильные штормы.
Средняя температура воды: января +4ºС, июля — + 14ºС.
Средний уровень осадков: от 750 мм около Великобритании до 2000-3000 мм около Норвегии.

Достопримечательности

■ Германия: Зильд — самый крупный остров Фризского архипелага, туристический центр; островки Халлиген — национальный парк и биосферный заповедник «Ватты Шлезвиг-Гольштейна»;
■ Дания: полуостров Ютландия, курортная зона, город Орхус;
■ Норвегия: фьорды, полуостров Бьогде. г.

Берген: ганзейская набережная, крепость Бергенхюс, башня Розенкранца, старый Рыбный рынок на Торгет (работает с XIII в.), Аквариум, церковь Св. Девы Марии (XII в.), «Холм Троллей».
■ Нидерланды: г. Роттердам, г. Амстердам, провинция Фрисландия, острова Заде.

■ Бельгия: 70 км побережья у Северного моря — курортные города (Остенде, Де Хаан, Бланкенберг Зеебрюгге, Кнокке-Хейст, Ньюпорт, Де Панне и Коксейд);
■ Великобритания: г. Эдинбург г. Ньюкасл-апон-Тайн, Гуль, остров Лидисфарн;
■ Франция: г.

Булонь-сюр-Мер (рыболовный порт, туристический центр), г. Дюнкерк.

Любопытные факты

■ В головах некоторых политиков и инженеров вынашиваются проекты реконструкции южной части Северного моря. Они основаны на опыте Голландии, уже давно умеющей отвоевывать у моря сушу.

Проект предусматривает сооружение насыпи протяженностью 600 км между Великобританией и Ютландским полуостровом, а также сооружение плотины через пролив Па-де-Кале длиной 35 км. Если затем из образовавшегося района откачать воду, то можно получить около 100 тыс. км2 суши, т. е.

территорию, равную Бельгии, Голландии и Дании, вместе взятым. Подобное вмешательство в природу может грозить серьезнымии экологическими последствиями. ■ Северное море привлекает своей природой не только туристов, но и кинематографистов. Голландский остров Вангерооге стал местом съемок ряда эпизодов киноэпопеи о Гарри Поттере.

Старинная башня на острове и его природа помогли создать нужный для фильма антураж. ■ Исследование немецких ученых из г. Киля в 2010 г. показало, что для рыболовства в Северном море большую угрозу представляют не столько нефтепромыслы, сколько каракатицы…

Потепление оказалось благоприятно для их размножения, а неумеренный вылов трески, пикши и морского окуня, поедающих каракатиц, позволил им сохранить потомство. Каракатицы поедают молодняк рыб, что может нарушить биологическое равновесие в Северном море.

■ Море тоже может болеть. Из-за загрязнения у Северного моря происходит бурный рост водоросли хризохромулина полилепис, которую уже окрестили «водорослью-убийцей». Ее жертвами уже стали 400 тюленей, почти десятая часть их поголовья; тысячи тонн рыбы, моллюсков, морских звезд.

■ У Северного моря есть своя Атлантида. Как и у Платона, сначала она появилась на бумаге. В 1882 г. немецкий барон Детлеф фон Лилиенкрон на основе местной саги написал романтическую балладу о сказочно богатом народе, который погиб в результате наводнения в Северном море.

А через 40 лет местный крестьянин нашел в прибрежной полосе остатки старинного поселения. Современные археологические исследования показали, что поэтический миф о сказочных богатствах Рунггольта является вымыслом писателя. Но один знаменитый немец — Генрих Шлиман, вопреки насмешкам коллег, нашел место легендарной Трои.

В Германии у него и сейчас есть свои последователи.

Источник: http://geosfera.org/evropa/540-severnoe-more.html

Температура воды в Северном море по месяцам

Тёплое море
Август +13.8°С
Июль +13.6°С
Сентябрь +13.1°С
Холодное море
Март +5.9°С
Февраль +6°С
Апрель +6.9°С
Больше тепла
Июль +14.4°С
Август +13.5°С
Июнь +12.7°С
Больше солнца
Декабрь 18 дн.
Июль 14 дн.
Август 14 дн.

Планируете побывать в Северном море? — Мы вам поможем

Booking.com WeatherArchive.ru сотрудничает с сервисами по бронированию отелей. С нашей помощью вы сможете забронировать гостиницу в Северном море недорого. Также у вас есть возможность забронировать отель в Северном море самостоятельно.

