Танцующий бог – шива – туризм

Бог Шива – символы божества и чем он опасен?

Бог, танцующий Вселенную. Чистый как камфора, великий и ужасный, разрушающий галактики своим гневом, милостивый ко всем обездоленным – все это он, противоречивый Махадев. Бог Шива – живущий на священной горе Кайлас, древнейший из богов в пантеоне индуизма, а шиваизм – одна из самых почитаемых религий в Индии.

Шива – кто это?

В индуистской мифологии есть понятие тримурти, или Божественная Триада, в которую традиционно входят 3 главных проявления Единого Высшего Существа: Брахма (создатель Вселенной) – Вишну (хранитель) Шива (уничтожитель).

В переводе с санскрита शिव Шива это «милостивый», «благостный», «дружелюбный». В Индии бог Шива один из самых любимых и почитаемых. Считается, что призвать его не составляет труда, Махадев ко всем приходит на помощь, он самый сострадательный бог.

В высшем проявлении, олицетворяет космический мужской принцип и высшее сознание человека.

Священный текст «Шива Пурана» представляет Шиву, обладающего 1008 именами, которые возникали при появлении бога людям в разных обличьях. Повторение имен Шивы – очищает ум и укрепляет человека в благих намерениях. Самые известные из них:

  • Пашупати (одно из самых древних) – властитель и отец зверей;
  • Рудра (яростный, красный) – олицетворяет гневную природу, приносит болезни, но и исцеляет их;
  • Махадев – величайший, бог богов;
  • Махешвара – Великий Владыка;
  • Натараджа – Шива многорукий царь танца;
  • Шамбху – приносящий счастье;
  • Ишвара – владыка, обладающий божественной славой;
  • Камари – разрушитель желаний;
  • Маха Йог – Великий Йог, воплощает дух аскетизма (почитаем всеми йогами мира);
  • Хара – разрушитель;
  • Трайамбака – трехглазый.

Женская ипостась Шивы

Левая половина тела Шивы олицетворяет женскую (активную) энергию Шакти. Шива и Шакти неразделимы. Многорукая богиня Шива-Шакти в образе божества Кали – смертоносная женская ипостась разрушительной энергии Шивы.

В Индии свято чтут Кали, ее изображение устрашающе: иссиня-черная кожа, кроваво-красный высунутый язык, гирлянда из 50 черепов (перевоплощения). В одной руке меч, во второй отрубленная голова Махиши, предводителя асуров. Другие 2 руки благословляют последователей и прогоняют страх.

Кали – природа-Мать создает и уничтожает все в своей бешеной и неистовой пляске.

Символ Шивы

Изображения Махадева пронизаны многочисленной символикой, каждая деталь его облика таит в себе определенное значение. Самым главным является знак Шивы – лингам. В Шива-Пурана лингам – божественный фаллос, источник всего сущего во Вселенной. Символ стоит на основании йони (лоно) – олицетворяющем Парвати, супругу и Мать всего живого. Важны и другие атрибуты-символы бога:

  1. Три глаза Шивы (Солнце, Луна, символ Огня) полуоткрытые – течение жизни, когда смыкает веки, разрушаются, затем вновь создаются миры, открытые глаза – новый цикл земной жизни.
  2. Волосы – скрученные в пучок Джату, единение энергий физической, ментальной, духовной; Луна в волосах – контроль над разумом, река Ганга – очищает от грехов.
  3. Дамару (барабан) – вселенское пробуждение, космический звук. В правой руке Шивы, олицетворяет борьбу с невежеством дает мудрость.
  4. Кобра – обвита вокруг шеи: прошлое, настоящее, будущее – вечность в одной точке.
  5. Трезубец (тришула) – действие, знание, пробуждение.
  6. Рудракша (глаз Рудры) – ожерелье из плодов вечнозеленого дерева, сострадание и печаль о людях.
  7. Тилака (трипундра) тройная черта нанесенная пеплом на лбу, горле и обоих плечах – символ преодоления ложных знаний о себе, подверженности Майе (иллюзиям) и обусловленности кармы.
  8. Бык Нанди – верный спутник, символ земли и мощи, средство передвижения божества.
  9. Шкура тигра – победа над вожделением.

Как появился Шива?

Рождение Шивы окутано множеством тайн, древние тексты шиваистких пуран описывают несколько версий появления божества:

  1. В момент появления Брахмы из пупка бога Вишну, рядом находились демоны и попытались убить Брахму, но Вишну разгневался, из межбровья появился многорукий Шива и трезубцем убил асуров.
  2. У Брахмы было 4 сыновей, которые не желали иметь потомства, тогда между бровей разгневанного на детей Брахмы появился ребенок с синей кожей. Мальчик плакал и просил себе имя, социальное положение. Брахма дал ему 11 имен, двумя из которых были Рудра и Шива. Одиннадцать воплощений, в одном из них, Шива – почитаемый бог из триады великих, наравне с Брахмой и Вишну.
  3. Брахма в глубокой медитации просил о появлении сына, подобного по величию. Мальчик возник на коленях у Брахмы и начал бегать вокруг создателя просить имя. «Рудра»! – молвил Брахма, но ребенку этого было недостаточно, он бегал и кричал, пока Брахма не дал ему еще 10 имен и столько же воплощений.

​Мать Шивы

Происхождение Шивы в разных источниках традиционно упоминается вместе с именем Вишну и Брахмы. Изучающие шиваизм и связанное с ним имя бога-разрушителя, задаются вопросом о матери Шивы.

Кто она? В дошедших до людей священных древних текстах нет имени женской ипостаси богини, кто имела бы отношение к рождению великого Махадева.

Шива является саморожденным из чела творца Брахмы, у него нет матери.

Чем опасен бог Шива?

