Религиозно-политические движения – туризм

Политический туризм. Политические факторы туризма

Политический туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

В 1989 году в Гааге по инициативе Всемирной ассоциации туризма (ВТО) прошла Межпарламентская конференция по туризму, которая определила место туризма в экономике и социальном развитии общества. Конференция призвала парламенты, правительства, государственные и частные организации и ассоциации, отвечающие за туристскую деятельность, а также самих туристов учитывать выработанные ею принципы.

Из положений Гаагской конференции важны следующие:

– туризм включает в себя все свободные перемещения людей, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения их потребностей;

-туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому развитию стран, для чего необходимо создавать надежную туристскую инфраструктуру, развивать внутренний туризм в той же степени, что и международный;

-туризм должен составлять часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами экономики ;

-естественная культурная и человеческая среда и ее сохранение – основное условие развития туризма;

-необходимо уделять внимание специфике проблем путешествующего человека, упорядочить его правовое положение в своей и других странах;

-безопасность путешествий и защита туристов, уважение их достоинства является непременным условием развития туризма ;

-необходимо расширять права и обязанности национальных туристских администраций, приравнивая их к уровню министерств, отвечающих за крупнейшие экономические секторы, вырабатывать подлинную национальную туристскую политику.

Пример дипломатического туризма: члены Российского парламента едут в губернский центр РФ, чтобы принять участие в парламентских заседаниях. Пример туризма, связанного с политическими мероприятиями: иностранный турист. симпатизирует политическим направлениям определенной партии в Москве. Она посещает съезд этой партии.

Европейский социальный форум в Лондоне. На лондонском форуме аккредитовалось 50 тысяч делегатов. Это третий крупный форум, предыдущие прошли во Флоренции и Париже.

На этот раз выбрали Британию потому, что это главный европейский союзник США и активный участник войны в Ираке. Главная тема форума — осуждение этой войны.

Три дня британского премьера прямо в столице подведомственной ему страны десятки тысяч людей поносили на чем свет стоит. И все мировые СМИ охотно освещали это.

Форум закончился  антивоенной демонстрацией. Колонны, скандируя «Blair out» («Долой Блэра»), продефилировали через весь центр Лондона. Пока колонна медленно ползла по Лондону, прямо над ней неподвижно висел вертолет.

Со всех сторон демонстранты были оцеплены отрядами лондонской полиции. У многих полисменов на их знаменитых шлемах был гребень, отчего они становились похожими на пожарных. В гребнях находились видеокамеры. Время от времени появлялись отряды конных полицейских.

Перекрыты были не только улицы, но и входы и выходов метро.

Организация встреч политических и религиозных лидеров. Организация и проведение событийных мероприятий с участием руководителей высшего звена, например юбилейных торжеств в Санкт-Петербурге по случаю празднования 300-летия города на Неве. Празднование 2000-летия Иисуса Христа в Иерусалиме в 2000 г. 

Наблюдение за проведением выборов и борьбы политических партий.

Посещение туристами стран при изменении глобальной внутренней и внешней политики, например перестройки в СССР и создания новой России, эпоха гласности и перестройки.

Деловые и представительские поездки государственных чиновников в другие страны, на практике сопровождается потреблением товаров и услуг. Вопросы обеспечения туристских услуг и безопасности участников.

Политический туризм в России не входит в число эталонных видов туризма и не имеет нормативно-правовой базы.

Фото туризма

Назад в раздел

Праздничные и активные туры на Новый год и Рождество по России. Средняя полоса, Карелия, С.Петербург, Север, Юг России, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова и другие районы России.

Экскурсии по Москве

Пешие, автобусные экскурсии на автомобиле по Москве. Во время экскурсии по Москве Вы сможете познакомиться с самыми интересными уголками города, сможете сделать красивые фотографии и услышать подробный рассказ о достопримечательностях от опытного гида. Вы сможете увидеть Красную площадь, ГУМ, Храм Христа Спасителя и многое другое.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

Источник: https://www.svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/politicheskiy-turizm.html

Религиозная компонента в политических движениях современности. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих

Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию.

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей.

Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы.

Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок.

Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание.

Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака.

Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей.

Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями.

Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии “исламского порядка”.

Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламского террористического движения “Ан-Нахда” с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов.

Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента.

Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

[1] Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян – М.: ИНФРА-М, 2004. –С. 453

Читайте также:  Шри-ланка - отдых с детьми - путешествие по острову цейлон в марте

[2] Цит. по Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян – М.: ИНФРА-М, 2004. –С. 453

[3] Ганди М. Моя вера в ненасилие. / М. Ганди // Вопросы философии 1992. № 3. – С. 65.

[4] Там же С. 66

[5] Лобазова О.Ф. Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. Академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 488с. С. 40-41

[6] Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов / Вежбицкая А.Н.. Пер. с анг. А.Д. Шмелёва. – М.: языки славянской культуры,- 2001. – С.287. [7] Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики. Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленск: СГПУ, 2003.- С.168.

[8] Лобазова, О.Ф. Религиоведение: Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 176

[9] Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян – М.: ИНФРА-М, 2004. –С. 467

[10] Лобазова, О.Ф. Религиоведение: Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 176

[11] Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –С.159

[12] Данилевский, Н.Я. Россия и Европа./ Н.Я. Данилевский. СПб, 1995.- С.402

[13] Соловьев В. С. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. / В. С. Соловьев. СПб, -1993- С.40

[14] Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы./ Апресян Р.Г. – М.: Норма, 2008. С. 43.

[15] Бердяев Н. «Сочинения». / Н.А.Бердяев М., «Раритет», – 1994 -. С.10.

[16] Маркович А. На пути к абсолютной морали // Журнал Вестник . 2003. № 13. С. 32.

[17] Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. / В.С, Соловьев – М.: Республика, 1996. – С. 256

[18] Цит. по Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.416

[19] Цит. по Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян – М.: ИНФРА-М, 2004. –418

[20] Цит. по Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. / А.В, Бородина. – Москва, Издательский дом «Покров». – 2003. – С. 125

[21] Цит. по Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. / А.В, Бородина. – Москва, Издательский дом «Покров». – 2003. – С. 126

[22] Миронов А.В. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. / А,В. Миронов., Ю.А. Бабинов / Учебное пособие. – М.: НОУ, 1998. – С. 81

[23] Каневский К. Социальная доктрина католической церкви. / К. Каневский. Российская юстиция – 2003 – №4 – С. 25

[24] Каневский К. Социальная доктрина католической церкви. / К. Каневский. Российская юстиция – 2003 – №4 – С. 27

[25] Фрейд 3. Сумерки богов. / З. Фрейд. М., 1989.- С. 125

[26] Миронов А.В. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. / А,В. Миронов., Ю.А. Бабинов / Учебное пособие. – М.: НОУ, 1998. – С.126

[27] Ясперс К. “Истоки истории и её цель”//Ясперс. Смысл и назначение истории. М., – 1994. – С.166

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/32611.html

Динамика политической роли туризма в истории России

Зачастую исходными данными для таких исследований служат воспоминания иностранных купцов и дипломатов, сведения о деятельности гостиных дворов и других составляющих стихийного «национального туристического сервиса».

При таком подходе в поле зрения исследователей отечественного туризма попадает практически весь спектр «мирных» (экономических, дипломатических, культурных, спортивных и т.п.

) взаимоотношений России с зарубежными государствами, не предполагающий, однако, вычленения действий российских властей по хорошо продуманному использованию туризма в государственных целях.

Возникновение организованного туризма в России

Первые этапы возникновения туристического движения в России исследователи связывают с разными историческими эпохами: до 1700-х годов (посещение страны купцами, заморскими путешественниками, религиозными и дипломатическими миссиями); эпохой Петра I, закрепившего моду выезда российской знати за рубеж с коммерческими и познавательными целями, с целью обучения, лечения и др. Уже тогда прибытие в страну большого числа иностранных специалистов «всех мастей» — ученых, учителей, гувернанток, промышленников, врачей и пр., а также тот интерес, который возник в мире к России возымели свои политические последствия. «Ни одна европейская страна, — писал по этому поводу В.О. Ключевский, — не была столько раз и так подробно описана путешественниками из Западной Европы, как отдаленная лесная Московия». Характерно, что в 1670 г. — за два года до рождения Петра — один из самых передовых ученых Европы Г. Лейбниц полагал, что будущее России — это превращение ее в колонию Швеции. К концу же царствования Петра Россия стала европеизированным государством, членом европейского сообщества наций. В результате проведенных реформ Россия приобщилась ко многим достижениям Запада, вышла на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития.

