Поездка в храмы и церкви лалибелы на православное рождество

Лалибела – духовный полюс Эфиопии

Если по какой-то причине в Эфиопии вы можете посетить только одно место, то этим местом должна быть Лалибела. Вырубленные в скале церкви производят неизгладимое впечатление, а религиозное погружение православных эфиопов завораживает. Очень многие туристы и путешественники, побывавшие здесь, считают этот опыт вершиной своего пребывания в Эфиопии.

«Я не могу себя заставить написать более об этих зданиях, потому что если я это сделаю, мне кажется, что мне все равно не поверят… Но я клянусь именем Бога Всемогущего, что все написанное здесь – правда, и есть еще много такого, о чем я умолчал, чтобы меня не обвинили во лжи», – писал португальский путешественник начала XVI века Франсиско Альварес в своей «Правдивой повести о землях Пресвитера Иоанна» (Francisco Alvares, «Verdadera informa-cam das terras do Preste Joam», 1540).

Это место – сама история и тайна, застывшие в камне, но его душа живет в поклонении православных христиан, а ритуалы сохраняются в неизменной форме с глубокой древности.

Сколько бы вы ни слышали и ни читали о Лалибеле, сколько бы ни рассматривали иллюстраций с монолитными церквями и паломниками в белых балахонах, это не сможет вполне подготовить вас к моменту, когда вы узрите все это воочию. Это не просто наследие ЮНЕСКО, но настоящее Чудо Света.

Все церкви не только вырублены поколениями мастеров вглубь в скалах, но также и внутри них созданы просторные помещения. Как снаружи, так и внутри искусство резьбы по камню высочайшего уровня.

 Провести здесь ночь без сна вместе с паломниками, толпящимися вокруг церквей во время одного из больших религиозных праздников – это опыт прикосновения к христианской вере в ее самой мощной, незамутненной форме.

Но мир так устроен, что число желающих попасть в Лалибелу во время Рождества, Пасхи и других важных событий неизменно растет, несмотря на параллельный рост цен, а гостиницы бронируются за много месяцев вперед. Вместе с тем, к сожалению, это приводит к тому, что многие просто лишаются возможности туда поехать. Так или иначе, но мы призываем вас определяться с участием в путешествии как можно скорее.   

Город Лалибела расположен на высоте 2630 м, его постоянное население около 20000 человек. Здесь мощеные камнем улицы, немного машин, вкусная еда в ресторанах и красивые виды на округу, все это дополнительно повышает настроение.

Сначала Лалибела была известна под другим названием – Роха и была столицей династии Загве в XII-XIII вв. С редкостным единодушием и ученые, и местные сказители настаивают, что создание церквей относится ко времени правления царя Лалибелы (1181-1221 гг).

Но относительно всего остального здесь взгляды совершенно расходятся. Верующие утверждают, что вся работа была закончена за 23 года, и это стало возможным потому, что каждую ночь на смену людским силам приходили силы небесные.

Тем не менее, независимо от того, насколько ангелы владели искусством каменотесов, здания настолько отличаются друг от друга по стилю, уровню исполнения и степени сохранности, что они наверняка создавались на протяжение даже более длительного периода, чем все правление царя Лалибелы. Также маловероятно, что все они с самого начала были исключительно храмами.

И сейчас еще можно встретить отдельных шовинистов, утверждающих, что это не могло быть построено африканцами, а строителями были рыцари-тамплиеры и другие крестоносцы, но свидетельств, подкрепляющих такую версию, не найдено.

На самом деле, высокое мастерство камнерезов совершенствовалось в эпоху Аксума (первые 500 лет нашей эры). Действительно, б’ольшая часть церквей демонстрирует явные элементы стиля аксумитов, в особенности в проемах дверей и окон.

Одна из многих местных легенд о происхождении церквей гласит, что царь хотел воздвигнуть Новый Иерусалим, чтобы паломникам не надо было совершать долгое и опасное путешествие в Иерусалим в Израиле. Другая легенда рассказывает, что Лалибелу отравил его брат (или сводный брат, или сестра).

Потеряв сознание, он предстал пред Богом на небесах, но Тот велел ему вернуться в Эфиопию и воссоздать там священный город Иерусалим. Поэтому целому ряду мест здесь были даны названия из Земли Обетованной: Голгофа, Иордан и др.

Северо-западная группа храмов олицетворяет земной Иерусалим, а юго-восточная – небесный.