Температура воды в Северном море по месяцам (таблица)

Ниже в таблице приведены средние температуры воды в Северном море на Северном море за каждый месяц.

Кроме того, указаны средняя температура в Северном море по месяцам, средняя влажность в Северном море по месяцам, средняя скорость ветра в Северном море по месяцам, количество солнечных дней в Северном море по месяцам, количество дождливых дней в Северном море по месяцам и др.

Дайте нам знать, полезна ли Вам эта таблица?Полезная таблица (146)Нет (22)

МесяцСредняятемпе-ратураводыСредняятемпе-ратуравоздухаСредняявлаж-ностьСкоростьветраКоличество дней
Январь +6.9°С +3.8°С 85 % 5.1 м/с 10 15 3 1
Февраль +6°С +3.5°С 82 % 5.0 м/с 11 15 3
Март +5.9°С +4.8°С 81 % 4.7 м/с 10 14 5 1
Апрель +6.9°С +7.2°С 80 % 4.2 м/с 11 14 3 1
Май +9.1°С +9.9°С 76 % 4.7 м/с 11 18 1
Июнь +11.5°С +12.7°С 79 % 3.6 м/с 10 19 1
Июль +13.6°С +14.4°С 82 % 3.6 м/с 14 14 2
Август +13.8°С +13.5°С 82 % 4.0 м/с 14 13 2 1
Сентябрь +13.1°С +11.8°С 84 % 4.0 м/с 12 12 5 1
Октябрь +11.9°С +9.8°С 84 % 4.5 м/с 12 10 7 2
Ноябрь +10.3°С +7.1°С 86 % 4.3 м/с 12 12 4 1
Декабрь +8.5°С +4.8°С 85 % 5.1 м/с 18 7 3 2

Температура воды в Северном море по месяцам (график)

Температура воды в Северном море в течение года изменяется в диапазоне от 5.9°C до 13.8°C. При этом минимальная температура воды в Северном море наблюдается в марте, максимальная температура воды в Северном море обычно в августе, на втором месте июль (13.6°C), на третьем месте сентябрь (13.1°C).

Ниже представлен график средней температуры воды в Северном море по месяцам.

Дайте нам знать, полезен ли Вам этот график?Полезный график (64)Нет (19)

Источник: http://WeatherArchive.ru/Sea/NorthSea

Северное море

Навигация:
Библиотека DJVU
Photogallery
БСЭ

Статистика: Северное море, окраинное море Атлантического океана.

  Физико-географический очерк. Общие сведения. Северное море расположено между островами Великобритания,

Нефтяная вышка в Северном море.

Оркнейскими и Шетлендскими на З., Скандинавским и Ютландским полуостровами на В. и побережьем Европы на Ю. Сообщается на С. с Норвежским морем, на В. проливами Скагеррак, Каттегат, Эресунн, Большой и Малый Бельт — с Балтийским морем, на Ю.-З. проливами Па-де-Кале, а затем Ла-Манш и на С.-З. проливами между островами — с Атлантическим океаном. Омывает берега Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, ФРГ, Дании и Норвегии. Площадь 544 тыс. км2, средняя глубина 96 м, объём 42 тыс. км3.

Берега Северное море весьма разнообразны: на С.-В. (Норвегия) — фьордовые, с большим количеством мелких островов, на Ю.-В. — преимущественно выровненные и на всём протяжении низкие и песчаные, на Ю. — лагунные, местами здесь находятся ватты, на P.

— преимущественно мелко- и крупнобухтовые, местами с эстуариями (р. Темза и др.); восточный берег Нидерландов страдает от наводнений и поэтому почти всюду окаймлен дамбами (плотинами). В открытом море островов нет, только на Ю.-В. вдоль берега тянется цепочка Фризских островов, а к С.

от них о. Гельголанд.

  Рельеф и геологическое строение дна. Северное море расположено в пределах шельфа.

  Поверхность дна представляет собой слабо наклоненную к С. равнину с глубинами от 20—30 до 150—170 м и множеством небольших банок (наиболее значительна Доггер-банка), сложенных продуктами размыва моренных отложений ледника, покрывавшего в плейстоцене всю поверхность морского дна.