Важно и то, что в царствование Петра I многое делалось и для прямой популяризации могущества и богатства России среди зарубежных стран. На берегу Невы по европейским образцам была выстроена новая столица России — Санкт-Петербург, гравюрные виды которого рассылались в самые влиятельные дворы Европы.

Целью подобных действий, безусловно, нельзя признать собственно активизацию посещения страны с туристическими целями, поскольку самого понятия «туризм» как специфического вида деятельности на тот момент не существовало.

Однако можно утверждать, что формирование имиджа России в мире как государства сильного и цивилизованного осуществлялось осознанно и последовательно.

Начало эпохи ознакомительных путешествий по России связывается с именем императрицы Екатерины II, которая в 1787 году в сопровождении собственной свиты и иностранных послов пересекла всю западную часть империи, совершила поход по Днепру, посетила строящиеся города Херсон и Севастополь.

В качестве одного из первых, обращенных к широкой российской общественности, приглашений посетить страны Западной Европы с ознакомительными (т.е. туристическими) целями историки рассматривают так называемый План В. Генша, опубликованный в 1777 году.

Примерно в тот же период в стране появились первые путеводители, посвященные описанию достопримечательностей и «древностей» как русских городов, так и зарубежных.

Если же в качестве основного признака развития организованного туризма рассматривать возникновение массовых туристских объединений, то первые из них появились в России во второй половине XIX века и имели частный характер.

Это были: образованный в 1877 году Альпийский клуб в Тбилиси, основанное в 1885 году в Петербурге «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Леопольда Липсона, а также возникшие несколько позже Крымский горный клуб в Одессе (1890) (позднее Крымско-Кавказский горный клуб), Русский клуб туристов-велосипедистов (туринг-клуб) с филиалами в Москве, Киеве, Риге и в других городах.На основе последнего в 1901 году было образовано Российское общество туристов (РОТ), в котором к 1914 году состояло около 5 тыс. членов и которое организовывало путешествия по стране и за границу.

Очевидно, что деятельность частных туристских предприятий в дореволюционной России до определенного периода была лишена политического подтекста. Более того, в одном из первых российских «рекламных» туристических изданий — в книге Л.

Липсона, посвященной описанию разработанного им порядка организации зарубежных путешествий, автор ставил перед туристами условие «…по возможности, воздерживаться от разговоров политического и религиозного содержания».

Однако в начале XX столетия на фоне резкой политизации жизни общества ситуация изменилась; туристские предприятия оказываются втянутыми в политическую борьбу, среди туристов нередко ведется революционная агитация.

Интересна в этой связи публикация журнала «Русский турист», авторы которой, сетуя на пассивную работу российского Туринг-клуба, причины его бездействия усматривали в чрезмерном увлечении политикой.

Интересно отметить также, что большинство действовавших в стране в начале XX века политических партий (большевиков, эсеров, кадетов и др.) смогли оценить социально-экономический потенциал туризма и сочли возможным использовать его своих политических целях.

Введение упоминаний о туризме в программные документы этих партий придавало ему вес не только политический, но и идеологический, фактически превращая туризм в средство политической борьбы.

Наиболее последовательно эти аспекты туристкой деятельности большевики смогли воплотить в жизнь уже после Октябрьской революции 1917 года.

Политическая роль туризма в СССР

В период Советской власти организация въездного и выездного (то есть международного) туризма, равно как и вся внешнеэкономическая деятельность, являлась монополией государства.

Читайте также:  Отдых зимой в ювяскюля с детьми - поездка с детьми зимой в ювяскюля

Въездной (иностранный) туризм был сосредоточен в государственной организации «Интурист», осуществлявшей прием зарубежных гостей, а выездной — в Центральном совете по туризму и экскурсиям при Всесоюзном центральном совете профсоюзов и Бюро международного молодежного туризма «Спутник», которые формально находились в собственности общественных организаций.

При этом первая советская туристская организация — Бюро школьных экскурсий Наркомпроса — была создана уже в 1918 году. Однако в этот период туристские путешествия не носили массового характера.

Основные туристские объединения, с деятельностью которых ассоциируется практически весь советский выездной и внутренний туризм, были созданы в 20-30-х годах.

Тогда возникли, в частности, акционерное общество «Интурист», АО «Советский турист» и общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР), объединенные позднее в Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

Большую работу по организации туристических маршрутов, баз и лагерей внутри страны вели также профсоюзы. В 1962 году туристско-экскурсионные управления последних были реорганизованы в советы по туризму, возглавляемые Центральным советом по туризму (ЦСТ) в г.