Отправляйтесь с нами в путешествие по Эфиопии, и вы не только посетите Лалибелу и проникнитесь ее духом, но также совершите треккинг в горах Симиен с восхождением на высочайшую точку Эфиопии Рас-Дашен (4533 м), побываете у истоков Великого Голубого Нила, пересечете пустыню Данакиль, которую бороздят караваны верблюдов с солью, поразитесь неземным ландшафтам впадины Даллол, переночуете у кипящего озера лавы Эрта-Але, а также прочувствуете контрасты Аддис-Абебы.

Источник: https://wildrussia.travel/blogs/efiopia-lalibela

Лалибела (Lalibela). Храмы в земле

Лалибела — небольшой город, основанный в 12 веке н.э. в центре горной цепи Ласта, в Центральной Эфиопии.

Вначале он назывался Роха, а позже был назван по имени самого значительного императора династии Загуэ царя Лалибела. Этому правителю легенда приписывает строительство знаменитых церквей в 12 и 13 веке.

По преданию император Лалибела намеревался создать «второй Иерусалим» на эфиопской земле.

В настоящее время в Лалибеле сохранилось большинство архитектурных памятников средневековой Эфиопии, именно поэтому этот город признан ассоциацией ЮНЕСКО восьмым чудом света и символом христианской религии, так широко распространенной в стране.

Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмовбыли высечены в вулканическом туфев конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы.

На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император Лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии.

У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах.

Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными Богом ангелами, работавшими по ночам.

Говорят, будто после смерти Лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку.

Днем над созданием храмов трудились люди, а ночью — ангелы. По версии Хэнкока, этими «ангелами» были тамплиеры, с которыми Лалибела сошелся в Иерусалиме и которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета. Все версии вызывают сомнения. Объем вынутой породы просто огромен.

Ведь надо было не только обозначить храмы по периметру, но и вынуть материал изнутри.

Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию.

 Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам.

 В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»… Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы.

Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.

Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери.

Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес.

В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.

Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них.

Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них — храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью.

В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.

Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы.

Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране.

Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела. Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя).

Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима — и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии.

Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, — не в счет.

А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что 13 церквей — все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире.

И почти все из тринадцать построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв.

Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.

Читайте также:  Центральная америка - карта, достопримечательности, ресурсы, климат центральной америки

Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!). Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница.

Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.

В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII — начале XIII в., отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы.

Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.

Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок.

Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался.

Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для соружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек.

Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его брат Харбай. Во время оцепенения, вызванного ядом, Лалибела был вознесен на небо и говорил там с Господом.

После пробуждения Лалибела должен был бежать в Иерусалим, а когда придет время, вернуться на трон в Рохе. Также Бог дал ему подробные инструкции по постройке одиннадцати церквей, их формы, местоположения и украшений.

Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому вместе с ним трудились ангелы.

Дом Медхане Алема (Спасителя мира) — крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы — вместилище гроба Лалибелы.
Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов.

Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.

Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир.

Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, чтокогда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы. Идея постройки этих храмов возникла у будущего короля Эфиопии Лалибелы, когда он находился ещё в статусе наследника.

В середине двенадцатого века наследник эфиопского престола, по принятой тогда традиции, отправился в паломничество на Святую землю. Он пробыл в Иерусалиме тринадцать лет. Увиденное там так вдохновило его, что, вернувшись обратно, он решил построить в этих труднодоступных горах новый эфиопский Иерусалим.

Лалибела полагал, что их эфиопский Иерусалим станет новым центром паломничества христиан. Дело в том, что после того как войска Саладина захватили город Иерусалим в 1187 году, путешествие в Святую землю для эфиопских христиан стало практически неосуществимым.

Названия здешних улиц, храмов и даже местной реки было решено изменить на библейские. Так здесь появилась своя Голгофа и Скорбный Путь. А это — здешняя река Иордан. В сухой сезон, когда в горах Эфиопии с неба по нескольку месяцев не выпадает ни капли воды, она пересыхает.

Зато в это время можно увидеть большой каменный крест на ее дне, после дождей обычно скрытый потоками воды. В борьбе за власть короля Лалибелу отравила его собственная сестра, но храмы, построенные этим царём-созидателем, прославили его самого и его город в веках. После смерти Лалибелы город Роха стали называть его именем.

Высеченные из розового вулканического туфа храмы не видны до тех пор, пока не подойдешь к ним практически вплотную.

Храмовый комплекс Лалибелы — это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них — это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем — самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива.

И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки — это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы.

Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах.

Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, — еще до начала всех работ.

Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь — здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы.

В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным — поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет.

Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!

Храм Бета Мариам — один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа.

Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение.

В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.

По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко — и святыни не подвергались лишней угрозе.

Храмы нередко становились надежным убежищем — система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители.
Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы.

Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените.

В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.

По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города.

Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны.

Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.

Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения — сохранить эти поразительныехрамы-монолиты.

Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.

Отправимся на виртуальную экскурсию поближе к этим древним сооружениям !

[источники]

источники http://www.allatravels.ru/ http://www.worlds.ru/

http://ihnravy.ntv.ru/sujet/11286

Давайте я вам еще напомню какие нибудь интересные древности: например уникальные Пирамиды Нубии, а вот Древняя Ливия. Сабрата (Sabratha) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – http://infoglaz.ru/?p=23892

Источник: https://masterok.livejournal.com/971186.html

Скальные церкви Лалибелы, Эфиопия

Столетиями паломники прокладывали дорогу через горные перевалы и долины в священный город Лалибелу. Голод, жажда, холод сопутствовали им на пути, но цель таких путешествий стоит того. «Новый Иерусалим», так называют это место не случайно.

Церкви Синай и Голгофа, Скорбный Путь, Масличная гора, все это есть на территории совсем маленького городка на севере Эфиопии. Все вокруг напоминает о библейских историях. Благодаря этому странники-богомолы ощущают себя в непосредственной близости от Гроба Господня. Здешняя река Иордан пересыхает, когда нет дождей.

И тогда появляется священный крест, установленный на ее дне, как бы напоминая, что Бог не оставляет детей своих никогда…

История возникновения

Поднявшись на высоту 2600 м над уровнем моря, на склоне горы Абуна-Йосеф, можно увидеть наибольшее чудо этих мест. Прямо в скальной породе высечен из камня целый комплекс церквей. С дороги их не увидеть, купола находятся на уровне земли.

Кажется невероятным тот факт, что в XII в нашлись гении инженерной мысли, способные создать такие фантастические сооружения. Просчитано все до сантиметра, расположения колонн, внутри и снаружи, алтарей, украшений.

Подведена артезианская вода и система водоотвода, множество лабиринтов и различных святилищ, куда до сих пор нет хода даже большинству священнослужителей.

Требовалось обладать недюжинными познаниями в геологии, что бы находить гигантские цельные пласты в горной породе, без трещин и неоднородностей. Высота построек доходит до 12 метров, и стоят они уже как минимум 800 лет. Свидетельств этого грандиозного строительства до сих пор не нашли. Поэтому история «обросла» мифами и легендами.

Эфиопия в этом плане – загадочная страна. Ученые всего мира пытаются проникнуть в тайны прошлого этих земель. Некоторые археологические находки не проливают свет на события древности, а наоборот, запутывают африкановедов.

Например, недалеко от Аксума, бывшей столицы, найдены свидетельства пребывания высшей цивилизации, но их слишком мало, что бы делать какие-то выводы. Считается, что где-то здесь спрятан знаменитый Ковчег Завета.

Местные жители утверждают, что он спрятан в одном из подземных гротов Лалибелы.

Легенда

Аксумская империя – одно из первых государств в Африке, исповедующее христианство. Важную роль в истории которой сыграл ее глава по имени Гебре Мескель из династии Загуэ.

Бытует легенда, что второе имя, более известное он получил от матери, которая пророчила ему трон, несмотря на то, что мальчик был вторым сыном. Колыбель с младенцем окружил рой пчел, почитаемых в Эфиопии, но ребенок остался невредим.

«Лалибела!» — воскликнула мать, что означает: «Пчелы повинуются ему». Вся жизнь этого очень набожного человека была наполнена чудесами и великими свершениями.

Маленькая деревушка Роха превратилась в XII веке в столицу великой империи Лалибелу, названную в честь великого императора, посмертно причисленного к лику святых. Это он построил комплекс храмов в скалах, ставший знаменитым местом паломничества верующих на долгие века.

Красота этих строений поражает. Еще более удивительно время, за которое они были сделаны. Всего 23-27 лет понадобилось для их возведения. По древним мифам, днем над сооружениями трудились рабочие, а ночью на помощь приходили ангелы. Так же, говорят, тамплиеры, пришедшие посодействовать единоверцам в борьбе с исламом, поддержали рабочих в постройке храмового комплекса.

Читайте также:  Бхаратнатьям - туризм

Мнение учёных

Ученые предположили, что вначале камнетесы обычными кирками рыли внушительных размеров траншеи и высвобождали огромные монолитные блоки, из которых за тем делались сами здания.

По другой версии работы проводились сверху вниз, сначала шла грубая выемка породы, за тем уже декоративная отделка стен. При этом внутри здания так же велись параллельные работы. Если учесть условия, в которых трудились люди, используемые инструменты, можно только удивляться их мастерству.