В юго-западной части распространены вытянутые в северо-восточном направлении небольшие песчано-гравийные гряды, созданные приливными течениями. Имеются также узкие ложбины с глубиной свыше 200 м (остатки древних речных долин).

Вдоль берегов Норвегии протягивается корытообразный жёлоб, сформировавшийся вдоль линий разломов (глубиной 300—400 м, в проливе Скагеррак до 800 м).

Дно моря сложено мощными (до 10—12 км) толщами осадочных отложений от пермских (возможно и более древних) до антропогеновых (в т. ч. ледниковых), образующих систему пологих поднятий и впадин платформенного чехла. Наиболее крупные поднятия — Ютландское, Доггер-банка, впадины — Северная, Северодатская, Английская.

Поднятия и их склоны осложнены вало- и куполообразными изгибами слоев, с которыми связаны крупные месторождения нефти и газа (некоторые из них разрабатываются — Экофиск в Норвежском секторе моря и др.).

Пермские отложения включают мощные залежи соли, которые образуют многочисленные купола и антиклинали, внедрившиеся в вышележащие слои и вытянутые с С. на Ю.

  Осадочный чехол дна Северное море перекрывает разновозрастное складчатое основание: на В. — край докембрийской Восточно-Европейской платформы, на С.-З. — зону сочленения каледонид Норвегии и Шотландии и в большей средней части — область байкальской складчатости, распространяющейся из Центральной Европы на о. Великобритания.

  Климат Северное море умеренный, находится под непосредственным влиянием согревающего тёплого Северо-Атлантического течения и циклонической деятельности Исландского центра пониженного давления. Зима короткая, относительно мягкая, лето прохладное.

В течение года над Северное море господствуют западные и юго-западные ветры, которые достигают наибольшей силы зимой. С ноября по март отмечается наибольшая повторяемость штормов. Частая смена циклонов и антициклонов определяет неустойчивую погоду во все сезоны. Средняя температура февраля от 0 °С на В.

до 5 °С на З., августа от 15 °С на С. до 17 °С на Ю. Зимой при северных ветрах температура может падать до —23 °С. Средняя годовая облачность 6—7 баллов с максимумом зимой. Осадков от 600—700 мм в год на Ю. до 1000 мм на С. Зимой часты снегопады, которые могут сопровождаться сильными шквалами.

Характерны туманы, повторяемость которых летом увеличивается с Ю. на С., в другие сезоны — с С. на Ю.

  Гидрологические условия Северное море определяются его географическим положением, климатическими условиями, водообменом с Атлантическим океаном и Балтийским морем и материковым стоком.

Основную роль играют тёплые и солёные атлантические воды, поступающие в Северное море двумя потоками: один между Шетлендскими островами и северной оконечностью о.

Великобритания, другой — через пролив Па-де-Кале, они определяют повышенную солёность в прилегающих районах

  Северное море Менее солёные воды Балтийского моря поступают в северо-восточную часть Северное море через пролив Скагеррак. Материковый сток имеет преобладающее значение в юго-восточной части моря (реки Эльба, Везер, Эмс, Рейн, Маас, Шельда, Темза).

Поступающие в Северное море воды образуют в нём общую циклональную циркуляцию, на которую накладываются местные круговороты того же направления. Основная масса поверхностных вод уходит из Северное море в Норвежское море между Скандинавским полуостровом и Шетлендскими островами.

Скорость поверхностных течений обычно не превышает 0,3 м/сек (под влиянием ветров их направление и скорость могут значительно меняться). Важную роль играют приливные течения полусуточного периода. Основная волна с С.

входит в Северное море и через 6 ч достигает южного берега моря; здесь она встречается с более слабой волной, поступающей через Ла-Манш. Скорость приливных течений достигает 18 км/ч (у Шетлендских островов).

Приливные течения, охватывающие всю толщину воды, определяют её интенсивное перемешивание и выравнивание температуры и солёности по вертикали. Ветровое перемешивание, возникающее при развитии ветровых волн, сказывается главным образом в южной мелководной части моря.

  Средняя температура воды на поверхности моря зимой 5—6 °С, на Ю.-В. понижается холодными материковыми водами до 2 °С; летом температура на С. около 12 °С, в средней части моря 16—17 °С, на Ю.-В. до 18—19 °С. Солёность на С.-З. и Ю.-З. в потоках атлантических вод 34,7—35,3%, в центральной части моря 34,5—34,7%, на С.-В.