Природа Махадева двойственная: созидатель-разрушитель. Вселенная в конце цикла должна быть уничтожена, но когда Шива бог в гневе, мироздание рискует уничтожиться в любой момент. Так было, когда жена Сати сгорела в огне. Шива создал из себя кровавое божество.

Многорукий бог Шива в ипостаси Виробхадры воспроизвелся в тысячах подобных ему и отправился во дворец Дакши (отца Сати) вершить гнев.

Земля «захлебнулась» в крови, Солнце поблекло, но когда гнев прошел Шива оживил всех мертвых, на место отрубленной головы Дакши приставил козлиную голову.

Жена бога Шивы

Шакти – женская энергия, неотделимая от Шивы, без нее он Брахман, лишенный качеств. Жена Шивы – это Шакти в земных воплощениях. Сати считается первой женой, из-за унижения и непочитания Шивы ее отцом Дакшей, принесла себя в жертву посредством самосожжения.

Сати переродилась в Парвати, но Махадев так был опечален, что не хотел выходить из многолетней медитации. Парвати (Ума, Гаури) совершила глубокую аскезу, чем покорила бога. В своих разрушительных аспектах Парвати представлена богинями: Кали, Дурга, Шьяма,Чанда.

Дети Шивы

Семейство Шивы – это форма Шанкара, представляющая собой сознание, заботящееся о мире. Дети Шивы и Парвати олицетворяют баланс материального и духовного:

  1. Сканду (Картикея) сын Шивы – шестиголовый бог войны, родился таким сильным, что в возрасте 6 дней разгромил асура Тараку.
  2. Ганеша – божество с головой слона, его почитают как бога богатства.
  3. Нармада дочь Шивы в метафизическом смысле: в глубокой медитации на холме Армакут, Махадев отделил от себя часть энергии, которая трансформировалась в деву Нармаду, священную для индусов реку.

Легенды о Шиве

Много сложено легенд и преданий о великом Шиве, в основе которых тексты из священных для индусов писаний Махабхараты, Бхагават-гиты, Шива-Пураны.

Одна из таких историй рассказывает: при пахтании молочного океана, из его глубин вышел сосуд с ядом. Боги напугались, что яд уничтожит все живое.

Шива из чувства сострадания выпил яд, Парвати схватила его за шею, чтобы не дать зелью проникнуть в живот. Яд окрасил шею Шивы в синий цвет – Нилакантха (синешеий), стало одним из имен бога.

Шива в буддизме – об этом существует легенда, которая гласит, что в одном из своих воплощений Будда (Нампарзиг) узнал о пророчестве: если он снова явится в форме Бодхисаттвы – это не пойдет на пользу миру, но воплотившись в форме Махадева – будет мирозданию огромное благо. В тибетском буддизме Шива является защитником учения и практикуется обряд «Посвящение Шивы».

Источник: https://womanadvice.ru/bog-shiva-simvoly-bozhestva-i-chem-opasen

Танцующий Бог Шива

В Индийской мифологии существует очень много божеств, но самым влиятельным и почитаемым из них является бог Шива. Он вместе с Брахмой и Вишну входит в тримурти — божественную триаду.

Бог Шива считается не только добрым защитником, но и грозным созданием, несущим иногда и разрушительную силу.

Часто он изображается с веревкой, на которой висят нанизанные черепа и представляется двуполым существом.

Шива выступает, как бог-творец и одновременно — бог разрушения, проживающий высоко в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Эта гора  выполняет роль трона божества и места нахождения его райских покоев. Сюда стекаются паломники со всего света.

Шива является противоречивым божеством, особенно обожаемым в южных районах страны.

С 10 века он чаще всего изображается танцующим, ведь Шиву называют «танцующим богом» (Натараджи). В период раскопок (примерно в 1200 году)была обнаружена статуя танцующего бога, вблизи храма Шиварампурам.

Сюда ежедневно приходят верующие местные жители и паломники для того, чтобы поклониться Шиве и поделиться с ним своими радостями и печалями.

Изображение его в танце носит очень символичный характер и является отражением всей Вселенной.

Характеристика танца Шивы

  1. Развивающиеся в движении волосы указывают на неиссякаемую энергию бога.
  2. В ногах Шивы лежит карлик, как олицетворение злых сил и человеческого неведения.
  3. Присутствие нимба Тирувази говорит о наличии вселенского влияния бога.

  4. В правой руке Шивы расположен дамару — маленький барабан, символизирующий пробуждение всего мира и заинтересованность жизни.
  5. Левая рука делает жест, характеризующий божье благословение и всяческое одобрение. В этой же руке, соприкасающейся с нимбом, проглядывается пламя (Агни) — в качестве знака мирского очищения.

  6. Расположение второй левой руки (поперек груди)характеризует силу и власть, определяет присутствие отвергнутого и осуждаемого демона.
  7. Серьги бога также полны скрытых мотивов.

    В правом ухе серьга удлинена, что характеризует мужскую половину Шивы, а в левом ухе вставлена обыкновенная  круглая серьга, символизирующая женскую половину. Это говорит о двуполости всех божеств.

  8. В волосах бога включены кобра и полумесяц — как олицетворение божественности Шивы.

  9. Огонь в области лба символизирует третий глаз божества и великую мудрость.

Считается, что в танце Шива регулирует порядок во Вселенной и, когда он останавливается, то мир накрывает хаос. Так один период сменяется другим.

Шиваизм — одна из почитаемых и главных религий Индии. Шиву начали изображать уже во втором веке до нашей эры. На севере Мадраса находится его самое древнее каменное изваяние (в храме Гудималлама).

Шива является самым неординарным и многоликим богом, олицетворяющим созидание и разрушение одновременно, проявление милосердия и жесткости.