Многие специалисты убеждены, что эти церкви могли быть возведены только с помощью современных технологий.

Храмы

Особняком от всех остальных, расположился Храм Святого Георгия. Если смотреть на него сверху, можно увидеть большой крест, шириной 12 метров. В высоту (или глубину) также 12 м. Подобраться к храму можно только через узкий тоннель. Зато двор очень широкий, верующие часто останавливаются тут отдохнуть и помолиться.

Размеры самого большого храма, Христа Спасителя – 33,7х23,7х11,6 метров. Потрясают внешнее и внутреннее убранство этого строения. Тут хранится золотой крест самого царя Лалибелы. На стенах церкви вырезаны в камне изображения апостолов.

Святая Мария считается покровительницей Эфиопии. Один из самых почитаемых храмов в Лалибеле посвящен именно ей. Это одна из немногих церквей, где до наших дней практически полностью сохранилась резная отделка сводов и декоративная роспись на стенах. Одна из колонн обмотана тканью.

По легенде Иисус Христос дотронулся до нее во время очередного визита к императору в его видениях. После этого появилась надпись на трех языках о прошлом, настоящем и будущем человечества.

Эти надписи накрыли полотном, их запрещено видеть простым смертным, даже прикасаться к этой колонне нельзя.

В церкви Сионской горы потолок украшен разными крестами: мальтийскими, греческими, латинскими, даже колонны вырезаны крестообразно. Каждый из храмов в Лалибеле является уникальным. Построены они с использованием самых разных стилей. Тут встречаются египетские арки, арабские окна, двери в виде аксумских монументов, звезды Давида и свастика.

Внутри каждой свои картины и барельефы, различные святыни. Одни наполовину находятся в скале, другие сделаны в пещерах. Одна из них, построенная женой императора уже после его смерти в 1212году, соединена со скалой полом и куполом. Широкие дворы вокруг строений иногда достигают 10 м в ширину.

Если учитывать, что их глубина больше 10 м, масштабы впечатляют.

До недавнего времени считалось, что всего церквей одиннадцать, но около пяти лет назад под завалом, образовавшимся в 16 веке после набега мусульман, служители обнаружили еще одну, посвященную местному святому мученику. То, что это не просто какое-то большое помещение, а именно церковь доказывает найденный в ней крест и святыни.

Город интересен не только религиозным паломникам. Обычные туристы тоже любят прикоснуться к загадкам древности и полюбоваться эффектными творениями предков. Поэтому город Лалибела растет.

А традиционные эфиопские круглые домики с соломенной крышей постепенно превратились из жилищ местного населения в декоративные гостиницы для туристов. Огромный рынок радует разнообразием сувениров.

Появился даже небольшой аэропорт.

Лалибела на карте

(Пока оценок нет)Загрузка…Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:

Источник: https://GuruTurizma.ru/skalnye-cerkvi-lalibely-efiopiya/

Праздник Рождества в Северной Эфиопии

Аддис Абеба (2 ночи) – Лалибела (2 ночи) – Бахр Дар (1 ночь) –  Гондар (1 ночь) – Парк Симиенских гор (1 ночь) – Аксум (2 ночи) – Аддис Абеба (1 ночь)Посещение службы на Рождество (утренняя церемония) в городе Гондар, исторические достопримечательности, православные церкви и монастыри, а также национальные парки.

Возможно продолжение программы на юг Эфиопии к племенам долины реки Омо.

Программа тура:раскрыть все

Прибытие в Аддис Абебу. Трансфер в гостиницу на автобусе гостиницы и отдых. 
Jupiter International Hotel

Завтрак в отеле.В 10:00 утра встреча с гидом. Ознакомительная экскурсия по Аддис Абебе с посещением Национального Музея и собора Св. Троицы. Аддис-Абеба, столица Эфиопии, была основана императором Менеликом в 1887 году. Город расположен на высоте 2400 м над уровнем моря.

В Аддис Абебе есть несколько музеев, наилучшим из которых считается Национальный музей, прежде всего из-за антропологической выставки, где представлен скелет Люси, Australopithecus Afarensis, датируемый 3.18 миллиона лет.

Этнографический музей на территории университета находится на втором и третьем этажах бывшего дворца императора Хайле Селассие. Этот музей – один из лучших этнографических музеев в мире.Краткая ознакомительная экскурсия по Аддис Абебе продолжается от 3 до 4 часов. В программе посещения – Национальный Музей, собор Св.

Георгия, а также поездка по уцелевшим районам Аддис Абебы для ознакомления с улицами, площадями, историческими зданиями и памятниками столицы.