в балтийских водах понижается до 31,0—32,0°/оо, на Ю.-В. до 29,0—31,0о/оо. Глубинные температуры и солёность на большей части моря мало отличаются от поверхностных. Приливы в Северное море полусуточные, их величина в различных районах от 0,6 до 7,6 м.

Ветровые нагоны в южную часть моря могут повышать уровень до 3 м; при сгонах уровень понижается до —2,1 м.

Под совокупным влиянием прилива и сильных нагонных ветров повышения уровня могут приводить к катастрофическим наводнениям, в результате которых затопляются значительные площади низменных побережий Нидерландов, Бельгии, Великобритании, Дании. Ветровые волны в период штормов достигают высоты 8—10 м на С., 6—7 м на Ю.

Читайте также:  Семейные божества индии - туризм

Льды встречаются у берегов Северное море с декабря по март. В суровые зимы ледяной покров может сохраняться в течение месяца и более. Воды Северное море сильно загрязнены промышленными стоками, отходами нефтепродуктов, а с развитием морского нефтяного промысла — нефтью.

  А. М. Муромцев.

Органический мир Северное море характерен для бореальной Северо-Атлантической зоогеографической области; он очень сходен с баренцевоморским, но разнообразнее за счёт тепловодных форм; однако в него проникают отдельные арктические виды (в некоторых группах до 20%).

В Северное море насчитывается около 300 видов растений и более 1500 животных. Это обычные для морей диатомовые (преобладают на С. моря) и перидиниевые планктонные водоросли и зелёные, бурые и красные макрофиты.

Среди животных особенно многочисленны ракообразные (около 600 видов), черви, моллюски (примерно по 300), кишечнополостные и рыбы (более чем по 100). Характерны морские птицы-олуши, чайки, кайры и др. Северное море — одно из наиболее продуктивных в мире.

Для литорали характерны заросли фукоидов, большие поселения мидий, морских желудей, червей-пескожилов, бокоплавов; глубже — много морской травы-зостеры, крупных моллюсков (модиола, морской гребешок, устрицы): биомасса бентоса в среднем по морю 350 г/м2.

В 1912 в Северное море судами был завезён китайский краб, который сильно размножился и стал вредителем на Ю., где его норки разрушают берега. Северное море — один из районов наиболее интенсивного рыболовства; водятся: морская камбала, треска, пикша, сайда, скумбрия, сельдь, шпроты, некоторые скаты и акулы.

  Н. Г. Виноградова.

Экономико-географический очерк.

Хозяйственное значение Северное море определяется тем, что на его берегах расположены наиболее развитые индустриальные страны Западной Европы (Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и скандинавские страны) и по морю проходят важные торговые пути из Балтийского моря в Атлантический океан; крупными рыбными ресурсами, месторождениями нефти и природного газа.

  В странах, прилегающих к Северное море, проживает свыше 200 млн. человек, создаётся свыше 1/5 валового национального продукта и производится около 1/4 промышленной продукции капиталистического мира.

Грузооборот портов, расположенных на побережье Северное море и проливов Ла-Манш, Скагеррак, Каттегат и Эресунн, превышает 800 млн. т (1973). Через Северное море проходят основные внешнеторговые и каботажные грузопотоки стран Западной Европы.

В грузообороте преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, железная руда, лесоматериалы, металлы, целлюлоза и бумага, а также машины. Крупнейшие порты: Роттердам (1-е место в мире по грузообороту — свыше 250 млн.

т в 1973), Амстердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Лондон, Иммингем, Халл (Великобритания), Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен (ФРГ), Гётеборг (Швеция), Осло, Берген (Норвегия).

  Северное море — один из крупнейших районов рыболовства Западной Европы (улов достигает 4 млн. т в год, главным образом сельди, трески, макрели). Промысел ведётся преимущественно на отмелях (банках) у берегов Великобритании, Нидерландов, Норвегии и Дании.

Важные рыболовные порты и центры рыбообработки: Абердин и Грейт-Ярмут в Великобритании, Эсбьерг в Дании, Ставангер и Хёугесунн в Норвегии. В английском секторе Северное море, у берегов Иоркшира и Шотландии, ведётся добыча природного газа (33 млрд. м3 в 1974), в норвежском секторе — добыча нефти и газа из месторождения Экофиск (около 2 млн.