Имя его  происходит от санскритского слова и означает «добрый» или «дружелюбный». Многообразие и неординарность Шивы представлены в его именах. Индусское  священнописание указывает на 1008 имен этого божества. Одним из них  является — Шамбху.  Оно переводится, как «великодушный», «дарующий счастье». Шанкара (другое имя бога)означает «благотворный».

Шиву считают истребителем Трипуры — городов, возведенных демонами, решившими покорить богов и захватить их власть. Шива одной стрелой сжег все три крепости и воцарился мир.

Его часто называют Пашупати, что означает «владыка скота». Он изображается нередко на быке Нанди, бывшего человека и почитателя бога, принявшего обличье животного. Этот бык присутствует во многих храмах, посвященных Шиве и является символом человеческой души, безустанно стремящейся к созерцанию и поклонению божества.

Источник: https://indiada.ru/religia/bog-shiva.html

Альманах “Архетипические исследования”

Редакционная коллегия:

Ректор МУФО Гранд-доктор философии профессор Шанти П. Джаясекара;  Доктор психологических наук профессор В. В. Лукоянов; Доктор филологических наук профессор А. Н. Иезуитов;  Гранд-доктор философии профессор В. Е. Лебедько;  Почетный Доктор психологии В.В.Зеленский;  Доктор психологии Е. Г. Найденов;  Доктор технических наук Гранд-доктор философии профессор Е. И. Боровков;  Дважды герой Советского Союза летчик-космонавт генерал-лейтенант В. В. Коваленок, ответственный редактор – Владислав Лебедько. 

Принимаются к рассмотрению статьи для 9-го выпуска Альманаха “Архетипические исследования” от всех, кто профессионально занимается архетипической работой).

Альманах “Архетипические исследования” является научным изданием, выпускаемым кафедрой Архетипических Исследований Международного Университета Фундаментального Обучения (МУФО).

Публикация в Альманахе считается научной работой и учитывается в списке работ при защитах дипломов, диссертаций и т.п по МВУС. Альманах – ежеквартальное издание. Первый выпуск опубликован 18 мая 2010 г.

Второй выпуск готовится к началу октября 2010.

Первоначально Альманах будет выходить в электронном виде и размещаться на сайте кафедры АИ МУФО (сайт заработает в полную силу через две недели, ссылку дам позже, сейчас готовятся и размещаются многочисленные материалы).

Ссылки будут из разных источников и предположительно начальное число посещений прогнозируется около 1000 человек в день и более. По мере развития кафедры, уже в следующем учебном году планируются бумажные версии Альманаха, тиражом от 1т.

э до 3т.э.

Материалы принимаются в следующие рубрики:

1) Обзоры (обзоры литературы и состояния АИ)
2) Статьи-исследования, концептуальные и теоретические статьи.

3) Описания ярких случаев (Магических Театров, Мифодрам, Сказкодрам, Символодрам и т.п.)
4) Описания Архетипических Путешествий и другого Архетипического опыта (Архетипы в конкретных сновидениях, литературе, спонтанные переживания и т.д.)

5) Краткие сообщения (особенно хорошо для первой пробы пера) – отчеты о работе, описание проекта, гипотеза. 6) Дискуссии, вопросы и комментарии

7) Рекомендации (с кратким аннонсом) литературы и других источников по АИ.

Материалы присылайте на адреса Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  и  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  с пометкой в теме письма “Альманах Архетипические Исследования”.  Лучше продублировать Ваше письмо с вложением на оба адреса.

(публикация бесплатно)

Альманах является Приложением к Международному журналу “Spirit of time” (“Дух времени”)

ВНИМАНИЕ: Летний семинар В. Лебедько и Ко 7–14 июля 2013 «Путь к Мечте» — подробности http://shadowvll.livejournal.com/120327.html.

Выпуск 1 (май 2010) 

Выпуск 2 (октябрь 2010) 

Выпуск 3 (февраль 2011)

Выпуск 4 (сентябрь 2011)

Выпуск 5 (февраль 2012)

Выпуск 6 (сентябрь 2012)

Выпуск 7 (февраль 2013)

Выпуск 8 (август 2013)

Выпуск 9 (июнь 2015)

Выпуск 10 (апрель 2016)

Выпуск 11 (ноябрь 2016)

Выпуск 12 (июль 2017)

Источник: http://www.kafedramtai.ru/almanac?catid=470&id=470:irina-kuris-qsymbols-dance-of-shivaq

Что за бог Шива – Великий аскет или Бог чувственности?

Шиваизм наряду с вишнуизмом — весьма почитаемая религия в Индии. Особенно ярко выражено это почитание на юге страны. Самое раннее изображение Шивы относят ко II или I веку до н. э.

Изваянный из камня бог в храме Гудималлама (на севере штата Мадрас) стоит на фоне лингама (фаллоса — символа божественной силы), словно составляя с ним единое целое. Высота скульптуры равна росту человека — 1 м 52 см. Шива изображен сильным и уверенным в себе, веселым и готовым к действию.

Он стоит на плечах якши — существа ужасного: с огромным ртом и выпученными глазами, мощным туловищем. Якша представляет здесь силы природы, а Шива — высший аспект созидательных творческих сил Вселенной.

Наверное, Шива — один из немногих богов, которые так удачно сочетают в себе аскетизм и чувственные услады во всех их проявлениях, жестокость и милосердие, разрушительную силу созидающее начало… Его образ — владыка Вселенной, в танце создающий миры, — красив и притягателен. Недаром именно Шива Натараджа (танцующий Тандава — танец созидания, мужской танец) стал излюбленным изображением скульпторов Индии. В этом удивительном облике Шивы отражены и сплетены воедино религия, философия и искусство.