Jupiter International Hotel

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт. Перелет в Лалибелу утренним рейсом:Рейс ЕТ152  08:10 – 09:10

Встреча с гидом в аэропорту. Трансфер в гостиницу Lal Hotel. 

Далее экскурсия “12 церквей Лалибелы”.Лалибела была столицей Эфиопии в 10-13 веках. Четыре выдающихся царя правили в этой династии, самым известным из которых был царь Лалибела. По его приказу в 12 веке были сооружены 12 церквей, вырубленных в скале. Каждая церковь имеет уникальный дизайн. Почти все церкви действующие. Самая знаменитая и наиболее привлекательная – это церковь Св. Георгия, 15 м высотой, вырубленная в скале в форме греческого креста.Четыре церкви за пределами Лалибелы также интересны для посещения. Первая – Йимреханна Кристос  11 века, 40 км от Лалибелы; вторая – церковь Накуте Лааб 12 века, 6 км от города, и третья – Ашетен Мариам, высоко в горах, куда можно попасть только на мулах или пешком, и третья – церковь Геннете Мариам, 13 века, с необычными фресками. 

Лалибела привлекает сотни тысяч туристов во время празднования эфиопского рождества 7 января. Это место часто называют 8-м чудом света.  

Завтрак в отеле. Продолжение осмотра церквей города. Экскурсия в 2 церкви за пределами Лалибелы: Йимреханна Кристос и Ашетен Мариам. Ашетен Мариам расположена высоко в горах, куда можно попасть только на мулах или пешком. Аренда мулов включена.
Возвращение в отель.

Завтрак в отеле. Переезд в город Бахр Дар.
Город Бахр Дар расположен на южном берегу озера Тана. Это очень гостеприимный и привлекательный город, с хорошими гостиницами, кафе и ресторанами. Бахр Дар – один из крупнейших городов Эфиопии. Отсюда туристы могут посетить старинные монастыри и церкви на островах и побережье озера Тана.

Экскурсия на моторной лодке по озеру Тана с посещением монастыря Ура Кидане Михирет, прогулкой в кофейном лесу и знакомство с водопадами Голубого Нила.
Тана – это крупнейшее озеро Эфиопии,  расположенное на высоте 1830 м над уровнем моря. Из озера Тана также вытекает Голубой Нил.

Рыбаки и крестьяне, живущие на этом озере, по-прежнему плавают на папирусных лодках, похожих на те, которыми пользовались еще в древнем Египте. Между 13 и 17 веками район озера Тана был политическим и религиозным центром Эфиопского христианского государства. Многие церкви и монастыри на побережье и островах озера Тана относятся именно к этому периоду.

 
Наиболее известные и часто посещаемые туристами церкви и монастыри озера Тана (Ура Кидане Мехерет,16 век; Кебран Габриэль, 13 век; Нарга Селассие, 18 век) со стенами, украшенными старинными картинами и фресками с изображениями на библейские мотивы, а также сюжетами из жизни эфиопских святых, выполненными в неповторимом художественном стиле.

Размещение в гостинице Jacaranda Hotel.

Завтрак в отеле.
Переезд в Гондар. Экскурсия Гондаре включает посещение комплекса царских дворцов, бассейна царя Фасиля и церкви Дебре Берхан Селассие. Вечером желающие могут посетить вечернюю службу на Рождество.Гондар является третьим по величине в Эфиопии, был столицей страны в 17-19 веках. Он был основан императором Фасилидесом в 1636 г.

Гондар часто называют африканским  Камелотом. Туристы получают огромное удовольствие от посещения развалин королевских дворцов династии Соломона и старинных церквей Гондара. Комплекс королевских дворцов достаточно неплохо сохранился, особенно если учесть, что Гондар был дважды оккупирован (в 80е годы 19го века суданскими махдистами и в 1936-41 годах итальянскими фашистами).

 Он включает дворец царя Фасиля (1636 г.), а дворцы его потомков, царей Иясу, Йоханнеса, Давида, и Бакаффы, и замок царицы Ментваб. В Гондаре действуют 44 церкви, однако самая знаменитая из них – церковь Дебре Берхан Селассие, 18 века, с потолком, расписанным лицами ангелов.

Легенда гласит, что когда махдисты пытались сжечь эту церковь, на помощь пришёл рой пчёл, и прогнал захватчиков.

Размещение в отеле Goha Hotel.

Завтрак в отеле.
Утром посещение службы на Рождество (утренняя церемония), затем переезд в Дебарк.
Устройство в гостинице и экскурсия в Национальный Парк Семиен. Программа включает пешую прогулку на 2 часа и наблюдение за бабуинами джелада.