т в 1974). Начата (1975) добыча газа в Нидерландском секторе Северное море

 

  Лит.: Селицкая Е. С., Основные черты гидрологического режима Северного моря, Л., 1957 (Труды Гос. океанографического института, в. 39); Гидрометеорологический справочник Северного моря, Л., 1964; Нефтегазоносность морей и океанов, М., 1973; Муратов М. В., Средне-Европейская плита и ее соотношение с Восточно-Европейской платформой, «Бюлл. Моск.

общества испытателей природы. Отд. геол.», 1975, № 3; Dietrich G., Die natürlichen Regionen von Nord-und Ostsee auf hydrographischer Grundlage, «Kieler Meeresforschungen», 1950, Bd 7, №2; Korringa P.

, Byological consequences of marine pollution with special reference to the North Sea fischeries, «Helgoländer wissenschaftliche Meeresuntersuchungen», 1968, Bd 17, № 1—4.

  А. М. Муромцев, М. В. Муратов, В. М. Литвин (рельеф и геологическое строение дна), М. Н. Соколов (экономико-географический очерк).

Нефтяная вышка в Северном море.

Участок берега о. Гельголанд.

Северное море.

Статья про слово “Северное море” в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 20032 раз

Источник: http://bse.sci-lib.com/article100547.html

Северный морской путь – главная транспортная артерия России

Северный морской путь пролегает через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого общепринятого маршрута.

В судоходстве Северный морской путь определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а Законодательством Российской Федерации — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Административные границы Северного морского пути на западе ограничены входами в новоземельские проливы, а также меридианом на севере от мыса Желания и Беринговым проливом на востоке. В более широком смысле Северный морской путь связывает незамерзающий порт Мурманск с портом Провидения и Владивосток и Санкт-Петербургом.

Когда люди делали первые попытки двигаться морем с запада на восток, доподлинно неизвестно, но уже в 13-м веке поморы преодолевали большие участки по морю на своих кочах, а с середины 16-го века мореходы осуществляли плавания не только в европейской, но и в азиатской части северного побережья России.

Идея освоения Северного морского пути была выдвинута М.В.Ломоносовым. По его инициативе была организована полярная экспедиция В.Г.Чичагова для “поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку”.

Первое сквозное плавание по Северному морскому пути удалось совершить только в 1878-1879 годах — экспедиция А.Норденшельда с одной зимовкой по пути достигла берегов Чукотки. А в 1914-1915 годах Северным морским путем прошла гидрографическая экспедиция Б.Вилькицкого и П.Новопашенного на ледокольных пароходах “Таймыр и “Вайгач”, но уже в обратную сторону — из Владивостока в Архангельск.

23 апреля 1919 года при российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. Основной задачей первых полярных экспедиций революционной России стала доставка товарови, в первую очередь, хлеба из Сибири, а также укрепление границ и установление советской власти на Севере.

В 1932 году в рамках Второго Международного полярного года была организована экспедиция на ледокольном пароходе “А.Сибиряков”.

Судну, хоть и с большим трудом, удалось пройти за одну навигацию путь от Архангельска до Берингова пролива. По результатам плавания “А.

Сибирякова” было принято решение о создании новой специальной организации – Главного управления Семорпути (ГУ СМП или Главсевморпуть).

С этого момента, с 17 декабря 1932 года, и началось планомерное освоение главной северной трассы страны.

Основными задачами ГУ СМП были определены: “окончательное открытие Северного морского пути от Баренцева моря до Берингова пролива, организация морских, речных и воздушных сообщений, радиосвязи и исследовательских работ в советской Арктике, развитие производительных сил и освоение естественных богатств Крайнего Севера, содействие подъему коренного населения Крайнего Севера и привлечение этого населения к активному участию в социалистическом строительстве”.

В 1934 году состоялось еще одно сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию. Его совершил ледорез “Ф.Литке” с востока на запад.

Трансконтинентальные перелеты, дрейфующая научная станция “Северный полюс”, строительство новых ледоколов, развертывание метеорологичеких станций и обсерваторий – все эти успехи СССР в Арктике ускоряли развитие Севморпути, а Севморпуть стимулировал научно-технический прогресс в высоких широтах.

Все транспорты, двигавшиеся по СМП, не могли миновать Диксон – узловой пункт на арктической трассе.

По постановлению ГУ СМП от 22 мая 1934 года здесь начались работы по строительству первых сооружений будущего морского порта.