Начиная с X—XI вв.еков, основное место среди изображений божества отводится Натарадже. По преданию, через своего главного ученика Танду Шива обучил мудреца Бхаратху — основателя театрального искусства.

Согласно тамильской шиваитской литературе Шиве приписывалось пять актов космической деятельности — панчакрития: шишти — творение; стхити — охранение, поддержание; самхара — разрушение; тиробхава — завуалирование в Майе (иллюзии, материи); ануграха — освобождение.

Ранние изображения Шивы Натараджи, отлитые из бронзы, найдены на юге Индии и Цейлона (куда они могли быть завезены тамильскими мастерами). Датируются они X — серединой XII вв. Вплоть до XVII века традиция литья танцующего Шивы была широко развита.

Именно эти изображения прославили южно-индийскую металлическую скульптуру. Натараджа — символ движения, круговращения мира. Его скульптурное изображение рисует одну из поз танца экстаза Ананда-тандава.

Большинство поз изображено в каменной скульптуре надвратных башен храма Шивы Натараджи в Чидамбараме. В Ананде-тандаве Шива изображен с приподнятой левой ногой, две пары рук, ноги и корпус находятся в сложном ритмическом взаимодействии.

Эта поза традиционна и сохраняется уже в течение тысячелетия. Практически все фигурки Шивы, которые можно найти в эзотерических магазинах, представляют собой именно этот образ.

Равновесие в танце символизирует вечность движения Вселенной; развевающиеся пряди волос — энергия, излучаемая божеством. Карлик, похожий на ребенка, под ногой Шивы олицетворяет силы зла, неведения, навлекаемые Майей.

Обычно Натараджа окружает красивый пламенеющий нимб — тирувази, символизирующий материальные силы Вселенной. В правой руке Танцор держит маленький двусторонний барабанчик — дамару — символ пробуждения Вселенной к новой жизни через вибрацию звука.

Вторая правая рука согнута в жесте абхайя-мудра, жесте ободрения, благословления. В левой руке, соприкасающейся с тирувази, Натараджа держит пламя — агни — символ очищения и обновления мира.

Вторая левая рука вытянута поперек груди в положении гаджа-хаста («застывший хобот слона»), указывая на попираемого демона. Иначе этот жест называется данда-хаста и означает власть и силу.

Божества двуполы — в данном случае это выражено в серьгах Шивы: удлиненная, мужская, в правом ухе, принадлежащая божествам высшего ранга и называемая макара-кундала, и круглая, женская, простая и именуемая патра-кундала, в левом.

Справа в красивой прическе джата-мукута помещена дева вод с рыбьим хвостом — символ священного Ганга; слева расположились полумесяц и кобра Васуки как символы божественности и силы Шивы. Другая кобра, обвитая вокруг поясницы Натараджа, означает его мировую энергию. Два глаза — Солнце и Луна, третий — во лбу — Огонь.

Череп у основания прически — символ рассеяния мира в конце эволюции, а ожерелье из черепов Брахмы, Вишну и Рудры — инволюция и эволюция Вселенной. Это сильный образ. Не только в художественном смысле, но и в философском.

Культ Шивы самый распространенный и любимый на северо-западе страны у раджпутов. И Шивой его редко здесь называют: он или Махадев или Великий бог. Один из излюбленных образов — Великий аскет, медитирующий на горе Кайласа в Гималаях. Также весьма почитаемы ипостаси Шива-Бхайрава (Бхеру) и Шива-Экалинг.

Бхайрава изображается в виде мужской фигуры, стоящей на лотосе, с гирляндой из змей на шее, со спутанными волосами, четырьмя руками. В руках у него дамару, чаша для питья крови поверженных врагов, сделанная из человеческого черепа, меч и трезубец. Экалинг — фаллический символ из камня, окрашенный графитом или суриком с пятью, восемью лицами по окружности.

Лингам-йони (единение мужского и женского начала) является неизменным атрибутом храма Шивы и предметом поклонения.

У шиваитов существует собственный свод священных книг. В отличие от вайшнавов шиваиты сокращают значение гуру, единственная роль которого заключается в раскрытии истинной природы наставничества. Существует множество сект приверженцев Шивы: шайва, пашупата, капалика, каламукха, вирашайва и др.

Могущественный владыка Вселенной, танцующий вседержитель и грозный защитник своих преданных является также ярким мифологическим персонажем. С именем Шивы, как уже стало ясно, связан не только религиозный путь, но и культура и искусство Индии, ее философская составляющая.

Всего хорошего.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/1299/

Шива

Индуизм входит в тройку популярных религиозных направлений. Он основан на мифологии и обычаях арийских народов, населявших Древнюю Индию. Это направление характеризуется двумя течениями: вишнуизмом и шиваизмом.

Поборники течений поклоняются Вишну и Шиве. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало.

Образ божества знаком многим по изображениям, не жители Запада мало знают о его происхождении и значении в культуре Индии.

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

Бог Шива

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как Брахма и Вишну, которого больше знают под другим его именем – Кришна. Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.

Натараджа – один из обликов Шивы

Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.

Шива и Парвати

Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал Ганеша – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.

Статуя Шивы

Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной.

В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками.

Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.

Танцующий Шива

Образ божества использовался в искусстве, живописи, скульптуре и архитектуре. Считается, что каждый элемент изображения обладает высшим духовным наполнением и символизмом.

В 1200 году во время раскопок была обнаружена скульптура, располагающаяся неподалеку от храма Шиварапурам. Она изображала танцующего Шиву.

К статуе по сей день приезжают паломники, чтобы поклониться верховному божеству и поделиться с ним своими надеждами.

Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.

Храм Шивы

Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление.

Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы.

В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии.

Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха.

Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.

Мохит Райна в роли Шивы

На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран.

История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика.

Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/2705-shiva.html

Индийский танец

Индия – страна магически притягательная. Душа Индии проявляется, в том числе, в классическом индийском танце. Мохиниаттам – классический стиль индийского танца штата Керала. Танцы в этом стиле исполняются исключительно женщинами. О боги, дайте мне сил не увлечься индийской танцовщицей!

(Фотографии при клике открываются в отдельном окне)

Исполнительница индийского классического танца Александра Водопьянова сделала предложение, от которого трудно отказаться полноценному мужчине. Впрочем, женщине тоже… Посмотреть классический индийский танец в правильном профессиональном исполнении – это незабываемое впечатление!

В воскресенье 9 ноября в Государственном музее искусства народов Востока состоялось «Путешествие в страну богов» – концерт-лекция, посвященный индийской культуре.

О наследии дравидийской цивилизации языком индийского классического танца рассказывали: Александра Водопьянова (стиль Мохиниаттам), Наталья Бутырская и Элина Щепкина (обе представляют стиль Бхаратанатьям).

«Путешествие в страну богов» – первый концерт сезона 2014/2015 гг., открывающий ежегодный цикл «Мохиниаттам – танец чаровницы» в Государственном музее искусства народов Востока.

В этот раз, в центре внимания оказались два стиля индийского классического танца, которые обычно противопоставляются друг другу: Мохиниаттам – мягкий, переливающийся, пластичный – и Бхаратанатьям – чёткий, жёсткий, точный.

«Мохиниаттам – классический стиль индийского танца штата Керала. Отличается особой пластикой, мягкостью движений и обворожительностью линий. Представляет собой чистейшее воплощение Ласьям, изящного женственного характера танца.

Мохини (др. инд. mohini, «сводящая с ума», «чаровница») – одна из аватар бога Вишну, прекрасная обольстительная женщина, героиня мифов, легенд и преданий. Согласно одному из них, Вишну принял облик Мохини, когда во время пахтания океана появился напиток бессмертия “Амрита”, и унес его, введя в исступление богов и асуров.

Другая легенда рассказывает, что красота Мохини. настолько восхитила Шиву, что он упросил Вишну вновь принять эту форму. Охваченный вожделением, Шива обнял Мохини-Вишну, и в результате на свет появилось божество, названное по имени обоих богов – Вишну (Хари) и Шивы (Хары) – Харихарой.

В одном из шиваитских мифов повествуется о том, что Мохини обольстила Шиву, вынудив его признать всесилие Вишну.

Именем небесной чаровницы, озорной и своевольной волшебницы и назван этот стиль, танцы в котором исполняются исключительно женщинами». Источник 

Бхаратанатьям – один из древнейших стилей индийского классического танца. Некоторые предполагают, что ему около пяти тысяч лет! По-видимому, первоначально индийский танец Бхаратанатьям имел особое сакральное значение.

Бхаратанатьям исполнялся храмовыми танцовщицами девадаси, которые наравне с жрецами играли важную роль в духовной жизни храма. Сюжет танца Бхаратанатьям рассказывал о подвигах божества в борьбе с демонами.

Считалось, что все события в танце переживаются вновь наяву, поэтому исход битвы зависел от мастерства танцовщицы: для победы божества она должна была исполнить свой танец безукоризненно. Вот почему стиль индийского танца Бхаратанатьям довольно жесткий.

«Название стиля можно перевести как Индийский танец (Бхарата – одно из названий Индии, натьям – танец) или танец Бхараты – Бхарата назван автором трактата Натья Шастра.

Также одна из интерпретаций – по слогам – Бха-бхава – чувство, Ра – рага – музыка, та – тала – ритм.

Это название стиль получил во времена возрождения индийской культуры, за которыми последовали и времена освобождения Индии от власти английских колонизаторов. Предыдущие названия стиля – Дассиаттам, Садир.

Изначально танец исполнялся в храмах танцовщицами девадаси (служанки бога). При храмах существовали целые деревни танцоров, также прихожане храма часто отдавали своих дочерей в служительницы храма.

Во времена расцвета культуры при храмах насчитывалось до 400 девадаси.

Если танцоры храма нравились правителю, то отдельные танцовщицы или целые их деревни, и сам храм удостаивались даров, имена многих танцовщиц увековечены в записях на стенах храмовых комплексов.

Танцы девадаси выполняли разнообразные функции. Сами девадаси считались женами божества храма, поэтому одной из их обязанностей было развлекать храмовое божество, танцуя для него.

Также танцовщицы исполняли свои номера в период фестивалей, когда храмовое божество (часто в храме для этого существует специальное выезжающее “мурти” – изображение божества) вывозилось за пределы храма на колеснице, сопровождаемой процессией музыкантов, браминов, танцоров и верующих.

При храмах также существовал институт наттуванаров – учителей-мужчин, обучающих и тренирующих танцовщиц, а также аккомпанирующих танцовщицам во время выступления.

Многие правители были покровителями храмов, науки и искусств, иногда сами также являлись авторами стихотворных или музыкальных произведений, иногда также и танцевали. Постепенно танец вышел за рамки храма, появились также и придворные танцовщицы раджадаси». Источник

Для тех, кто неравнодушен к индийскому танцу, вот страничка группы В Контакте – Мохиниаттам.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

При возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел «Туризм», читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье «Живите интересно!».

Электронное СМИ «Интересный мир». 10.11.2014

tweet

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Источник: http://www.interesmir.ru/indiyskiy-tanets/

Шива: кто такой, описание, история рождения, атрибуты многорукого божества

Пробудившийся за последние 20 лет интерес к практике йоги, показывает, насколько сильно влияние индуистской философии и стиля жизни в современном мире. В данной статье мы рассмотрим, кто такой Шива, какую роль он занимает в религии индуизма, какие существуют легенды о его рождении.