Парк Симиен (или парк Симиенских гор), признанный частью всемирного наследия ЮНЕСКО, был основан еще при императоре Хайле Селассие. В этом парке можно организовать пешие прогулки, продолжительностью от 2 часов до 2 недель.

 В национальном парке Симиен обитает несколько редких эндемиков: например эфиопский волк (Еthiopian wolf), горный козел Валия (Walia ibex) и бабуин джелада (gelada baboon), а также более 50 видов птиц. Самая высокая горная вершина Эфиопии, Рас Дашен (4620 м) находится в парке Семиен.

Отель Semien Park Hotel

Завтрак в отеле.
Переезд в Аксум. Дорога проходит через живописный перевал Лималимо и пересекает не менее живописный каньон на реке Текеззе. Вечером пешая прогулка по городу.
Аксум – это одна из ведущих достопримечательностей исторического маршрута.

Этот тихий город на севере Эфиопии на протяжение почти тысячи лет был столицей одной из самых могущественных империй в Африке. Старинная книга Кибре Негест (Слава царей) описывает Аксум в 10 веке до н.э., где правила легендарная царица Савская. В первом веке нашей эры Аксум стал важнейшим торговым центром, куда часто наведывались купцы из Греции.

Когда в 330 году Эфиопия приняла христианство, Аксум стал неофициальной религиозной столицей страны.

Гравными достопримечательностями Аксума для туристов особо интересующихся историей и археологией являются знаменитые аксумские стелы и гробницы, национальный музей, бассейн царицы Савской, дворец Донгар (который иногда ошибочно называют дворцом царицы Савской), гробница царя Калеба, церковь Марии Сионской, и др.
Отель Sabean Hotel

Завтрак в отеле.Ознакомительная экскурсия в Аксуме. Посещение знаменитых гранитных стел, гробницы фальшивой двери, археологического музея, церкви Иисуса, комплекса Калеб, бассейна царицы Савской. Желающие также могут совершить пешую прогулку на каменоломни, где добывали гранит для стел.

Отель Sabean Hotel

Завтрак в отеле.Утром посещение собора Св. Марии Сионской и музея при церкви. Считается, что настоящий Ковчег Завета находится в хранилище этой церкви. Затем трансфер в аэропорт и вылет в Аддис Абебу. Покупка сувениров и кофе. Вечером ужин в традиционном ресторане.

Читайте также:  Адриатическое море

Jupiter International Hotel

1/2 DBL 1460$
Доплата за SGL 260$

Размещение в отелях 3* по программеЗавтраки в отелях, один ужинВсе трансферы и переезды согласно маршруту тура на микроавтобусеВходные билетыМестные гидыСопровождение русского гида по всему маршрутуАренда лодки на озере Тана

Аренда ослов или мулов в Лалибеле

Международные перелеты (из Москвы и обратно от 39 000 руб)Внутренние перелеты от 390$Медстраховка 1$ в деньОбеды и ужиныРасходы на фото и видео съемкиЧаевыеВиза (20$, оформление по прилету, необходимо 1 фото)

сборы аэропортов

Источник: https://www.SardTravel.ru/countries/ethiopia/tours/novogodnie-tury-v-efiopiyu/prazdnik-rozhdestva-v-severnoy-efiopii

Эфиопия

Наилучшее время посетить Эфиопию —  во время праздников. На Рождество  мы предлагаем специальный тур в Эфиопию. Рождество празднуется особенно красочно на севере страны. Мы предлагаем отметить его в Гондаре.

Рождество — это не только церковная служба, которая начинается вечером 6 января и заканчивается на рассвете 7 января.

Верующие, одетые в белые одежды, со свечами в руках, обходят вокруг церкви трижды, а потом подходят к священникам для благословения и святого причастия.

Рождество в Эфиопии включает проведение разных игр, танцев и песнопений, кофейные церемонии, посещение родственников и друзей. Интересный опыт знакомства с традициями.

Нитка нашего маршрута: Аддис-Абеба — Лалибела — Бахир Дар — Гондар — Национальный парк Семиен — Аксум — Аддис-Абеба.

Это групповой тур с русскоговорящим гидом.