Москве (позднее — Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ)). В 1958 году при ЦК ВЛКСМ было создано Бюро международного молодежного туризма «Спутник».

Характерно, что по размерам внутреннего туристского движения охватывавшего до 140-150 млн. человек в год, СССР занимал одно из первых мест в мире (включая экскурсии, отдых в пансионатах, санаториях, пионерских лагерях, морские и речные круизы и др.).

После Второй мировой войны немало внимания в СССР уделялось и организации въездного туризма: «Интурист», вошедший в число 10 ведущих туристских фирм мира, предлагал свои услуги более чем в 100 городах страны. В середине 70-х годов СССР посещали до 3-4 млн. иностранцев; за рубеж выезжало более 2 млн.

советских граждан.

Правда, особенностью того исторического периода было то, что основным партнером СССР по международному туризму являлись страны «социалистического лагеря», а подавляющее большинство туристических маршрутов советских граждан вело в дружественные СССР европейские государства (Болгарию, ГДР, Чехословакию, Польшу и др.), на Кубу, в Монголию и т.п. Поездки же в капиталистические страны считались большой привилегией и допускались лишь в исключительных случаях, сопряженных с демонстрацией преимуществ социалистического строя (гастроли советских артистов, спортивные состязания и т.п.). При этом свободное, вне группы, передвижение советских граждан за рубежом фактически исключалось.

Характеризуя роль туризма в СССР, без преувеличения можно сказать, что политический подтекст туристической деятельности составлял немаловажную часть ее содержания наряду с рекреационной, социальной, культурной, воспитательной и иными составляющими.

Советские власти стремились использовать туризм как элемент идеологического влияния как на собственное население, так и на иностранцев.

По этой причине неотъемлемой частью туристской политики была общественно-политическая и воспитательная работа, специфический выбор объектов туризма — таких, как масштабные советские стройки, маршруты боевой славы, туризм в армии и на флоте и т.п.

Посещение, например, одной из передовых строек первой пятилетки, Днепрогэса, позволило туристам утверждать, что «путешествие дало такой огромный политический эффект, которого не получили бы, занимаясь на курсах в течение шести месяцев».

Туристская политика Российской Федерации

Новый этап формирования государственной туристской политики связан, безусловно, с распадом СССР и политико-правовым оформлением его правопреемницы — Российской Федерации, а непосредственно в области туризма — с привлечением в его сферу частной инициативы и возникновением множества фирм, ориентированных на вывоз сограждан за рубеж.

Нельзя сказать, что государство в этот период полностью устранилось от туристической деятельности, но и ставки на нее тоже не делало.

В частности, в 1996 году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о туризме), который, помимо легализации экономических основ туристического бизнеса и установления отношений между участниками туристического рынка, определил принципы государственной политики в сфере туризма.

В числе последних, наиболее ярко свидетельствующих о сознательном использовании туризма в политических целях, присутствуют: создание благоприятных условий для развития туристской деятельности; развитие международных контактов; формирование представлений о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.

В качестве же одного из средств реализации поставленных целей Закон называет «взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации».

Отчасти были задействованы в этот период и возможности межгосударственного сотрудничества в сфере туризма. Являясь правопреемницей СССР, присоединившегося к Всемирной туристской организации в 1975 году, в 2001-2005 годах Россия входила в члены Исполнительного Совета тогда еще ВТО (World Tourism Organization, WTO), дважды избиралась на пост председателя этого руководящего органа.

В период включения ВТО в состав ООН Россия совместно с Испанией и Францией внесла в Устав ЮНВТО ряд поправок, повышающих статус этой единственной в мире межправительственной организации в сфере туризма. В 2007 году Россия была избрана в состав ЮНВТО и в связи с этим 4 года (по 2011 г.) принимает участие в решении важнейших вопросов, связанных с развитием мировой туристской индустрии.

Тематика развития внутреннего и въездного туризма в нашей стране стала особенно актуальна в последние годы, в преддверии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. Она неоднократно затрагивалась в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию и все чаще становится темой специальных обсуждений на высшем уровне.

Так, выступая на открытии Санкт-Петербургского международного экономического форума в июне 2010 года, Д.А. Медведев заявил: «Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди со всего мира в поисках своей особенной мечты.