Кто такой Шива

Таково имя одного из главных индийских божеств, одновременно оно означает и космическое начало, и некую божественную энергию, и высшее сознание, и символ мужчины. Шива созидает мир, Вселенную — но он же может и разрушить ее, поэтому его еще называют Великим Разрушителем.

Мир когда-то придет к своему завершению, к погибели, и Шива именно тот, кто доведет Вселенную до логического конца. Это его предназначение, его суть. Шива — всемогущий разрушитель, своей силой и энергией он превосходит таких великих божеств, как Вишну и Брахма.

В некоторых индийских легендах и традициях Шива является абсолютным божеством.<\p>

Формы божества

Несмотря на кажущуюся ограниченность этого божества, его разрушение, согласно законам Вселенной, всегда порождает новую жизнь, новое начало. Поэтому Шива является не только разрушителем — он подготавливает почву для нового семени, новых зачатков.

Как и у других индийских богов, у Шивы существуют несколько имен, каждое их которых раскрывает его отдельную грань, особенность, уникальность.

Каждое из имен является воплощением божественного начала, величия — поэтому у последователей индуизма они вызывают особый трепет и благоговение. Рассмотрим же их подробней.

Махайоги (Великий Йогин)

Бог Шива в этой грани изображается с длинными волосами, одетым в шкуры зверей и живущим в уединении в Гималаях. Он всегда «погружен в существующую безначальность», его всегда окружают звери, но не люди, в результате чего его еще называют Богом аскетизма. По легенде, именно в этом месте Шива был сражен любовью, и воспылал чувством к Парвати, своей будущей жене.

Великий Йогин является покровителем всех йогов — как в древности, так и в современном мире. Часто последователи Махайоги изображают Шиву сидящим на тигриной шкуре, с осыпанной пеплом головой и третьим глазом — нищий йог, бог, погруженный в глубочайшее созерцание.

<\p>Важно! Ввиду того, что Шива является разрушителем, йоги практикуют проведение молитв его жене, богине Парвати — в случаях, когда человек борется с какой-либо сложностью, преодолеть которую у него уже нет сил, она может заступиться за него перед Богом.

Натараджа (Владыка танца)

В этой грани Шива является божеством с четырьмя руками, кружащим в непрерывном танце, которым он и рушит миры и Вселенную. Зачастую его облик заключен в светящуюся окружность — это символ сансары.

В верхней правой руке он держит ударный инструмент, которым отстукивает энергию макрокосмоса, с противоположной стороны, в верхней руке находится огонь (один из периодов Покоя). На левой руке скрещенные особым образом пальцы образуют символ милосердия, а на правой — символ зашиты.

Ногами божество упирается в уродца, карлика, который является символом невежества.

В то время как Натараджа танцует, все божества наслаждаются танцем, внимают ему и помогают, играя на разных музыкальных инструментах.

Считается, что именно благодаря своему тантрическому танцу экстаза, Шива поддерживает космическую энергию и баланс, равновесие во всей Вселенной.

Символы Натараджи, Господа танца, особенно распространены в Индии. Они представлены в виде изображений всевозможных статуй из дерева, стекла и драгоценных металлов. Почти в каждом доме можно встретить такую икону Натараджи — это символизирует ритмичное движение, экстаз, баланс, симметрию и полную душевную гармонию.<\p>

Пашупати (Владыка животных)

Пашупати — еще одно отождествление божества, его имя. Пашупатья — одна из древнейших индуистских школ, возможно, даже самая старая. Первые последователи были аскетами, которые полностью посвятили себя служению Шиве.

Впервые их упоминание встречается в еще доведической культуре. Примечательно, что в практику пашупатов входили тантрические танцы, подражание поведению животных, оргии и весьма эксцентричное поведение.

Школа Пашупати перенесла упадок к концу I тысячелетия н.э.

Это имя раскрывает Шиву как покровителя всех животных, птиц, рыб, всей живности, существующей во Вселенной. Такое покровительство показано в изображениях Шивы-Пашупати — с ним всегда находится лань, либо в его руках, либо просто рядом с ним.

Согласно философскому подтексту, Пашупати является также властителем, пастырем всех живых душ — и человеческих в том числе. Иногда божество изображают сидящим на белом быке — этот бык ранее был человеком, но его бренное тело не могло вынести ту полноту экстаза, которое охватывало его, при приближении к Шиве. Поэтому он принял образ быка.

Другие божества настолько устрашались перед величием Шивы, что намеренно называли себя «Пашу» — «животное». Так они показывали свое низкое положение по отношению к всемогущему Шиве.

Нилакантха

Такое имя божества раскрывает грань великого милосердия, сострадания Шивы. Согласно легенде, в океане во время пахтанья (одно из мифологических событий в индуизме), зародился опаснейший яд, который грозил неминуемой гибелью не только всем живущим, но и божествам и демонам. Божества попросили именно Шиву выпить яд, потому что ему одному он мог не навредить.

Шива отхлебнул яд, и оставил его в своем горле, чтобы спасти всё живое — от этого его горло почернело, но он сам не умер. Поэтому Нилакантха-Шиву изображают с почерневшим или посиневшим горлом. Дословно Нилакантха переводится как «синешеий». В северной Индии до сих пор существует храм синешеего Нилакантха-Шивы, он является местом паломничества многих индуистов.

<\p>

Бхайрава (Ужасный)

В таком виде Шива изображается обнаженным, сидящим с сосудом для милостыни, созданным из головы Брахмы. Согласно преданиям, Бхайрава отсек одну из голов Брахмы за его пагубное сладострастие к младшей дочери.

Это особо устрашающий эпитет божества, проявление его гнева. В этом олицетворении он страшный, черный, многорукий аскет, который символизирует выход за рамки и ограничение ума.