Дата выезда из Москвы: 1 января 2019

День 1,1 янв Прибытие в Аддис-Абебу в течение дня (или рано утром следующего дня). Трансфер в гостиницу Jupiter International Hotel на автотранспорте гостиницы. Размещение и отдых.
День 2 В 10:00 утра встреча с гидом. Ознакомительная экскурсия по Аддис-Абебе с посещением Национального Музея и собора Святой Троицы.
День 4 Трансфер в аэропорт и вылет утренним рейсом в Лалибелу. Прибытие в Лалибелу — неповторимый город вырезанных в скалах монастырей и церквей, достигающих 10 м “в глубину”. Размещение в Lal hotel. День посвящен осмотру знаменитых 12 церквей Лалибелы. Эти церкви являются самым посещаемым туристами объектом в Эфиопии.
День 5 Экскурсия в 2 церкви в горах за пределами Лалибелы: Йимреханна Кристос утром и Ашетен Мариам во второй половине дня. Пешая прогулка в горы доступна людям со средней физической подготовкой.
Переезд в Бахир Дар, быстро растущий город на южном берегу озера Тана. Прогулка на моторной лодке по озеру Тана с посещением церкви Ура Кидане Михирет и истока Голубого Нила.
День 6 Переезд в Гондар, многовековую столицу средневековой Эфиопии, размещение в гостинице и пешая прогулка по городу. Посещение комплекса царских дворцов, бассейна царя Фасиля ицеркви Св. Троицы (Дебре Бирхан Селасси XVIII века) с выдающимися настенными росписями.Удивительные каменные церкви и замок, по архитектуре напоминающие юг Европы, — яркие свидетельства эпохи сильного влияния католицизма. Гондар по праву включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия человечества.Вечером идем в церковь на церемонию в канун Рождества.
День 7 Утром идем в церковь на утреннюю церемонию на Рождество. Затем переезд в Дебарк и прогулка в горах Национального парка Семиен. Программа включает пешую прогулку на 2 часа и наблюдение за бабуинами джелада.
День 8 Переезд в Аксум. Дорога проходит через живописный перевал Лималимо и пересекает не менее живописный каньон на реке Текеззе. Вечером пешая прогулка по городу.
День 9 Экскурсия в Аксуме. Посещение знаменитых гранитных стел, “гробницы фальшивой двери”, археологического музея, церкви Иисуса, комплекса Калеб, бассейна царицы Савской. Желающие также могут совершить пешую прогулку на каменоломни, где добывали гранит для стел.
День 10 Утром посещение собора Св. Марии Сионской и музея при церкви. Считается, что настоящий Ковчег Завета находится в хранилище этой церкви. Затем трансфер в аэропорт и вылет в Аддис Абебу. Покупка сувениров и кофе. Вечером ужин в традиционном ресторане. Трансфер в аэропорт.
День 11 Вылет в Москву ночным рейсом.

Возможно продолжение программы на юг Эфиопии к племенам долины Омо

Стоимость программы на одного человека: 1470 USD

Доплата за одноместное размещение: 260 USD

В стоимость тура включено:

  • размещение в указанных гостиницах в двухместных номерах (примерный уровень: 3*),
  • питание — завтраки,
  • все экскурсии с русскоговорящим гидом,
  • аренда микроавтобуса,
  • входные билеты,
  • медицинская страховка.

В стоимость тура не включено:

  • авиаперелёт Москва — Аддис-Абеба — Москва (от 58000 рублей),
  • авиаперелеты Аддис-Абеба — Лалибела // Аксум — Аддис-Абеба (450 USD),
  • аэропортовые сборы,
  • виза Эфиопии (20 USD, оплата на месте),
  • оплата фото- и видео-съемку там, где это тебуется,
  • обеды и ужины, а также алкогольные напитки,
  • чаевые, все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

Внимание: Для оформления визы необходимо представить 1 фото и загранпаспорт со сроком действия 6 месяцев.

Внимание: Для поездки в Эфиопию рекомендуется сделать прививку от жёлтой лихорадки, хотя предъявлять сертификат на въезде в страну и не нужно. Обязательно следует проводить профилактику малярии (Лариам).

Источник: http://www.otkrytie.ru/ethiopia/prazdnovanie-rozhdestva-i-xramy-severnoy-ehfiopii

Храм Рождества Христова в Вифлееме

В древнем городе Вифлееме, расположенном на Святой земле, находится одна из главных христианских святынь — храм Рождества Христова. Эта древняя церковь построена над местом рождения Иисуса Христа, почитаемого и в христианской, и в исламской, и в иудейской религии.

История основания

За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Святая Елена — мать первого византийского императора Константина — много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями.

В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений.

Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.

Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.

Появление современного здания

В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.

В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.

Храм в раннем Средневековье

В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.

В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.

Интерьер церкви Рождества Христова, Вифлеем

На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.

Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.

Османский период

Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения.

Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи.

Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.

Архитектура и интерьер

Храм в Вифлееме, расположенный на месте Рождества Христова, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне церковь, построенная в форме базилики, напоминает каменную гору. Её принадлежность христианской религии обозначена небольшими крестами на крыше и колокольней над армянской частью здания.