В поисках лучших возможностей для успеха и самореализации, которые Россия сможет дать всем, кто готов принять этот вызов и полюбить Россию как свой новый или как свой второй дом.»

Более того, как следует из официальных выступлений российских лидеров, развитие туризма в отдельных регионах России сегодня (в частности, на Северном Кавказе, в Горном Алтае, на Байкале и др.

) рассматривается как альтернатива промышленности с точки зрения экономической и социальной стабилизации. Так, в июне 2010 г. Президент РФ Д.А.

Медведев призвал руководство республик Северного Кавказа отказаться от размещения промышленных объектов в пользу развития туризма, активнее привлекать частных предпринимателей для обслуживания потребностей туристического бизнеса.

Однако, наряду с этим, можно утверждать, что полноценно экономический и политический потенциал туризма вообще и международного туризма в частности, руководством Российской Федерации до настоящего времени использован не был.

Подтверждением тому могут служить статистические данные: так, например, если в 2006 году в мире совершили турпоездки в общей сложности 820 млн. человек, то на долю России из них пришлось лишь 0,3%.

И если в отношении выезда прогнозы сегодня могут быть достаточно оптимистичными (прирост общего количества выезжающих за рубеж российских граждан составляет в 2010 году 38-40%), то о развитии въездного туризма нашей стране по-прежнему остается лишь мечтать: до сих пор в рейтинге конкурентоспособности на мировом рынке туристических услуг Россия стоит на 68-м месте из 124.

Представляется, в частности, что, возложив на себя обязательства по регулированию рынка туристических услуг и призывая частный сектор активно участвовать в развитии туристического бизнеса, государство не предпринимает реальных усилий для возрождения внутреннего оздоровительного и спортивного туризма, не контролирует качество предоставления туристических услуг.

Не отличается последовательностью и политика российских властей в отношении международного туризма и, в частности, процесс взаимодействия Российской Федерации с ЮНВТО.

Во-первых, имеют место явные противоречия между декларацией курса на создание привлекательного для иностранцев туристического имиджа России, открытость и толерантность, с одной стороны, и действиями, ущемляющими под предлогом «непрозрачности» и борьбы с антигосударственной деятельностью возможности работы в стране иностранных благотворительных фондов и иных гуманитарных организаций. Так, свою работу в России прекратил Фонд Сореса, был закрыт Британский Совет и т.п. Во-вторых, в стране не выработан комплексный план повышения привлекательности России для внешних туристов, подразумевающий среди прочего повышение активности в данной сфере отечественного малого бизнеса, стабильность правового регулирования отношений собственности, обеспечение внутренней безопасности и т.п. В-третьих, как представляется, отдавая приоритет двухсторонним договоренностям в сфере туристического обмена, Россия не всегда полноценно использует в своих интересах трибуну международных форумов (в частности, ЮНВТО) для активизации отношений в сфере туризма.

Можно утверждать, что осознание возможности использования туризма в политических целях произошло практически параллельно с возникновением организованного туристического движения, а использование его политического потенциала — превращение туризма в элемент государственной политики — осуществлялось по мере монополизации государством всей системы туристского обслуживания. В истории России эта закономерность наиболее отчетливо проявила себя в советский период, когда туризм рассматривался одновременно как фактор внутреннего (на собственное население) и внешнего (на зарубежную общественность) идейно-политического воздействия.

Очевидно, что цель, которую преследовало советское руководство посредством реализуемой им въездной и выездной туристской политики, имела чисто политический характер — выборочной демонстрации преимуществ социалистического способа производства, с одной стороны, и изоляции идейно неокрепшего сознания советского народа от «тлетворного влияния Запада», с другой стороны.

Что же касается текущего периода исторического развития России, то, как показывают реалии современного российского туристического рынка, процесс целенаправленного использования государством туризма в качестве инструмента внешней и внутренней политики находится на зачаточном этапе своего развития.

Читайте также:  Пеший туризм - основные маршруты пешего туризма россии и стран снг

Теоретическая нерешенность данного вопроса, отсутствие системности в решении многочисленных проблем въездного и внутреннего туризма (подразумевающих среди прочего контроль качества предоставляемых услуг, решение проблем безопасности, унификации норм российского туристского законодательства с международно-правовыми стандартами и др.

) негативно сказывается на качестве и эффективности осуществляемой в данной сфере политической, нормотворческой, дипломатической работы.