Так как этот аспект божества включает в себя ужасы, смерть и грехи Вселенной и мироздания, его также называют Ужасным.

Махакала (Великий Черный)

Имя Шивы, обозначающее его пространственное и внепространственное измерение. Оно истребляет любую двойственность, настраивает внутреннее восприятие на вселенскую бесконечность, вечные процессы, макрокосмос. Считается, что те, кто поклоняется Махакале, избавляются от страха смерти и болезней.

«Кала» буквально обозначает «черный», поэтому Махакала в своих изображениях имеет угрожающий вид: украшения из змей, выпирающий живот, украшение из человеческих голов.

Шива принимает такой ужасающий облик для того, чтобы уподобиться негативным существам, демонам, и сдерживать их вредоносную, опасную сущность и влияние.

Махакала существует в местах пребывания мертвецов, и его тело осыпано пеплом из погребальных костров.

Важно! Имена Шивы нельзя произносить без должного уважения. Индусы верят, что это может повлечь за собой гнев божества, и как следствие, возникновение различных бедствий и болезней.

Как появился Шива

Исходя из преданий, Шива жил около 6 тысяч лет назад, он являлся абсолютным аватаром, достигшим совершенства. Параллельно с ним существовали Брахма и Вишну, первый являлся абсолютным созидателем, а второй — хранителем вселенной.

Легенды о рождении

О том, как это божество появилось, существует несколько преданий:

  1. Шива — сын Брахмы. У Брахмы долгое время не было ребенка, он молился и медитировал, и через некоторое время у его ног возник ребенок с кожей, которая переливалась голубым цветом, подобно Брахме. Мальчик попросил дать ему имя, И Брахма дал имя ребенку — Рудра. Однако тот не успокоился, и требовал себе еще имена. Так Брахма дал одиннадцать имен, и ребенок получил одиннадцать перевоплощений, одно из которых — Бог Шива.
  2. Шива родился в результате гнева Брахмы, появившись между бровей последнего, поэтому его характер и сущность и является в большинстве своем гневный, разрушающей.
  3. Согласно иному варианту предания, Брахма, появившись из пупка Вишну, был окружен демонами, которые хотели его убить. Тогда, вследствие гнева Брахмы, и появился между его бровей Шива с оружием в руке и разогнал демонов.
  4. Еще один легенда: у Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели заводить собственных детей. Тогда Брахма так сильно разозлился на своих потомков, что меж его бровей появился мальчик с голубоватой кожей, который впоследствии и получил одиннадцать имен. Примечательно, что одиннадцатью перевоплощениями Бога Шивы являются пять важнейших органов человека, а также четыре земные стихии, Луна и Солнце.

О семье и женах

Согласно преданиям, у Шивы было 3 жены.

  1. Сати — самое первое воплощение супруги божества. По различным обстоятельствам Сати пришлось пожертвовать собой, войдя в жертвенный костер. Шива долгое время был опечален и безутешен, ничто не радовало его. Он странствовал по миру с прахом своей любимой, долгое время медитировал в Гималаях. Для того чтобы утешить бога, душа жены Шивы перевоплотилась в Парвати — дочь горного царя.
  2. Парвати. Одно из ее имен — Кали («черная»). Парвати долгое время обольщала Шиву, когда он скорбел в горах, пока, наконец, его сердце не было пронзено её благородством и добродетелями. От их союза родилось двое сыновей: Ганапати, бог мудрости, и Сканда, бог-воин.
  3. Ганга. Богиня олицетворяет реку, протекающую в трех мирах — небесах, подземелье и самой земле. Это богиня располагает особым даром — смывать грехи со всех живущих в этих мирах. Она влюбилась в Шиву, и просила его о возможности всегда быть с ним. Шива принял ее, и с тех пор она живет в его волосах.

Атрибуты многорукого и многоликого

Как и большинство индийских божеств, господь Шива имеет определенные атрибуты, которые отождествляют какую-либо грань его сущности. К ним относятся:

  • тело божества — оно осыпано пеплом, что является выражением начала Вселенной, которая выходит за рамки обыденного существования, не причиняя физической боли и страданий;
  • спутанные волосы на голове — соединение различных видов энергий;
  • Луна на голове (в волосах) — олицетворение контроля над пониманием и разумением;
  • наличие 3 глаз: 1 — Солнце, 2 — Луна, 3 — огонь;
  • полуоткрытые глаза — бесконечность процессов и протекания жизни. Если глаза открыты — зарождается новая жизнь, если закрыты — разрушается старая;
  • змеи на шее — символ трех стадий времени: настоящее, прошедшее и будущее;
  • Ганга в волосах — символ омовения, снятия и очищения от всех пороков;
  • правая рука божества — уничтожает зло, дает силу и благословение; примечательно, что точно неизвестно, сколько рук было у Шивы, по легендам — от четырех до десяти.
  • бык, сопровождающий Шиву — его постоянное средство перемещения, его спутник;
  • одежда из шкуры тигра — олицетворение победы над пороками и страстями;
  • барабан — отождествляет 2 способа существования — физическое и духовное;
  • ореол вокруг фигуры божества — олицетворение всей Вселенной;
  • лингам — фаллос, воплощение мужского начала, плодородия, плодовитости;
  • трезубец — оружие Шивы, олицетворяет 3 сущности бога: хранитель, создатель, разрушитель.

Верховный бог Шива: роль в индуизме

Шива (Сива), переводится с санскрита, как «милостивый». Несмотря на основную разрушающую сущность божества и грозный характер, его основная миссия — защита человека, одаривание его всеми благами и добродетелями.

Шива входит в категорию божеств, наиболее почитаемых в индийской философии — многорукий бог индусов является великим практиком, который в полной мере реализовал свою Божественную сущность. Шива входит в триаду главных богов, наряду с Брахмой и Вишну, однако считается наиболее сильным и могущественным из них.