На острове Конус в бухте Диксон было определено место для создания угольной базы длябункеровки судов. В 1935 году причал принял 70 судов, из них 11 морских. Диксон стал перегрузочным портом для ”Норильскстроя”.

Затем строительство основного причала было перенесено на расположенный на материковом побережье мыс Южный бухты
Портовой, так как требования, предъявляемые к бункеровочной базе, расположенной на трассе Севморпути, возросли и остров Конус из-за малых глубин и небольшой площади стал для этих целей непригоден. Строительство нового порта планировали завершить в 1943 году.

В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути прошли сотни судов, которые перевезли более 4 млн. тонн грузов. Для их безопасной доставки организовывались морские конвои, а также защита с моря и воздуха. Продолжалось снабжение флота углем через арктические порты Нарьян-Мара, Игарки, Дудинки, Диксона, Тикси, переведенных как подразделения ГУ СМП на военное положение.

Послевоенные годы – золотое время Арктики. Один за другим строились ледоколы — только атомных ледоколов в советский послевоенный период было построено семь. Первый из них — “Ленин” — начал работать на трассе СМП в 1960 году.

Промышленный подъем, строительство новых добывающих и перерабатывающих комбинатов – все это требовало мощного рывка в судостроении и обустройстве портов. Самым важным в это время становится Диксон, который остается основной бункеровочной базой в Западной Арктике до 1958 года.

Затем он утрачивает это свое значение, но приобретает новое: в 60-е Диксон становится местом формирования морских караванов и бункеровки судов уже жидким топливом и пресной водой, снабжения их продовольствием.

Диксон превращается в базовый порт СМП, транспортно-распределительный
узел для перевалки и доставки разнообразных грузов для полярных станций и множества других объектов бассейна Карского моря. Диксон по праву называют “воротами Арктики”.

Практически до 90-х годов 20-го века администрацией СМП успешно выполнялись задачи по доставке народнохозяйственных грузов в арктические регионы России.

Порты Северного морского пути стали главными звеньями коммуникации с “большой землей”, пунктами доставки грузов и вывоза продукции, Для некоторых из них, например, побережья Якутии и Чукотки, Северный морской путь быледиственной магистралью, по которой осуществлялось снабжение

товарами.

Существует ли альтернатива Северному морскому пути? Конечно. Это транспортные коммуникации, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.

Но если расстояние, которое проходит судно, например, из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составит 12 840 морских миль, то Северным морским путём ему придется пройти только 5770 морских миль. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс.

км, а через Суэцкий канал надо пройти на 8 тыс. км больше. Так что выгоды для транспортировки грузов, даже если учесть необходимые для проводки судов во льдах ледоколы, очевидны.

Северный морской путь сегодня постепенно превращается в торговый маршрут с большими перспективами.

По данным на 1 декабря 2016 года, по Северному морскому пути было перевезено 6,9 млн тонн груза, что стало рекордом за всю историю существования этого транспортного коридора, даже если учитывать показатели за советский период.

В этих условиях порт Диксон уже в ближайшее время сможет частично вернуть свое утраченное значение на Северном морском пути. Сейчас ежегодный грузооборот порта составляет всего 11,5 тыс.тонн, то есть мощности используются менее чем на 10%.

Если старый порт будет модернизирован, а также рядом появится новый (“Чайка”), строительство которого осуществляет компания “ВостокУголь”, Диксон сможет принимать иностранные суда, следующие арктическими
маршрутами, обеспечивать их водой, топливом, а также сменой экипажей.

В настоящее время в связи с началом освоения арктических месторождений, развитием транзитного судоходства, ростом числа экспедиционных и туристических рейсов в Арктику, значение СМП значительно возросло.

Сейчас решается задача экономического развития Арктического региона при условии сохранения уникальной природы Арктики.

Работа идет в разных направлениях: в сфере законодательного регулирования, развития инфраструктуры СМП, совершенствования тарифного регулирования и организации плавания судов в акватории СМП.

В начале 2013 года вступил в силу закон о Северном морском пути, впервые законодательно были установлены границы его акватории. Полномочия по организации плавания судов в акватории Северного морского пути возложены на Администрацию Северного морского пути, которая была образована в марте 2013 года Распоряжением правительства РФ.

Источник: http://xn—-8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/

Ссылка на основную публикацию