В целом же анализ политической роли туризма в истории России позволяет сделать вывод: если политический потенциал туризма не будет осознанно и целенаправленно использован государством в интересах укрепления его международного престижа, то он может быть использован «частным образом» в целях прямо противоположных — политической дестабилизации, насаждения националистической и антироссийской идеологии, формирования экстремистских настроений. 

Источник: http://mir-politika.ru/218-dinamika-politicheskoy-roli-turizma-v-istorii-rossii.html

6.3.7. Мусульманские религиозно-политические движения ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Оказывается он в радикальном и воинственном неприятии сторонниками традиционного ислама принципов, форм и целей любой его модернизации, обновления, неуклонное отстаивание исламских традиций.

Характерные черты его — противодействие процессам общей открытости мышления, деятельности, жизненных форм, противопоставление им абсолютной убежденности в собственной непогрешимости, незыблемости исповедуемых идеалов, осуждение любых альтернатив им, отстранение от остального общества.

Современный исламский фундаментализм предстает как категоричная и непримиримая требование радикальной исламизации общества на всех уровнях — политическом, экономическом, духовно-культурном.

Различают три категории исламских фундаменталистских течений.

радикальный фундаментализм

Представители его прибегают к военной борьбы против существующей власти, насилия, террора и проч. Объектами их борьбы является не только правительства, но и иностранцы: журналисты, дипломаты.

УМЕРЕННЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Влияние его сторонников наиболее заметен в сельской местности. Много внимания они уделяют работе школ, больниц, благотворительной деятельности, стремясь проиллюстрировать и смоделировать исламский дух и этику.

легальный фундаментализм

Представители его пытаются легально войти в парламент, местные органы власти, осуществить социальную реформу, воплощая в жизнь исламский идеал в рамках действующего законодательства. В Ливане в 1992 г. они одержали победу на парламентских выборах, вероятна была победа и в Алжире, но там выборы были отменены.

На самом деле различие между этими движениями не всегда четко очерчена. Иногда группировки объединяют различные методы с целью адекватного реагирования на изменения ситуации. Даже палестинский “Хамаз” признает временное перемирие с “врагами”, не отказываясь от “священной войны”.

ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Ему свойственна склонность к крайних взглядов и крайних действий в политике и идеологическом противоборстве, нетолерантность, не восприятия и неприятия других мнений, позиций и предпочтений, религиозная нетерпимость к норм, принципов и ценностей неісламського общества.

Идеологи его утверждают, что современные мусульманские общества потеряли свой исламский характер и на самом деле являются обществами джахілії1. Такая оценка сочетается с резкой критикой правящих режимов и их политики.

Она исходит из того, что политическая элита страны — неверные.

Относительно основной массы населения некоторые представители экстремизма утверждают, что неверные — все, кроме членов их группы, другие же считают, что, несмотря на ошибочность убеждений, большинство населения можно считать мусульманами.

Сторонники исламского экстремизма подчеркивают необходимость незамедлительных радикальных действий, в том числе насилия, ради установления “исламского порядка”, возможного только в результате прихода к власти “истинных” мусульман. Соответствие таких действий законодательству не существенная, поскольку главными считаются только нормы шариата (в их собственной интерпретации).

Современный исламский экстремизм является и религиозным, и политическим — религиозно-политически ориентированным экстремизмом. Основываясь на религии, он ставит перед собой политическую цель, активно действуя именно на политической арене.

ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Он является одной из форм религиозно-политической борьбы, в том числе насильственными методами, через дестабилизацию общества, государственно-политического строя в стране.

Религиозная основа его оказывается в индивидуальной мотивации, фанатизме членов группировок. Она признает акции, направленные на самоубийство, а гибель во время джихада — прямой дорогой в рай.

Поэтому большинство террористов не только готовы, но и стремятся погибнуть в такой способ, видя в террористическом акте не столько средство достижения определенной цели, сколько свое личное спасение в религиозном смысле.

Он считается формой служения Аллаху.

Терроризм в любых его проявлениях неприемлем. В правовом обществе недопустима сама идея применения силы, нагнетания угрозы жизни людей.

Источник: http://bibook.ru/books/33008/default.htm

Религиозно-политические доктрины

Этнополитические идеи и концепции.

Конец XХ в. ознаменован явлением так называемого “этнического ренессанса”, взрывом движений и выступлений на национально-этнической основе, разрабатывающих собственные политические концепции и программы.