Согласно индуистской философии, Шива разрушает существующий мир каждые 9 миллионов лет, давая толчок к развитию нового, непорочного мира. Безусловно, он является наиболее ярким и противоречивым божеством в религии индусов, что делает его в глазах последователей еще более могущественным и сильным.

Согласно легендам, никому не удавалось победить или свергнуть Шиву, все, и божества, и демоны, преклоняются перед ним.

Иногда Шива являлся в виде двуполого существа — многорукой богини. Такое наглядное противоречие как нельзя лучше оттеняет его божественную природу, и наделяет трепетом и восторгом его почитателей. Его роль в индуизме трудно переоценить, более того, именно вера в многорукого бога является основой религии индуизма.

Как верят последователи религии индуизма, повторение имени Бога Шивы с должным почтением просветляет ум и наделяет радостью и спокойствием, а во время пения мантр духовная составляющая человека может принять форму Бога, наполниться им, стать его отражением. Такое единение с Высшими силами благоприятно влияет на жизнь человека, его здоровье, успех в обществе и многое другое. Поэтому медитации, различные практики йоги и пение мантр не теряют своей актуальности и в современном мире.

Источник: https://lifegid.com/bok/1896-induistkiy-bog-shiva-ili-verhovnyy-bog-prinosyaschiy-schaste.html

Натараджа

Натараджа это танцующая форма бога , символический синтез наиболее важных аспектов индуизма, и обобщение ключевых принципов этой ведической религии. Термин “натараджа” означает “король танцоров”. Трудно найти где либо еще более подвижное и энергичное отображение движущегося образа, чем танцующий Шива.

Натараджа стал выдающимся иконографическим отображением богатого и разнообразного культурного наследия Индии, получив свой визуальный облик благодаря созданным в 9-10 столетии бронзовым скульптурам, изображавшим танцующего бога. Натараджа показан с четырьмя руками, означающими основные направления. Он танцует, подняв левую ногу, на теле карлика Апасмары, олицетворении обмана и невежества, которое Шива побеждает.

Верхняя левая рука держит пламя, нижняя левая – указывает вниз на карлика, держащего кобру. В верхней правой руке у Натараджи барабан в форме песочных часов, символизирующий мужское и женское начала, а в верхняя левая рука показывает жест, заявляющий: “Не испытывай страха”.

  Змеи, означающие эгоизм, обвивают руки, ноги и волосы Шивы. Его спутанные волосы развеваются, в то время как Натараджа танцует под пламенной аркой, символизируя бесконечный цикл рождения и смерти. На голове бога – череп, как напоминание о победе над смертью.

Его третий глаз означает всезнание, понимание и просветленность.

Существует интересная легенда связанная с концепцией Шивы как Натараджи. В густом лесу южной Индии проживало множество еретических мудрецов. Туда направился Шива, чтобы указать на ошибочность их взглядов. Поначалу мудрецы гневно спорили между собой, но затем их злоба и недовольство сконцентрировались на Шиве. Они решили уничтожить его, используя заклинания.

Яростный тигр был создан их магией и, появившись из жертвенного огня, направился к Шиве. Но тот, усмехнувшись, схватил тигра и одним мизинцем снял с него кожу, а затем закутался в нее как в шелковое одеяние.

Не павшие духом мудрецы создали нового монстра, чудовищную змею, которую Шива также схватил и накинул себе на шею как венок. После этого он начал танцевать, а последний монстр, злобный карлик, ринулся к нему.

Натараджа  пальцами ноги сломал карлику спину, и тот, скорчившись, упал на землю. Разделавшись с последним врагом, Шива продолжил танец.

Космический танец Шивы – Натараджа называется тандава, что значит “танец блаженства”, и символизирует цикл создания и разрушения вселенной, также как и повседневный ритм рождения и смерти.

Тандава – изобразительная аллегория пяти искомых проявлений вечной энергии: создание, разрушение, сохранение, спасение и иллюзия.

Общий характер танца парадоксален, объединяя внутреннее спокойствие и внешнюю активность Шивы.

Как и в случае йоги, танец позволяет впасть в транс и экстаз. В Индии танцы процветали бок о бок с медитативными аскезами (пост, сосредоточенность на самом себе). Шива, будучи главным йогом среди богов, обязательно должен владеть искусством танца.

Шива  в облике Натараджи представляет из себя не просто событие в мистической жизни местного божества, а общий взгляд на мир, в котором силы природы и стремление и ограниченность человека противостоят друг другу, и вместе с тем сочетаются вместе.

Мантра (музыка):

Йогически- интересно:

Индусы рассматривают танец Шивы-Натараджа в пяти видах:- адбхУта тАндава – это удивительный и чудесный танец;- анАнда тАндава – это танец, вызывающий пречистый восторг, духовный экстаз;- анаварАта тАндава – это танец непрекращающийся, вечный;- самхАра тАндава – это танец разрушительный по своей силе, мощи и энергии;

– пралАя тАндава – это танец, в конечном итоге приводящий к распаду и исчезновению.

Отрывок песни господа Натараджи:

Шивайя Нама Ом Шивайя Намах,Шивайя Нама Ом Намах Шивайя,О Господь Натараджа в Чидамбараме,Царь Танца в Тиллей Амбаламе,О Возлюбленный Шиваками Сундари,Бхуванешвари, Раджараджешвари,Разрушитель греха, даритель процветания,Податель бессмертия, уносящий страдания,Шивайя Нама Ом Шивайя Намах,

Шивайя Нама Ом Намах Шивайя…

Источник: http://www.yogamir.ru/nataradzha/

Ссылка на основную публикацию