Стены сложены из природного тесаного камня. В храм можно попасть через единственный сохранившийся вход — Врата смирения. Изначально они были значительно шире и выше, но были уменьшены во времена крестоносцев до современных размеров. В них можно пройти, только склоняя голову. Пять нефов собора разделяет колоннада из розового известняка, отполированного так, что он напоминает мрамор.

Расписные колонны храма Рождества Христова, Вифлеем

Колонны выполнены в коринфском ордере. Стены и полы, кроме участков с древними мозаиками времен императоров Константина и Юстиниана, облицованы мраморными плитами.

Интересно! Сегодня внутреннее пространство постройки имеет искусственное освещение. Но изначально свет поступал в помещение через 22 окна, которые сегодня заложены.

Святыни и достопримечательности

Пещера Рождества

Главной святыней храма Рождества Господня в Вифлееме является Пещера Рождества. Вход в нее находится в православной части храма. Две ведущие в неё лестницы принадлежат православным и католикам. Пещера освещается лампадами, принадлежащими греческой, католической и армянской церквям.

Предполагаемое место рождения Иисуса Христа, храм Рождества Христова

Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с семнадцатью лучами. Современная звезда была помещена в нишу в XIX веке. Она заменила украденную реликвию.

Напротив ниши со звездой находятся ясли, в которые Богородица положила своего сына после рождения. Их внутренняя поверхность вымощена белым мрамором. Внутри яслей лежит изображение младенца Христа, сделанное из воска.

Интересно: исследователи не могут точно определить, в правильном ли месте, был построен храм. В священных текстах содержатся сведения о других местах, в которых могло произойти великое событие. Но, несмотря на это, миллионы паломников и туристов стремятся оказаться в святом месте.

Икона Вифлеемской Божьей Матери

В Вифлеемском храме находится одна из самых почитаемых православных святынь — икона Вифлеемской Божьей Матери. Она была пожертвована церкви правящей российской династией.

Уникальность этого образа заключается в оригинальной иконографии, на которой Богородица изображена с улыбкой на устах. Икона расположена справа от входа в пещеру Рождества.

Чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери в храме Рождества ХристоваИнтересно: кроме храма, расположенного на месте рождения Христа, туристы, посетившие Вифлеем, могут увидеть церковь на Поле Пастушков, Подземелье Младенцев, Молочный грот.

Как добраться

Храм Рождества Господня, расположенный на западном береге реки Иордан в городе Вифлееме, на площади Яслей. Туристы могут попасть в храм с 10 до 18 часов. Престольный праздник отмечается 7 января.

В Вифлеем паломники и туристы, как правило, попадают с израильской территории. Сделать это можно двумя способами:

  1. Из Иерусалима выезжают по Хевронскому шоссе через КПП 300. Далее следуют прямо до развилки, на которой поворачивают налево.
  2. От Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем следует автобус 124, принадлежащий арабскому автопарку.

Следует знать: перед поездкой необходимо проверить наличие заграничного паспорта, так как граждане Израиля на территории автономии нежелательные гости.

Где остановиться

В городе расположено более 40 отелей, различного класса. Среди них можно выделить:

  • отели (Парадайз, Шеперд хаус);
  • хостелы (Свит дримс, Хаус оф Пис);
  • Дом паломника, открытый Русской православной церковью.

Позаботиться о жилье следует перед поездкой. Забронировать место в гостинице можно на специальных сайтах. По поводу жилья в Доме паломника необходимо связаться с Паломнической службой Русской Духовной Миссии.

Советы туристам

  1. Туристам следует позаботиться о подходящей одежде: брюки и рубашка для мужчин, длинное платье с закрытыми руками и головной убор для женщин.
  2. Покупать сувениры дешевле на улице, чем в специальных магазинах.
  3. Не рекомендуется, есть в местных точках общепита.

    Туристы, побывавшие в Вифлееме, отмечают низкий уровень соблюдения в них санитарных норм.

  4. Следует заранее договориться о проведении экскурсии экскурсоводом христианином, проживающим на палестинской территории. Это можно сделать на специализированных сайтах.

  5. Очередь к святыне может занять не один час, поэтому следует запастись водой и терпением.

Храм Рождества Господня в Вифлееме имеет большое историческое, культурное и духовное значение для многих миллионов христиан и мусульман.

Его следует посетить, и верующим людям, и атеистам, желающим увидеть старейший памятник христианской культовой архитектуры.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-rozhdestva-hristova-v-vifleeme.html

Ссылка на основную публикацию