В связи с этим возникли серьезные проблемы не только на территории бывшего СССР, но и во многих, казавшихся благополучными, сообществах: в Канаде, Испании, Бельгии. Распались Югославия и Чехословакия, не утихают межэтнические конфликты в Индии, Иране, Пакистане, Афганистане, Турции, Ираке и некоторых других странах.

Поскольку разграничить национальные интересы и националистические настроения весьма сложно, очень трудно найти пути разрешения межэтнических противоречий и конфликтов.

“Этнический ренессанс” породил множество этнополитических концепций, содержащих ряд общих черт:

· требование права на самоопределение этноса;

· претензию на неограниченное владение каждым этносом имеющейся у него территорией или территорией исторического проживания с её ресурсами;

· выдвижение этнополитических интересов в качестве приоритетных, что подразумевает превращение государства в инструмент защиты интересов преобладающего в стране этноса или нации и создание каких угодно маленьких, но мононациональных суверенных государств.

И без того пестрый конгломерат этнополитических концепций соединяется почти повсеместно с другими политическими идеологиями. Современная история России и других стран СНГ дает много примеров соединения идей суверенитета коренного этноса с религиозными, либеральными, социалистическими и даже коммунистическими идеалами.

Довольно часто, как и в других регионах планеты, рост национального самосознания ведет к негативным последствиям: отрицанию общечеловеческих ценностей, ущемлению интересов этносов, не имевших своих территорий проживания, неразборчивости в средствах достижения целей, оживлению предрассудков и традиций, осложняющих отношения между людьми различных национальностей.

Мировое сообщество серьезно озабочено проблемой переведения межэтнических и межнациональных конфликтов в плоскость мирного демократического решения, достижения баланса интересов различных этнических групп.

Религиозно-политические доктрины.

В последней четверти ХХ в. заметно усилилась роль религиозной идеологии в политике.

Во многих странах оживился клерикализм – политическое направление, широко использующее религию и церковь в борьбе за власть. Многие религиозные конфессии также не стоят в стороне от политической жизни.

На идейной основе некоторых религий развивается иногда несколько религиозно-политических течений, имеющих противоположные установки.

Католицизм. Большое влияние на политику оказывает глава католической церкви – папа, но главный канал воздействия католицизма на политическую жизнь в Европе – это христианско-демократические партии, сблизившиеся с неоконсерватизмом и воспринявшие его ценности (Бельгия, Италия, Польша, Германия).

В Латинской Америке, где проживает 60% всех католиков мира, на основе учения Э. Мунье развивается социал-христианское течение, отстаивающее модель персоналистского, плюралистического коммунитарного общества “социального участия”.

В этом регионе возникла отличающаяся радикализмом доктрина “теологии освобождения”, опирающаяся на новую трактовку библии и некоторые положения, заимствованные у марксизма. Она пытается соединить идею революционного освобождения от экономической и политической зависимости с идеей освобождения человека от “библейского” греха.

В 1960-х гг. “теология освобождения” получила распространение среди негритянского населения США в некоторых странах Африки (Анголе, ЮАР).

Ислам. В исламском мире роль религии в политике традиционно велика. Во многом это объясняется популярностью идеи халифата-государства, где существует единство политической и религиозной власти. Весьма условно можно выделить три течения внутри ислама: ортодоксальное, модернистское и фундаменталистское. Роль их в политической жизни общества различна.

Ортодоксы выступают с консервативных позиций, идеализируют традиционные общественно-политические отношения в обществе, являются противниками перемен.

Модернисты стремятся адаптировать религиозные идеи к потребностям либерально-демократических преобразований.

Фундаменталисты выступают за переустройство общества на основе установок раннего ислама и концепции халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухаммеда в полном объеме, а другие – выборочно.

В Средней Азии усиливается влияние ваххабизма – фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу, отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина и табака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры.

Они создали организацию боевиков, которая носит название “Братья-мусульмане” и имеет свой центр в Саудовской Аравии.

Подводя итог рассмотрения политических идеологий и политических течений современности, следует подчеркнуть, что большинство из них являются динамичными образованиями, стремятся своевременно реагировать на изменение ситуации, на возникающие проблемы. Политические идеологии взаимодействуют, при этом то одна, то другая периодически либо усиливают, либо ослабляет свое влияние.

Источник: https://studopedya.ru/2-67007.html

Ссылка на основную публикацию